Любому предпринимателю важно, чтобы взаимодействие с банком было комфортным и оперативным. Но иногда бизнес сталкивается со сложностями: банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета.
Как правило, ограничения вводятся, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает законодательство в сфере кибербезопасности, противодействия отмыванию доходов или законодательство о таможенном регулировании, налогах и сборах. Чтобы узнать причину подобной ситуации, надо обратиться в свой банк.
Например, банк обязан приостановить использование банковской карты и онлайн-банкинга, если информация о клиенте содержатся в базе данных Банка России о мошеннических переводах и сведения об этом поступила от МВД России. Это предусмотрено Федеральным законом №
Операции по счету могут быть также ограничены, потому что клиент нарушает законодательство о таможенном регулировании, Налоговый кодекс или приказы ФНС. Например, клиент включен в «Перечень должников ФТС России», в срок не представляет налоговую отчетность и так далее. Уточнить причину ограничения операций по счету можно в банке. Затем следует устранить нарушение – оплатить задолженность по уплате таможенных платежей и пеней, подать декларацию, уплатить налоги и подать в ФНС документы, подтверждающие это.
Банки также обязаны выявлять подозрительные операции по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон №
Банк рассматривает такие заявления в течение 7 рабочих дней.
Отказ можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия банком решения об отказе, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (МВК). Это можно сделать на сайте Банка России, выбрав соответствующую тему в Интернет-приемной.
Банк должен в течение 5 дней сообщить клиенту о присвоении ему высокого уровня риска и применении соответствующих мер.
Банк России, исходя из собственных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с помощью специального сервиса – платформы «Знай своего клиента». Если высокий уровень риска присвоен и банком, и регулятором, то проведение операций по счету такого клиента прекращается. Банк применяет к клиенту меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона №
На сайте Банка России с помощью специального сервиса можно проверить, относится ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель к группе высокого уровня риска.
Банк России рассматривает такие заявления в течение 15 рабочих дней.
Если высокий уровень риска присвоен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю платформой «Знай своего клиента», но банк не применил ограничительные меры, высокий уровень риска можно оспорить в Банке России. Для этого надо обратиться через Интернет-приемную, выбрав тему «Обращение в Банк России о пересмотре высокого уровня риска в платформе «Знай своего клиента», и представить необходимые документы. Если в таком случае пересмотреть уровень риска не удалось, можно в течение 6 месяцев обратиться в МВК.
Заявления в МВК подаются через Интернет-приемную или направляются в письменном виде по адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В.
Подробнее читайте в рекомендациях Банка России.
При необходимости для обращений в банк и Межведомственную комиссию при Банке России можно использовать приложенные шаблоны заявлений.