• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Любому предпринимателю важно, чтобы взаимодействие с банком было комфортным и оперативным. Но иногда бизнес сталкивается со сложностями: банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета.

Как правило, ограничения вводятся, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает законодательство в сфере кибербезопасности, противодействия отмыванию доходов или законодательство о таможенном регулировании, налогах и сборах. Чтобы узнать причину подобной ситуации, надо обратиться в свой банк.

Например, банк обязан приостановить использование банковской карты и онлайн-банкинга, если информация о клиенте содержатся в базе данных Банка России о мошеннических переводах и сведения об этом поступила от МВД России. Это предусмотрено Федеральным законом № 161-ФЗ. Клиент может обратиться с заявлением об исключении сведений из нее в любой из банков, клиентом которого он является, либо направить заявление в Банк России через Интернет-приемную.

Операции по счету могут быть также ограничены, потому что клиент нарушает законодательство о таможенном регулировании, Налоговый кодекс или приказы ФНС. Например, клиент включен в «Перечень должников ФТС России», в срок не представляет налоговую отчетность и так далее. Уточнить причину ограничения операций по счету можно в банке. Затем следует устранить нарушение – оплатить задолженность по уплате таможенных платежей и пеней, подать декларацию, уплатить налоги и подать в ФНС документы, подтверждающие это.

Банки также обязаны выявлять подозрительные операции по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон № 115-ФЗ). Кредитные организации действуют на основании собственных правил внутреннего контроля и оценивают уровень риска каждого клиента и в зависимости от этого выстраивают с ним свои отношения. Если банк считает, что клиент проводит подозрительные операции, он имеет право отказать ему в такой операции или в заключении договора банковского счета.

Банк рассматривает такие заявления в течение 7 рабочих дней.

Отказ можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия банком решения об отказе, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (МВК). Это можно сделать на сайте Банка России, выбрав соответствующую тему в Интернет-приемной.

Банк должен в течение 5 дней сообщить клиенту о присвоении ему высокого уровня риска и применении соответствующих мер.

Банк России, исходя из собственных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с помощью специального сервиса – платформы «Знай своего клиента». Если высокий уровень риска присвоен и банком, и регулятором, то проведение операций по счету такого клиента прекращается. Банк применяет к клиенту меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ. Обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев после того, как получено сообщение о применении мер. 

На сайте Банка России с помощью специального сервиса можно проверить, относится ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель к группе высокого уровня риска.

Банк России рассматривает такие заявления в течение 15 рабочих дней.

Если высокий уровень риска присвоен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю платформой «Знай своего клиента», но банк не применил ограничительные меры, высокий уровень риска можно оспорить в Банке России. Для этого надо обратиться через Интернет-приемную, выбрав тему «Обращение в Банк России о пересмотре высокого уровня риска в платформе «Знай своего клиента», и представить необходимые документы. Если в таком случае пересмотреть уровень риска не удалось, можно в течение 6 месяцев обратиться в МВК.

Заявления в МВК подаются через Интернет-приемную или направляются в письменном виде по адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В.

Подробнее читайте в рекомендациях Банка России.

При необходимости для обращений в банк и Межведомственную комиссию при Банке России можно использовать приложенные шаблоны заявлений.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 23.10.2025