• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Творчество Джузеппе Верди

Дата выпуска
17.10.2013
Каталожный номер
5115-0092
Сокровищница мировой культуры
Дата выпуска
17.10.2013
Каталожный номер
5115-0092
Номинал
25 рублей
Качество
пруф
Металл, проба
серебро 925/1000
Масса общая, г
169,00 (±0,85)
Содержание химически чистого металла не менее, г
155,50
Диаметр, мм
60,00 (±0,50)
Толщина, мм
6,60 (±0,50)
Тираж, шт.
1 000

Аверс

в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска "2013 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

на зеркальном поле диска внизу слева – рельефный фрагмент портрета Джузеппе Верди работы Джованни Болдини, на втором плане справа – здание Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге, над ним – факсимильная подпись композитора, вверху справа – фрагмент партитуры, слева – контуры Петропавловской крепости, слева у канта – надпись полукруглом: "ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ".

Авторы

Художник: А.Д. Щаблыкин.
Скульптор: А.Ф. Андронов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 252 рифления.

Историко-тематическая справка

Историческая справка

Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов

Серия: Сокровищница мировой культуры

Творчество Джузеппе Верди

Каталожный номер: 5115-0092

Джузеппе Фортунато Франческо Верди (1813-1901) — итальянский композитор, непревзойденный мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы.

Необычайная музыкальная одаренность проявилась у Джузеппе Верди — сына крестьянской семьи в Ломбардии — уже в раннем детстве. До 10 летнего возраста он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло ему получить городскую стипендию для продолжения музыкального образования в Милане. Однако в Миланскую консерваторию его не приняли, и он начал заниматься частным образом у педагога Лавинья, с помощью которого мог бесплатно посещать спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын.

Счастливый случай помог Дж. Верди получить заказ на оперу для театра «Ла скала», которая с успехом была поставлена на его сцене в 1838 под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но эти первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни композитора: менее чем за два года (1838-1840) умерли его дочь, сын и жена. Оставшись один и перенеся такие удары судьбы, Дж. Верди был вынужден выполнить принятый ранее заказ на комическую оперу «Король на час, или Мнимый Станислав». Опера потерпела провал, и потрясенный Верди записывает: «я... принял решение никогда больше не сочинять».

Побороть тяжелый душевный кризис Джузеппе Верди помогла работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»). Ее постановка в 1842 году имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела будущая жена Верди Джузеппина Стреппони). Успех окрылил композитора, каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Джузеппе Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни не сходят с оперных сцен мира. Произведения Дж. Верди 1840-х годов относятся к историко-героическому жанру, характерному массовыми сценами, героическими хорами, мужественными маршевыми ритмами, эмоциональными характерами персонажей. В этих работах Дж. Верди не только творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти, но и демонстрирует черты своего собственного, неповторимого реформаторского стиля («Макбет», «Луиза Миллер»).

В 1851 увидела свет опера «Риголетто» (по драме Виктора Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Джузеппе удалось не только раскрыть мир чувств, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык этих произведений пронизан темами итальянской народной песни.

В 1850-60-х гг. Джузеппе Верди были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (для Парижской оперы, 1867), «Аида» (по заказу правительства Египта, 1870), «Симон Бокканегра» (1875), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1893). В некоторых из них композитор вновь обращается к историко-героическому жанру. Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони побудила Дж. Верди на создание «Реквиема» (1874) — великолепного творения шестидесятилетнего маэстро. Над оперой «Отелло» композитор работал восемь лет (1879-1887). Ее премьера в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В опере «Фальстаф», созданной Дж. Верди в год своего восьмидесятилетия по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы», композитор на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

В последние годы жизни Джузеппе Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

Источник: сайт www.belcanto.ru

Страница была полезной?