• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

ОСАГО: ключевые факты

Данные представлены по состоянию на 29.02.2024.

1

В основном по ОСАГО застрахованы легковые автомобили физлиц. Их доля составляет 85%.

Количество полисов* по категориям транспортных средств (ТС), ед. 

* Количество полисов — количество первоначальных договоров страхования.
2

Типичный водитель — это опытный водитель среднего и старшего возраста. Доля водителей возрастом более 35 лет со стажем вождения более 10 лет составляет 58,6%

3

В 2022 году наблюдается небольшое снижение частоты убытков по сравнению с 2021 годом. По большинству сегментов оно было примерно одинаковым: аварийность по обычным легковым машинам граждан уменьшилась на 8,5% (с 4,8% до 4,4%), среди молодых и неопытных водителей — почти на 6% (с 7,9-12% до 7,4-11,4% и с 9,2-12,3% до 8,6-11,5% соответственно), по легковым такси и в сегменте автомобилей мощностью от 100 л.с. — на 10% (с 34,8% до 31,3% и с 5,2-5,8% до 4,7-5,2% соответственно).

Относительная частота убытков* в зависимости от категории ТС, %

* Относительная частота убытков - отношение частоты убытков по конкретному страховому сегменту к частоте убытков по всему рынку обязательного страхования.
Частота убытков - отношение количества осуществленных страховых выплат по договорам обязательного страхования, заключенным в период с 01.01.2018 по 31.03.2023, к количеству указанных договоров обязательного страхования.


4

Аварийность по легковым такси значительно выше, чем по обычным легковым машинам. Таксисты становятся виновниками аварии в 6,6 раз чаще, чем водители всех остальных легковых машин, а в сравнении с гражданами, которые управляют легковым автомобилем, используемым для личных целей — в 7,4 раза чаще.

5

Молодые водители попадают в аварии значительно чаще, чем взрослые. Водители возрастом до 25 лет попадают в аварии в 2,1 раза чаще, чем в среднем по рынку, возрастом 25-40 лет — на 1% реже, чем в среднем по рынку, а возрастом свыше 40 лет — на 34% реже, чем в среднем по рынку.

Средняя премия* за месяц по легковым автомобилям физических лиц, руб.

* Средняя премия — средняя фактическая премия по первоначальным договорам страхования.
6

Для некоторых категорий транспортных средств средняя премия может иметь ярко выраженную сезонность. Например, автовладельцы — дачники, заключающие договоры с ограниченным периодом использования машины, покупают полисы ОСАГО преимущественно в апреле — мае. Так как оплачивается только дачный период, средняя премия в эти месяцы заметно ниже.

7

По полисам мультидрайв аварийность на 90% выше, чем по договорам, где количество водителей ограничено.

Доля полисов мультидрайв* постоянно сокращается, %

* Для всех типов ТС.
8

В основном граждане водят безаварийно или с очень маленьким числом аварий. Значение коэффициента бонус-малус для таких граждан уменьшается с увеличением продолжительности периода безаварийного вождения, размер скидки при расчете премии по ОСАГО может достигать 54%. Высокоаварийные водители (в том числе, те, которые стали виновниками 3-х и более аварий в последние несколько лет) получают значительную надбавку при расчете страховой премии. Таких водителей немного — около 0,8%, но они попадают в аварии в 2,6 раза чаще, чем в среднем по рынку.

9

При пролонгации договоров ОСАГО в 2022 году для аккуратных и опытных водителей средний рост тарифа составил 8% (категория КБМ < 1 и стаж от 3 лет, на нее приходится 66% полисов, оформленных на легковые автомобили граждан).

Данные представлены по договорам страхования, заключенным с 1 января 2018 года по 31 марта 2023 года.
Источник данных — автоматизированная информационная система обязательного страхования Российского Союза Автостраховщиков.

Сохранить в PDF
Ответственное структурное подразделение: Департамент страхового рынка
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 17.04.2024