• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Идентификация товаров-маркеров и влияние их цен на инфляционные ожидания российских домохозяйств

В. Грищенко, Д. Гасанова, Г. Кореняк, Е. Фомин

Последние исследования показывают, что инфляционные ожидания домохозяйств могут служить примером ограниченной рациональности. Люди склонны формировать свои прогнозы по инфляции на основе цен товаров и услуг, которые они приобретают наиболее часто, — мы называем их «товарами-маркерами». В данной работе мы предлагаем новый метод идентификации таких компонентов потребительской корзины. Наш новый алгоритм полного перебора автоматически выбирает из массива цены товаров и услуг и составляет из них потребительские корзины. Затем он отбирает лучшие корзины, исходя из способности индексов корзин прогнозировать инфляционные ожидания российских домохозяйств по данным опроса ООО «инФОМ». В результате мы получаем декомпозиции инфляционных ожиданий на товары-маркеры, обладающие хорошими прогностическими свойствами (по сравнению с ориентиром — авторегрессией первого порядка). Для проверки робастности мы используем альтернативный метод (оптимизацию с регуляризацией) и разные метрики инфляционных ожиданий. Среди полученных нами списков товаров-маркеров встречаются в основном не продукты питания, а товары длительного пользования. Примечательно, что цены на нефть или бензин, которые часто называют товарами-маркерами в научной литературе, не относятся к данной категории для России.

Ознакомиться с полным текстом исследования
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 10.10.2023