• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Количество жалоб на страховщиков и брокеров снизилось, на банки и МФО – выросло: итоги I квартала

5 мая 2025 года
Новости
Поделиться

В январе — марте количество жалоб в Банк России от потребителей финансовых услуг и инвесторов увеличилось на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего поступило почти 95 тыс. жалоб.

На 44,6% уменьшилось число жалоб по вопросам страхования. Это связано прежде всего с тем, что изменилась процедура оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ). Такая тема раньше была самой распространенной среди жалоб на ОСАГО. Сейчас граждане могут самостоятельно узнать свой КБМ в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы. Если они не согласны с его значением, то там же могут оставить обращение с просьбой пересчитать его. Снизилось также количество жалоб на страхование от несчастных случаев и болезней и на страхование жизни.

Меньше стало претензий к профессиональным участникам рынка ценных бумаг — на 27,5%, в лидерах снижения — жалобы от инвесторов о сложностях с распоряжением активами из-за санкций (сокращение в 4 раза).

В сегменте обращений, связанных с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), на 31,4% сократились жалобы на несогласие людей с переходом из Социального фонда России в НПФ, а также между НПФ.

Продолжается снижение жалоб на навязывание платных услуг при кредитовании. Их стало меньше на 42,2%, в том числе благодаря тому, что с прошлого года кредиторы обязаны информировать заемщиков об услугах, которые они приобрели вместе с кредитом, и уведомлять о праве отказаться от них в течение 30 дней.

Для противодействия мошенническим операциям Банк России в июле 2024 года обязал банки приостанавливать подозрительные операции, чтобы предотвратить хищение средств. В связи с этим в I квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2024 года заметно увеличилось количество обращений граждан из-за приостановки дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Это внесло вклад в увеличение общего числа жалоб, связанных с банками. По сравнению с I кварталом 2024 года их число выросло на 36,8%. При этом по результатам рассмотрения большинства обращений по вопросу блокировки ДБО банки подтвердили его использование в мошеннических целях.

Больше чем на 10% выросли жалобы на микрофинансовые организации (МФО). Потребители жаловались на сложности с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг и на оформление займов без их согласия. Также поступают обращения от клиентов МФО с требованием, сформированным под влиянием рекомендаций в соцсетях, пересчитать их задолженность.

Фото на превью: ImageBROKER / Shutterstock / Fotodom