• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Финансовая грамотность и ответственное финансовое поведение российских домохозяйств

Зверева В. (МГУ), Синяков А., Шелованова Т.

В конце 2023 года в России была принята обновленная Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. В отличие от предыдущей стратегии, в новом документе целью признается не только финансовая грамотность, но и финансовая культура. Культура — это нормативное, ответственное с точки зрения общества поведение. Обновленная стратегия делает актуальным вопрос о связи финансовой грамотности и ответственного финансового поведения.

Данные «Всероссийского обследования населения по потребительским финансам» за 2020 и 2022 годы используются авторами для исследования этого вопроса.

Ответственное с точки зрения общества финансовое поведение включает:

— «сглаживание потребления» домохозяйствами из-за неравномерной динамики доходов во времени через сберегательное поведение или спрос на кредиты. В частности, желательным является пенсионное планирование как «сглаживание потребления» в течение жизни;

— диверсификацию активов — многообразие активов для исключения несистематического риска из портфеля сбережений и тем самым для снижения колебаний дохода;

— продуманность и расчетливость финансовых решений на основе анализа информации, правильное восприятие макроэкономических трендов (а также уверенность в будущем);

— отсутствие спекулятивных инвестиций и повышенной долговой нагрузки.

Для измерения ответственного поведения в работе используется 53 показателя, объединенных в 10 групп, на основе которых рассчитывается сводный индекс — показатель ответственного финансового поведения. Показатель финансовой грамотности включает вопросы для измерения уровня математических и экономических знаний и навыков.

При объяснении вариации ответственного поведения авторы учитывают показатели-конкуренты финансовой грамотности: уровень образования, финансовый опыт (в том числе опыт финансовых кризисов), персональные предпочтения (склонность к риску, горизонт планирования и дисконтирования будущего, самоуверенность, оптимизм). Также включены прочие стандартные социодемографические контрольные переменные.

Для решения проблемы эндогенности финансовой грамотности, искажающей оценку возможных причинно-следственных связей, в статье используется набор инструментальных переменных.

Результаты свидетельствуют, что показатель финансовой грамотности статистически значимо и положительно связан с показателем ответственного финансового поведения. При этом общий уровень образования тоже значимо и положительно коррелирует с ответственным финансовым поведением. Численно переход от среднего к высшему образованию связан с меньшим по величине приростом ответственного поведения, чем переход от полной финансовой неграмотности к полной грамотности.

Среди 10 компонентов ответственного финансового поведения финансовая грамотность положительно связана со сберегательной активностью, диверсификацией портфеля активов. При росте грамотности восприятие макроэкономических трендов, таких как оценка инфляции в прошлом, динамика курса рубля или ставок по вкладам, становится более точным. Связь с пенсионным планированием без учета вложений в негосударственные пенсионные фонды оказывается отрицательной. Из персональных характеристик примечательна положительная корреляция склонности к риску с пенсионным планированием. В целом повышение финансовой грамотности на индивидуальном уровне может помочь в сглаживании потребления (посредством сбережений, их диверсификации), а на уровне макроэкономики — в развитии экономики и инструментов финансового рынка.

Ни спекулятивные инвестиции, ни избыточная долговая нагрузка не обнаруживают связи с финансовой грамотностью. Хорошей новостью была бы статистически значимая отрицательная связь. Могут оказаться полезными целевые усилия по формированию финансовой культуры в этих аспектах финансового поведения, а не меры общего повышения финансовой грамотности.

Ознакомиться с полным текстом исследования
Приложение

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 20.08.2024