В Приволжье стало меньше жалоб на мисселинг в финансовых организациях
Во втором квартале 2020 года от жителей приволжских регионов* в Банк России поступило 48 жалоб (в том числе 11 – из Нижегородской области) на мисселинг – попытки представителей финансовых организаций продать клиентам одни финансовые продукты под видом других без объяснения существенных различий между ними и рисков каждого продукта. В первом квартале текущего года жители Приволжья направили в Банк России 113 таких жалоб (в том числе 37 – из Нижегородской области).
Банк России считает важным, чтобы потребитель мог не только четко понять, что именно он приобретает, но и легко сравнить одинаковые продукты в разных финансовых организациях. Решить эту задачу предлагается с помощью единых ключевых информационных документов (КИД) финансовых продуктов. Такой документ должен быть написан простым языком, без использования мелкого шрифта и не должен превышать двух-трех страниц печатного текста. По мнению регулятора, использование КИД позволит сделать отношения между потребителем и продавцом финансовых продуктов более прозрачными и поможет повысить уровень доверия к рынку в целом.
При этом даже после вступления в действие КИД потребителям все равно следует внимательно читать любой договор на оказание финансовых услуг, перед тем как его подписывать. Специалисты Волго-Вятского ГУ Банка России рекомендуют уделить особое внимание следующим моментам, которые должны быть отражены в договоре на приобретение финансовой услуги или продукта:
- Какие обязанности сторон прописаны в договоре? На какой срок заключается договор? Что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше срока? Сколько денег вам вернут?
- С кем именно вы заключаете договор – с банком или иной организацией (страховой компанией, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда)?
- Попадают ли ваши инвестиции в государственную систему страхования вкладов?
- Гарантирована ли доходность по вашим вложениям и какая? Как осуществляется ее расчет?
- Будут ли удержаны с вас какие-либо комиссии?
Если гражданин считает, что представители финансового рынка нарушают его права, он может обратиться в Интернет-приемную Банка России на официальном сайте cbr.ru или позвонить на горячую линию по телефону: 8-800-300-3000.
*Регионы присутствия Волго-Вятского ГУ Банка России: Нижегородская, Кировская, Самарская, Саратовская, Пензенская, Ульяновская области; республики: Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия.
Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации