• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Самарской области в марте 2024 года

17 апреля 2024 года
Материал по инфляции
Поделиться

Годовая инфляция в Самарской области в марте 2024 года снизилась и составила 7,51% после 7,70% в феврале. В основном это произошло за счет расширения предложения ряда продуктов питания. Инфляция в регионе сложилась ниже общероссийского уровня (7,72%), но оставалась выше показателя по Приволжскому федеральному округу (7,41%).

Основные показатели инфляции в Самарской области

в % к соответствующему месяцу предыдущего года

  Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
Инфляция 7,96 7,49 7,61 7,70 7,51
Базовая инфляция 6,93 6,83 7,20 7,75 7,80
Прирост цен на           
Продовольственные товары 8,01 8,76 8,44 8,08 7,43
из них:           
 - плодоовощная продукция 24,45 26,97 21,27 13,17 8,89
Непродовольственные товары 6,57 6,60 7,03 7,24 7,28
Услуги 9,83 6,87 7,18 7,73 7,83
из них:           
 - ЖКХ 8,87 2,73 2,60 2,92 2,91
 - пассажирский транспорт 17,82 13,98 15,00 18,28 18,55

Источник: Росстат

Продовольственные товары

В марте годовой прирост цен на продовольственные товары уменьшился до 7,43% после 8,08% в феврале. Это произошло главным образом из-за расширения предложения овощей, фруктов и яиц.

Производство тепличной продукции выросло в целом по стране. По этой причине огурцы стали дешевле, чем год назад, а помидоры дорожали медленнее в годовом выражении.

За счет увеличения импортных поставок на прилавках стало больше фруктов. В этой связи годовой прирост цен на апельсины и лимоны уменьшился.

Предложение яиц в регионе увеличилось. Этому помогло наращивание импорта после обнуления ввозной пошлины. Птицефабрики и торговые сети в отдельных регионах‑поставщиках заключили соглашения о стабилизации цен на яйца. В результате цены на куриные яйца в годовом сопоставлении выросли менее заметно, чем в феврале.

Непродовольственные товары

Годовой прирост цен на непродовольственные товары в марте почти не изменился и составил 7,28% после 7,24% в феврале. Это связано с действием разнонаправленных факторов. С одной стороны, расширение предложения ряда товаров длительного пользования сдерживало рост цен. С другой стороны, сохранение высокого спроса на отдельные товары позволяло производителям и поставщикам переносить издержки в цены.

На авторынке увеличилось предложение новых автомобилей, в том числе благодаря наращиванию выпуска российскими автозаводами. В итоге цены на новые автомобили отечественных марок в годовом сопоставлении выросли менее заметно, чем в феврале.

Предложение смартфонов расширилось из-за увеличения импортных поставок. Как следствие, годовой прирост цен на средства связи уменьшился.

Спрос на товары для благоустройства и ремонта в марте оставался высоким. На это повлиял рост покупательской активности на рынке жилой недвижимости в конце 2023 года. В этих условиях производители и поставщики переносили в цены возросшие издержки. Среди причин их роста – увеличение затрат на оплату труда персонала и логистику. В результате мебель и строительные материалы подорожали в годовом сопоставлении сильнее, чем в феврале.

Фармацевтические компании продолжали переносить в цены возросшие затраты, в том числе на оплату труда. Это привело к тому, что цены на медикаменты начали расти быстрее в годовом сопоставлении.

Услуги

Годовой прирост цен на услуги в марте увеличился до 7,83% после 7,73% в феврале. В основном это связано с ростом спроса на отдых, а также увеличением издержек поставщиков отдельных услуг.

В начале весны интерес граждан к поездкам в страны ближнего зарубежья повысился. В частности, спрос на туристические поездки в страны Закавказья был выше прошлогоднего. В результате их стоимость повысилась заметнее в годовом сопоставлении, чем в феврале.

В условиях роста популярности внутреннего туризма организаторы экскурсионных программ переносили в цены возросшие затраты на трансфер, размещение, питание и оплату прочих услуг. Поэтому ускорился годовой рост цен на экскурсионные поездки по стране.

Более высокий, чем годом ранее, спрос жителей региона на путешествия привел к тому, что цены на авиабилеты в марте стали расти быстрее в годовом сопоставлении. При этом динамика цен на авиаперелеты отличается повышенной волатильностью.

Инфляция в Приволжском федеральном округе и России

В марте годовая инфляция в Приволжском федеральном округе замедлилась до 7,41% с 7,54% в феврале. Во многом это связано с расширением предложения некоторых продуктов питания. Также вклад в снижение инфляции внесли услуги, цены на которые могут значительно и часто меняться, например, услуги туризма. Инфляция в округе по-прежнему складывалась ниже общероссийской (7,72%).

Годовая инфляция в России в марте практически не изменилась и составила 7,72% (в феврале – 7,69%). Текущие темпы роста цен в марте были ниже, чем в феврале. Медленнее в целом по стране дорожали услуги пассажирского транспорта и зарубежного туризма, а цены на овощи и фрукты снижались быстрее. Мартовские темпы роста цен были заметно ниже пиковых значений осени 2023 года, однако они все еще выше целевого уровня. Основной проинфляционный фактор – высокий внутренний спрос, который продолжает опережать возможности расширения предложения товаров и услуг. Для устойчивого снижения инфляции Банк России будет поддерживать жесткие денежно-кредитные условия в течение продолжительного времени.

Фото на превью: Freepik

Сохранить в PDF