• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Изменения условий банковского кредитования в IV квартале 2010 года1 (результаты обследования)

Основные итоги обследования

В IV квартале 2010 г. на российском кредитном рынке продолжала повышаться доступность кредитов для всех категорий заемщиков (таблица, рис. 1)2. В наибольшей степени смягчались условия банковского кредитования (УБК) для населения (рис. 2)3. Основной фактор смягчения УБК — конкуренция между банками (рис. 4), проявлявшаяся прежде всего в снижении процентных ставок и расширении спектра направлений кредитования (рис. 3). Аналогичные тенденции наблюдались и в большинстве регионов, участвовавших в соответствующем региональном обследовании4.

Смягчение УБК в течение 2010 г. было следствием послекризисного восстановления российской и мировой экономики (улучшения условий внешнего и внутреннего фондирования, стабилизации состояния нефинансовых заемщиков), а также мер Банка России по поддержке российской банковской системы и стимулированию кредитования нефинансового сектора. К концу 2010 г. потенциал этих факторов смягчения УБК был в значительной мере исчерпан. Сворачивались многие меры Банка России, введенные в условиях кризиса, были преодолены наиболее острые проблемы нефинансового сектора, привлекательность заимствований на мировом рынке не увеличивалась. В связи с этим условия банковского кредитования в IV квартале 2010 г. смягчались слабее, чем в III квартале. При этом банки — участники обследования ожидали, что в I квартале 2011 г. смягчение УБК будет еще более слабым.

В IV квартале отмечался сезонный рост спроса на кредиты со стороны всех категорий заемщиков (рис. 5). В I квартале 2011 г., по ожиданиям банков — участников обследования, рост спроса замедлится.

Индексы изменения условий банковского кредитования в России (BLT)

III квартал 2010 г. IV квартал 2010 г. I квартал 2011 г.*
Кредитование крупных корпоративных заемщиков -58,7 -46,9 -30,8
Кредитование малого и среднего бизнеса -60,5 -52,5 -50,8
Кредитование населения -71,1 -77,8 -65,6
Кредитование всех категорий заемщиков (BLT) -63,4 -59,0 -49,1
Справочно
Кредитование всех категорий заемщиков (BLT) в США -1,2 -1,2
Кредитование всех категорий заемщиков (BLT) в зоне евро 3,3 3,8 2,8

* Ожидания.

Результаты обследования банков

В IV квартале 2010 г. большинство анализируемых факторов способствовало смягчению УБК для всех трех категорий заемщиков (рис. 6). Влияние этих факторов на условия банковского кредитования существенно ослабло по сравнению с III кварталом. Исключением стала лишь конкуренция на рынке капитала: ее роль в изменении УБК возросла, став, по мнению банков — участников обследования, определяющей.

Продолжение сворачивания Банком России антикризисных мер по поддержке банковской системы привело к изменению характера влияния условий по операциям Банка России на УБК: в IV квартале они способствовали некоторому ужесточению условий банковского кредитования. Более того, банки-участники ожидают, что и в I квартале 2011 г. операции Банка России будут способствовать ужесточению УБК, связывая это с возможным повышением ставки рефинансирования Банка России.

В IV квартале 2010 г. ослабло и смягчающее влияние условий внешнего фондирования. Однако значимость операций как с нерезидентами, так и с Банком России для формирования банковских пассивов на протяжении всего 2010 г. постепенно снижалась.

В IV квартале все анализируемые условия банковского кредитования для всех категорий заемщиков в той или иной степени смягчились (рис. 9, 11, 13). Основным направлением смягчения УБК оставалось снижение процентных ставок, однако оно проявлялось слабее, чем в предыдущем квартале. Возможности снижения ставок постепенно исчерпывались, поэтому банки переключали внимание на иные условия: вводили новые типы кредитов, смягчали требования к обеспечению, снижали дополнительные комиссии (в IV квартале упомянутые условия банковского кредитования смягчались в большей степени, чем в III квартале).

В IV квартале российские банки смягчали УБК для населения значительнее, чем для других категорий заемщиков. Почти 80% обследованных банков сообщили о смягчении условий кредитования населения (рис. 8), в то время как для других групп заемщиков этот показатель не превышал 55%. Столь интенсивное смягчение УБК для населения может объясняться усилением конкуренции между банками за новых клиентов.

Наибольший вклад в смягчение УБК внесло изменение ценовых условий кредитования (рис. 9). Более 60% обследованных банков сообщили о снижении ставок по кредитам для данной категории заемщиков. Значительно активнее, чем в III квартале, смягчались и условия по дополнительным комиссиям.

Неценовые условия кредитования в IV квартале также смягчались. Активное смягчение условий по объемам кредитов могло быть связано с конкуренцией за наиболее привлекательных клиентов — физических лиц. Банки-участники отметили также существенное смягчение других условий кредитования: снижение первоначальных взносов по отдельным программам ипотечного и автокредитования, смягчение требований к кредитной истории заемщиков, сокращение пакета документов, предоставляемых заемщиком. Благодаря снижению базовых ставок по кредитам, сопровождавшемуся смягчением требований к финансовому положению заемщика и обеспечению по кредиту, объем кредитного портфеля существенно увеличился.

Влияние ситуации в нефинансовом секторе на УБК для физических лиц в IV квартале ослабло. Это может быть связано с замедлением темпов роста реальных доходов населения.

По оценкам обследованных банков, при сохранении сложившихся в IV квартале тенденций в 2011 г. продолжатся смягчение ценовых условий кредитования населения и расширение линейки кредитных продуктов для данной группы заемщиков, хотя и несколько меньшими темпами, чем в конце 2010 г.: cвыше 65% банков планируют продолжить смягчение условий банковского кредитования для населения в I квартале 2011 года.

Условия банковского кредитования крупных корпоративных заемщиков в IV квартале 2010 г. смягчились меньше, чем условия кредитования остальных категорий заемщиков. При этом отдельные банки — участники обследования отметили, что условия кредитования крупных корпоративных заемщиков несколько ужесточились (рис. 10). Это может объясняться тем, что из-за сохранения жестких требований к кредитному качеству заемщика (рис. 11) среди новых кредитов, предоставленных во второй половине 2010 г., преобладали кредиты наиболее надежным заемщикам по низким процентным ставкам. В условиях сохранения значительных объемов обязательств по депозитам населения, привлеченных по сравнительно высоким ставкам в 2009 г., понижение ставок по кредитам крупным корпоративным заемщикам снижало привлекательность данных кредитных операций для банков.

В IV квартале банки вводили новые направления кредитования крупных корпоративных заемщиков, в том числе за счет смягчения требований к обеспечению заимствований.

Почти 65% обследованных банков не собирались в I квартале 2011 г. смягчать условия кредитования данной категории заемщиков, а отдельные банки были намерены их ужесточать.

В сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в IV квартале банки придерживались осторожной политики отбора потенциальных заемщиков. Доля банков, смягчивших требования к финансовому положению заемщиков малого и среднего бизнеса, составила немногим более 10%.

Доля банков, смягчивших УБК заемщиков — предприятий малого и среднего бизнеса в анализируемый период и планирующих продолжать их смягчение в следующем квартале, несколько превышала аналогичные показатели для крупных компаний (рис. 10, 12). Это может свидетельствовать о том, что для банков кредитование МСБ было более привлекательным, чем кредитование крупных корпоративных заемщиков.

В IV квартале 2010 г. более 50% обследованных банков сообщили о снижении ставок по кредитам МСБ. Активно смягчались и условия по дополнительным комиссиям (более 15% обследованных банков против 7% в III квартале).

Смягчение в IV квартале неценовых условий кредитования МСБ, как и при кредитовании крупных корпоративных заемщиков, проявлялось главным образом во введении новых направлений кредитования и снижении требований к обеспечению заемных средств (рис. 13).

Особенности региональных обследований

В IV квартале 2010 г. в региональном разрезе изменения УБК были сравнительно однородными: банки смягчали условия кредитования почти во всех обследованных регионах примерно в одинаковой степени (рис. 14), несколько меньшей, чем в III квартале. Единственным исключением стала Костромская область, в которой в IV квартале отмечалось наименьшее смягчение УБК для населения и крупных корпоративных заемщиков, а по кредитам предприятиям МСБ зафиксировано даже ужесточение условий кредитования.

Почти во всех регионах основным направлением смягчения УБК было снижение ставок (рис. 15), обусловленное прежде всего конкуренцией между банками (рис. 16). Лишь в Ставропольском крае участники обследования указали увеличение размера кредита как наиболее смягчающееся условие. Доля банков, указавших конкуренцию на рынке капитала в числе факторов, способствовавших смягчению УБК, в IV квартале составила около 65%, увеличившись по сравнению с III кварталом.

Другим важным фактором, способствовавшим изменению УБК, в IV квартале оставалось улучшение условий внутреннего фондирования, что отметили около 20% обследованных банков. Наиболее значим этот фактор был в Калининградской области, Ставропольском крае и Республике Башкортостан.

В отношении требований к финансовому положению заемщиков банки придерживались консервативной политики, слабо смягчая или даже ужесточая эти требования.

Различия в региональных изменениях УБК определялись влиянием условий внешнего фондирования и операций Банка России. В Ставропольском крае, Костромской и Тюменской областях эти факторы способствовали ужесточению отдельных УБК. В остальных регионах все условия банковского кредитования смягчились или не претерпели существенных изменений.

Таблица 1. Индексы изменения условий банковского кредитования

Условия кредитования в целом Ожидание изменения условия кредитования в целом Размер кредита Срок кредита Уровень ставок Дополнительные комиссии Требования к финансовому положению заемщика Требования к обеспечению Спектр направлений кредитования Другие условия
Россия Крупные компании -25,8 -15,4 -0,8 -3,8 -31,5 -3,9 0,0 -10,9 -11,5 -3,4
МСБ -28,7 -27,9 -9,0 -4,1 -27,0 -7,5 -4,9 -13,3 -14,8 -3,7
Население -44,4 -35,9 -20,3 -9,4 -32,8 -22,2 -10,2 -8,7 -20,3 -17,4
Башкортостан Крупные компании -17,9 -7,1 0,0 -35,7 3,6 0,0 -3,6 -7,1 -3,6
МСБ -30,0 -6,7 -6,7 -36,7 -3,3 3,3 -10,0 -10,0 -3,3
Население -35,7 -14,3 0,0 -32,1 -14,3 -7,1 -14,3 -14,3 -7,1
Иркутская область Крупные компании -28,6 -28,6 -7,1 -10,7 -25,0 -7,7 -3,8 -3,8 -10,7 0,0
МСБ -25,0 -42,9 -10,7 -7,1 -39,3 -3,8 -3,8 -7,7 -7,1 -13,6
Население -37,5 -45,8 -8,3 -4,2 -37,5 -8,3 0,0 -9,1 12,5 -22,7
Калининградская область Крупные компании -27,8 -27,8 5,6 -11,1 -27,8 0,0 -11,1 -5,6 -11,1 0,0
МСБ -38,9 -44,4 -5,6 -11,1 -50,0 -5,6 0,0 -22,2 -27,8 -6,3
Население -41,7 -57,1 -8,3 -25,0 -58,3 0,0 -8,3 -25,0 -33,3 -20,0
Костромская область Крупные компании -7,7 -23,1 -12,5 -8,3 -27,3 0,0 12,5 4,2 -4,2 0,0
МСБ 3,6 -23,1 -4,2 -8,3 -27,3 4,2 25,0 11,5 3,8 0,0
Население -13,6 -22,7 -10,0 -5,0 -33,3 0,0 15,0 0,0 -15,0 0,0
Краснодарский край Крупные компании -27,8 -8,8 -14,7 -50,0 -23,5 -2,9 -2,9 0,0 -25,0
МСБ -27,8 -11,8 -14,7 -47,1 -20,6 -2,9 -2,9 0,0 -25,0
Население -27,8 -23,5 -23,5 -47,1 -41,2 0,0 -8,8 -14,7 -16,7
Новосибирская область Крупные компании -17,4 -13,0 -6,5 -4,3 -17,4 -2,2 -2,2 -6,5 -8,7 0,0
МСБ -40,9 -29,5 -9,1 -16,7 -34,1 -11,4 -2,3 -15,9 -18,2 -50,0
Население -41,7 -33,3 -22,9 -8,3 -33,3 -25,0 -6,3 -6,3 -14,6 -75,0
Оренбургская область Крупные компании -19,0 -25,9 -3,4 -10,7 -19,0 -8,6 3,4 -5,2 -5,2 0,0
МСБ -27,3 -25,0 -14,1 -15,6 -25,8 -9,4 -1,6 -10,6 -13,6 -3,6
Население -27,8 -19,4 -11,4 -8,8 -22,2 -15,7 -1,4 -9,7 -12,5 -4,7
Приморский край Крупные компании -30,0 -5,0 -15,0 -30,0 0,0 -5,0 -5,0 -10,0 0,0
МСБ -30,0 -15,0 -10,0 -45,0 -10,0 0,0 -15,0 -15,0 0,0
Население -44,4 -16,7 5,6 -33,3 0,0 -5,6 -5,6 0,0 0,0
Ростовская область Крупные компании -14,3 -7,1 0,0 -16,1 -25,0 -5,4 1,8 -10,7 -5,4 -1,8
МСБ -28,6 -17,9 -16,1 -14,3 -41,1 -12,5 1,8 -12,5 -16,1 -7,1
Население -31,5 -27,8 -24,1 -14,8 -37,0 -22,2 -3,7 -16,7 -16,7 -7,4
Самарская область Крупные компании -33,3 -4,2 -20,8 -20,8 -50,0 -9,1 0,0 -8,3 -8,3 0,0
МСБ -26,9 -26,9 -11,5 -30,8 -42,3 -12,5 -7,7 -11,5 -3,8 0,0
Население -46,2 -46,2 -15,4 -7,7 -42,3 -23,1 -15,4 -11,5 -19,2 -18,8
Саратовская область Крупные компании -26,0 -16,7 -8,0 -14,6 -20,8 6,0 -4,0 -2,0 -12,0 0,0
МСБ -35,2 -21,2 -7,4 -11,5 -38,5 0,0 -5,6 -13,0 -11,1 -3,1/td>
Население -40,4 -24,0 -11,5 -6,0 -34,6 -15,4 -9,6 -9,6 -15,4 -3,3
Свердловская область Крупные компании -10,7 -7,1 -14,3 -14,3 0,0 0,0 -10,7 -14,3 0,0
МСБ -25,0 -7,1 -3,6 -25,0 -7,1 -3,6 -10,7 -7,1 0,0
Население -38,5 -15,4 -11,5 -34,6 -7,7 -11,5 -15,4 -15,4 -21,4
Ставропольский край Крупные компании -16,7 -33,3 0,0 0,0 0,0 0,0 33,3 -16,7 0,0 0,0
МСБ -50,0 -12,5 -25,0 0,0 -37,5 0,0 12,5 -12,5 0,0 0,0
Население -50,0 -33,3 -33,3 -16,7 -16,7 -33,3 16,7 -16,7 0,0 25,0
Тюменская область Крупные компании -21,4 14,3 7,1 7,1 -35,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
МСБ -14,3 7,1 7,1 7,1 -28,6 0,0 7,1 -7,1 7,1 0,0
Население -28,6 0,0 0,0 -7,1 -14,3 -28,6 0,0 0,0 0,0 -7,1
г. Москва Крупные компании -23,9 -13,3 0,0 -1,1 -31,1 -1,1 0,0 -12,2 -7,8 -4,8
МСБ -27,5 -25,0 -12,5 -2,5 -25,0 -6,4 -3,8 -12,5 -13,8 -1,9
Население -41,9 -37,5 -22,7 -5,7 -33,0 -20,9 -10,2 -10,2 -19,3 -18,3
г. Санкт-Петербург Крупные компании -20,0 -30,0 10,0 0,0 -30,0 -10,0 0,0 0,0 -30,0 0,0
МСБ -16,7 -25,0 -8,3 0,0 -25,0 0,0 0,0 0,0 -16,7 0,0
Население -30,0 -10,0 0,0 -10,0 -30,0 -10,0 0,0 0,0 -10,0 -16,7

Таблица 2. Индексы влияния отдельных факторов на условия банковского кредитования

Изменение политики банка Изменение ситуации с ликвидностью в банке Конкуренция на рынке капитала Операции Банка России Условия внутреннего фондирования Условия внешнего фондирования Ситуация в нефинансовом секторе Прочие факторы Ожидания
Россия Крупные компании -3,1 -7,0 -35,9 1,6 -6,3 -2,3 -10,9 -2,1 -5,5
МСБ -5,1 -6,8 -27,1 0,8 -8,5 -4,2 -10,2 -2,3 -6,9
Население -7,3 -12,1 -39,7 0,0 -9,7 -4,0 -9,0 -7,6 -8,7
Башкортостан Крупные компании -17,9 -7,1 -42,9 -3,6 -25,0 -7,1 0,0 0,0
МСБ -16,7 -6,7 -43,3 -3,3 -23,3 -6,7 0,0 0,0
Население -10,7 -14,3 -42,9 -3,6 -17,9 -10,7 -3,8 0,0
Иркутская область Крупные компании -10,0 -5,0 -60,0 -5,0 -25,0 -10,0 -5,0 -6,3 -6,3
МСБ -18,2 0,0 -45,5 0,0 -13,6 -9,1 -9,1 0,0 -5,6
Население 0,0 0,0 -33,3 0,0 -11,1 0,0 -5,6 -14,3 -6,3
Калининградская область Крупные компании -21,4 0,0 -50,0 -7,1 -28,6 0,0 -14,3 0,0 -14,3
МСБ -21,4 0,0 -42,9 0,0 -21,4 0,0 -14,3 0,0 -14,3
Население -30,0 0,0 -30,0 0,0 -20,0 -10,0 -10,0 0,0 -20,0
Костромская область Крупные компании -5,0 -10,0 -20,0 0,0 -10,0 11,1 -10,0 0,0 -14,3
МСБ -4,5 -9,1 -18,2 0,0 -4,5 10,0 -13,6 0,0 -12,5
Население 0,0 -12,5 -25,0 6,3 0,0 -7,1 -6,3 0,0 0,0
Краснодарский край Крупные компании -3,6 -30,0 -50,0 3,6 -10,0 3,3 -3,6 0,0
МСБ -3,6 -20,0 -43,3 3,6 -10,0 3,3 -3,6 0,0
Население -3,6 -16,7 -43,3 0,0 -6,7 0,0 -3,6 -33,3
Новосибирская область Крупные компании -9,5 -4,8 -23,8 0,0 -7,1 -7,1 -2,4 0,0 8,3
МСБ -10,0 -2,5 -30,0 0,0 -5,0 -2,5 -5,0 -25,0 -2,9
Население -9,5 -7,1 -26,2 0,0 -9,5 -7,1 -4,8 -50,0 0,0
Оренбургская область Крупные компании -11,4 -15,9 -38,6 -4,5 -9,1 -4,5 0,0 0,0 -7,5
МСБ -10,4 -14,6 -39,6 -2,1 -4,2 -2,1 -8,3 0,0 -15,9
Население -14,0 -25,0 -40,0 -4,2 -12,5 -10,4 -14,0 0,0 -11,9
Приморский край Крупные компании -10,0 -15,0 -45,0 -5,0 -10,0 0,0 -10,0
МСБ -5,0 -15,0 -45,0 0,0 -10,0 -5,0 -10,0
Население 0,0 -5,6 -38,9 0,0 -11,1 0,0 0,0
Ростовская область Крупные компании -4,0 -4,0 -46,0 -4,0 -12,0 -2,0 -4,0 4,0 0,0
МСБ -6,3 -4,2 -45,8 -4,2 -8,3 -6,3 -6,3 0,0 -2,1
Население -6,5 -8,7 -30,4 -4,3 -10,9 -8,7 -6,5 0,0 -4,3
Самарская область Крупные компании -13,6 -13,6 -45,0 4,5 -4,5 0,0 -22,7 0,0 -13,6
МСБ -16,7 -20,8 -40,9 8,3 -16,7 -4,2 -20,8 0,0 -27,3
Население -11,5 -26,9 -54,2 7,7 -19,2 -3,8 -16,7 0,0 -12,5
Саратовская область Крупные компании -11,9 -9,5 -40,9 -4,8 -7,1 0,0 -6,8 0,0 -4,5
МСБ -15,2 -13,0 -41,3 -2,2 -8,7 -2,2 -6,5 0,0 -3,8
Население -13,0 -13,6 -43,2 0,0 -4,5 -2,3 -13,6 -3,8 0,0
Свердловская область Крупные компании -8,3 -16,7 -25,0 4,2 -12,5 0,0 -8,3 0,0
МСБ -9,1 -13,6 -22,7 0,0 -13,6 0,0 -4,5 -8,3
Население -16,7 -25,0 -20,8 -4,2 -25,0 -8,3 -8,3 -10,0
Ставропольский край Крупные компании -33,3 0,0 -33,3 33,3 0,0 0,0 0,0 -50,0 0,0
МСБ -25,0 -12,5 -50,0 12,5 -25,0 0,0 -16,7 0,0 0,0
Население -25,0 -25,0 -50,0 25,0 -50,0 0,0 -50,0 0,0 0,0
Тюменская область Крупные компании 14,3 0,0 -35,7 0,0 -14,3 0,0 -7,1 0,0 7,1
МСБ 28,6 0,0 -28,6 0,0 -21,4 0,0 -7,1 0,0 7,1
Население 7,1 0,0 -42,9 0,0 -14,3 0,0 -7,1 0,0 7,1
г. Москва Крупные компании -5,7 -6,8 -39,8 2,3 -5,7 -2,3 -8,0 -4,8 -6,8
МСБ -5,3 -6,6 -25,0 1,3 -9,2 -5,3 -6,6 -3,8 -8,1
Население -6,0 -10,7 -40,7 0,0 -8,3 -6,0 -7,3 -5,0 -8,6
г. Санкт-Петербург Крупные компании 0,0 0,0 -50,0 0,0 -20,0 0,0 -10,0 0,0 0,0
МСБ 0,0 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 -8,3 0,0 0,0
Население 0,0 0,0 -30,0 0,0 -10,0 0,0 0,0 -10,0 0,0

Таблица 3. Индексы изменения спроса заемщиков на кредиты

Спрос на новые кредиты Спрос на пролонгацию ранее выданных кредитов Ожидания изменения спроса заемщиков на кредиты
Россия Крупные компании 26,9 -1,5 11,5
МСБ 28,7 -3,3 21,3
Население 35,2 0,8 31,3
Башкортостан Крупные компании
МСБ
Население
Иркутская область Крупные компании 32,1 0,0 32,1
МСБ 35,7 -10,7 35,7
Население 45,8 4,2 50,0
Калининградская область Крупные компании 38,9 0,0 27,8
МСБ 38,9 5,6 27,8
Население 66,7 8,3 64,3
Костромская область Крупные компании 23,1 7,7 26,9
МСБ 34,6 -3,8 42,3
Население 40,9 9,1 27,3
Краснодарский край Крупные компании
МСБ
Население
Новосибирская область Крупные компании 28,3 -6,5 26,1
МСБ 31,8 -4,5 22,7
Население 45,8 -2,1 50,0
Оренбургская область Крупные компании 6,9 8,6 0,0
МСБ 25,8 6,1 0,0
Население 16,7 -5,6 29,2
Приморский край Крупные компании
МСБ
Население
Ростовская область Крупные компании 25,0 1,9 8,9
МСБ 23,2 -3,7 7,1
Население 31,5 -1,9 29,6
Самарская область Крупные компании 37,5 16,7 12,5
МСБ 38,5 0,0 34,6
Население 46,2 -3,8 30,8
Саратовская область Крупные компании 25,0 -2,1 16,7
МСБ 38,5 7,7 34,6
Население 44,0 2,0 42,0
Свердловская область Крупные компании
МСБ
Население
Ставропольский край Крупные компании 25,0 -12,5 -37,5
МСБ 20,0 -20,0 10,0
Население 12,5 0,0 50,0
Тюменская область Крупные компании 28,6 0,0 7,1
МСБ 28,6 -7,1 7,1
Население 42,9 0,0 35,7
г. Москва Крупные компании 28,9 -2,2 10,0
МСБ 30,0 -6,3 21,3
Население 34,1 1,1 31,8
г. Санкт-Петербург Крупные компании 0,0 0,0 0,0
МСБ 8,3 -8,3 8,3
Население 30,0 0,0 20,0
  • 1 Материал подготовлен по результатам ежеквартального обследования 69 крупнейших российских банков, на которые приходится свыше 80% российского кредитного рынка.
  • 2 Индекс Bank Lending Tightness (BLT) для России рассчитывается как среднее арифметическое индексов «net percentage» изменения условий банковского кредитования трех основных категорий заемщиков; для США — как среднее арифметическое индексов «net percentage» изменения условий кредитования малых и средних нефинансовых компаний, крупных нефинансовых компаний, ипотечных ссуд и ссуд на приобретение коммерческой недвижимости; для зоны евро — как среднее арифметическое индексов «net percentage» изменения условий кредитования малых и средних нефинансовых компаний, крупных нефинансовых компаний, ипотечных ссуд и потребительских кредитов. Индексы «net percentage» рассчитываются следующим образом: (% банков, сообщивших об ужесточении условий кредитования) — (% банков, сообщивших о смягчении условий кредитования).
  • 3 На рис. 2 и далее под индексом изменения УБК понимается диффузный индекс ужесточения условий кредитования. Диффузные индексы рассчитываются следующим образом: (% банков, сообщивших о существенном ужесточении условий кредитования) + 0,5 * (% банков, сообщивших об умеренном ужесточении условий кредитования) — 0,5 * (% банков, сообщивших об умеренном смягчении условий кредитования) — (% банков, сообщивших о существенном смягчении условий кредитования).
  • 4 С I квартала 2010 г. Банк России приступил к проведению выборочных обследований изменения УБК в отдельных регионах, характеризующихся значительными объемами регионального кредитного рынка. В обследовании за IV квартал 2010 г. приняли участие 14 территориальных учреждений Банка России (в Республике Башкортостан, Иркутской, Калининградской, Костромской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Тюменской областях, Краснодарском, Приморском и Ставропольском краях). К обследованию в названных регионах привлекались крупнейшие региональные банки и филиалы банков с головной организацией, расположенной за пределами региона, доля которых в объемах регионального кредитного рынка составляет от 40 до 85%.

Материал подготовлен Департаментом исследований и информации

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 06.02.2020