Интернет-приемная
Хотите обратиться в Банк России? Это можно сделать удобным для вас способом:
В мобильном приложении «ЦБ онлайн» у вас есть возможность в любой момент получить онлайн-консультацию от специалистов Банка России. Операторы чата 24/7 готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, пояснить значение того или иного термина и многое другое.
Если у вас есть вопросы о порядке установки или работе мобильного приложения, пишите на почтовый адрес mobile-help@cbr.ru.
Кроме этого, в «ЦБ онлайн» можно:
- Проверить финансовую организацию на наличие лицензии, узнать, оказывает ли она нужные услуги, и найти на карте ее ближайший офис.
- Почитать статьи и новости из мира финансов.
- Сообщить о нелегальной финансовой организации и финансовой пирамиде.
Обращаем внимание, что приложение не обрабатывает персональные данные. Поэтому, если вы считаете, что финансовая организация нарушает ваши права, то направить жалобу можно с помощью формы отправки обращения в электронном виде. Обязательно приложите все документы, имеющие отношение к сложившейся ситуации.
Если вам нужна информация справочного характера, вы можете задать вопрос оператору контактного центра. Единственное условие — ответ не должен требовать раскрытия конфиденциальной информации, в том числе персональной или относящейся к банковской тайне. Банк России никогда не запрашивает такую информацию и не предлагает совершать операции по вашим счетам. Остерегайтесь мошенников!
Контактный центр работает круглосуточно, без выходных.
В настоящее время нагрузка на операторов связи увеличена. Если вы не смогли связаться с нами, пожалуйста, перезвоните позднее.
Спорные ситуации можно решить быстрее, обратившись в банк, страховую или другую финансовую организацию напрямую. По закону они обязаны рассмотреть обращение и ответить заявителю в течение 15 рабочих дней. В некоторых случаях срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Если в финансовой организации вам не помогли или вы не получили ответ, можно пожаловаться в Банк России.
Банк России перенаправляет обращения и жалобы на действия финансовых организаций непосредственно в финансовую организацию, на которую жалуется заявитель, в течение 7 рабочих дней со дня регистрации.
Если вы отказались от перенаправления обращения или приложили к обращению копию ответа финансовой организации, то ваше обращение не будет перенаправлено.
В таком случае Банк России рассмотрит ваше обращение самостоятельно в течение 30 дней (срок может быть увеличен до 60 дней).
По вопросам работы официального сайта Банка России можно написать напрямую в службу поддержки: webmaster@mail.cbr.ru. Вопросы и обращения по другим темам по этому адресу не рассматриваются.
Банк России рассматривает обращения граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В течение трех дней на указанный вами адрес электронной почты поступит уведомление с регистрационным номером и датой регистрации обращения в Банке России.
Большинство ответов на обращения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) Банка России, которая юридически равнозначна собственноручной подписи (в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Электронный документ, подписанный УКЭП, принимается к рассмотрению во всех органах государственной власти России.
Обращаем ваше внимание, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности подачи жалоб в форме электронного документа на постановления по делу об административном правонарушении (определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении). Такие жалобы, направленные в Банк России в форме электронного документа, будут оставлены без рассмотрения по существу (решения Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2019 № 20-ААД19-2, от 13.06.2019 № 11-ААД19-4, от 27.09.2018 № 53-ААД18-10).
Личный прием граждан осуществляется по предварительной записи. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, касающиеся Вашего вопроса (при их наличии).
Бесплатно для звонков из регионов России:
В соответствии с тарифами вашего оператора:
Узнать статус обращения
Здесь вы можете проверить статус рассмотрения обращения по номеру и дате его регистрации в Банке России. Информация о статусе поступит по электронной почте в течение нескольких минут.
Узнать статус обращенияОтветы на популярные вопросы
Кредитные каникулы для участников специальной военной операции. Больше вопросов-ответов
Что изменилось для граждан и компаний после ввода санкций против Московской Биржи? Как рассчитывается курс доллара и евро?
Граждане и компании с 13 июня 2024 года не могут покупать и продавать доллары США и евро на бирже, но могут продолжать покупать и продавать их через российские банки. Все средства в долларах США и евро на счетах и вкладах остаются сохранными. По ним сохраняется прежний режим выдачи средств, установленный Банком России.
Банк России рассчитывает официальный курс рубля по внебиржевому рынку. Методология расчета опубликована на нашем сайте. Курс остается единым и рыночным, лишь изменяется круг данных для его расчета. Следует отметить, что и международный валютный рынок, и внутренние валютные рынки большинства стран мира являются именно внебиржевыми. Биржевая торговля валютой не является необходимым условием для конвертируемости национальной валюты, свободного обращения иностранной валюты и рыночного курсообразования.
Курс рубля к ключевым валютам определяется балансом спроса и предложения валюты, полученной от внешнеторговой деятельности, и не зависит от торговой площадки, на которой заключаются сделки.
При выдаче кредита мне навязали страховку к нему. Она мне не нужна, как за нее вернуть деньги?
В течение 30 дней («период охлаждения») со дня получения страховки заемщик может подать заявление о возврате денег за нее.
С заявлением необходимо обратиться к страховщику, если страховка индивидуальная (страхователем является заемщик), или в банк, если страховка была оформлена в форме присоединения заемщика к договору коллективного страхования.
При отсутствии страхового случая страховщик/банк обязан вернуть денежные средства в течение 7 рабочих дней. Если договор страхования заключен для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору — деньги за страховку возвращаются в полном объеме. В иных случаях деньги возвращаются в сумме, уплаченной заемщиком за услугу, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения страховой компанией заявления об отказе.
При этом если заемщик обратился в
Следует иметь в виду, что после отказа заемщика от заключения договора страхования или отказа от договора банк вправе увеличить ставку по кредиту до размера ставки (на дату предоставления) по кредитам (займам), предоставляемым без заключения договора добровольного страхования, если такое увеличение предусмотрено договором потребительского кредита (займа).
Обращаем внимание, что при заключении кредитного договора вы можете отказаться от любых дополнительных услуг. Кредитор не имеет права за вас проставлять отметки о согласии на такие услуги.
Звонят ли работники Банка России через мессенджеры?
Сотрудники Банка России, а также государственных и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры. Так поступают мошенники, которые представляются в том числе сотрудниками Банка России. Иногда злоумышленники направляют в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение с логотипом и печатью Банка России. Такие документы иногда содержат имена реальных сотрудников, сведения о которых мошенники могут получить на сайте регулятора или каким-либо другим способом. Высылая фальшивое удостоверение, они рассчитывают добиться доверия, чтобы потом обманом выманить у человека деньги или оформить на него кредит.
Если вам позвонили якобы «работники» Банка России или правоохранительных органов и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Никому и никогда не переводите деньги и не сообщайте свои личные и финансовые данные по просьбе незнакомого абонента, кем бы он ни представлялся.
О схемах мошенников можно почитать на сайте «Финансовая культура», а также на официальном сайте Банка России в подразделе «Противодействие мошенническим практикам».
Звонят из банка и сообщают, что кто-то пытается оформить кредит на мое имя. Что делать?
Как изменяется процесс рассмотрения обращений, поступивших в Банк России, с 1 июля 2024 года?
С 1 июля 2024 года поступившее в Банк России обращение физического лица о нарушении какой-либо финансовой организацией его прав в течение 7 рабочих дней направляется для рассмотрения в финансовую организацию, действия (бездействие) которой обжалуются.
Цели изменений:
- повышение ответственности финансовых организаций в части рассмотрения обращений потребителей;
- ускорение решения проблем заявителя напрямую с финансовой организацией;
- повышение удовлетворённости потребителей от взаимодействия с финансовыми организациями;
- повышение доверия к финансовому рынку.
Для скорейшего решения вопроса рекомендуем в первую очередь письменно обратиться в финансовую организацию, поскольку именно ее сотрудники владеют полной информацией по Вашей ситуации. Информируем Вас, что с 1 июля 2024 годя для финансовых организаций законодательно установлен срок ответа 15 рабочих дней на обращения заявителей. Если ответ финансовой организации Вас не устроит, можно обратиться в интернет-приемную Банка России, приложив ответ финансовой организации и все имеющиеся документы.
На сайте «Финансовая культура» можно узнать о том, как накопить, сохранить и приумножить средства, избежать финансовых проблем, не угодить к мошенникам и многое другое.