• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Интервью начальника Сибирского ГУ Банка России Николая Морева Комсомольской правде

27 сентября 2024 года
Новость
Поделиться

Многие пожилые люди очень доверчивы, особенно если собеседник представляется сотрудником государственной организации. Например, полиции, соцзащиты или поликлиники. И даже тем, кто просто рассказывает про новые льготы и субсидии для пенсионеров. Аферисты пользуются этой доверчивостью и придумывают схемы, рассчитанные именно на старшее поколение. Вместе с начальником Сибирского ГУ Банка России Николаем Моревым разберем самые распространенные легенды.

Вопрос 1: Николай Валерьевич, расскажите какие схемы преступники используют, чтобы обмануть пожилых людей?

Аферисты часто комбинируют схемы и меняют легенды. Перечислить все способы обмана вряд ли получится. Все они направлены на то, чтобы вызвать две основные эмоции: радость или страх.

Вопрос 2: С какими «радостными новостями» мошенники приходят в последнее время?

Прибавка к пенсии, дополнительные льготы или большие скидки – все это настолько может воодушевить пожилого человека, что он будет готов сделать все что угодно. Например, схема с прибавкой к пенсии. Мошенник звонит будто бы из Социального фонда России и сообщает, что у пенсионера обнаружился неучтенный трудовой стаж. Если подать заявку на перерасчет, можно получить ежемесячную прибавку к пенсии и компенсацию за прошлые годы.

Мнимый сотрудник Соцфонда уверяет, что для оформления никуда не надо идти. Достаточно продиктовать реквизиты банковской карты и назвать код, который придет на телефон, якобы для подтверждения заявки. Но на самом деле, если человек эти данные скажет аферистам, то откроет им доступ к своим деньгам. Мошенники смогут попасть в его личный кабинет на сайте банка и обчистить счет, и оформить кредиты.

Аферисты также могут обещать пенсионеру дополнительные субсидии или льготы — допустим, скидку 50% на электроэнергию. Чтобы перейти на льготный тариф, предлагают сразу же записаться на прием в МФЦ. Для подтверждения записи просят сверить номер СНИЛС и продиктовать номер электронного талона из СМС.

В реальности СМС содержит секретный код. Например, для входа в учетную запись на Госуслугах. Заполучив доступ к профилю человека на госпортале, преступники могут набрать на его имя онлайн-займов.

Специальные цены и подарки для пожилых — под таким предлогом аферисты навязывают пенсионерам бесполезные товары, да еще и втридорога. Например, выдают за жизненно необходимые лекарства биодобавки или предлагают чудодейственные приборы, которые якобы возвращают здоровье.

Чтобы убедить людей потратиться, обманщики зазывают на презентации или беспроигрышные лотереи.

Вопрос 3: А как мошенники запугивают пожилых?

Не секрет, что у многих пожилых людей есть проблемы со здоровьем. Поэтому мошенники могут представляться по телефону медиками, сообщать страшные диагнозы, а затем выманивать деньги якобы на лечение или дорогие препараты.

Мошенники знают, что человека в стрессе легче подтолкнуть к необдуманным тратам. Тем более, когда речь идет о жизни и смерти.

Когда вам сообщают пугающие новости и тут же заводят разговор о деньгах, торопят и не дают времени на размышления, это верный признак манипуляции.

Любую информацию нужно перепроверить. Например, если с вами связался доктор из районной поликлиники, как-то напугал вас, попросил какие-то данные, прервите разговор и сами позвоните в регистратуру. Выясните, есть ли такой врач, что у него за специализация и можно ли записаться к нему на прием. Даже когда признаков обмана не обнаружилось, диагноз и план лечения стоит обсудить во время приема и личного визита, а не по телефону.

Ну и конечно, легенда о «безопасном» счете. Аферисты, которые используют эту схему, играют на страхе людей потерять свои деньги. Сначала они специально запугивают: убеждают, что сбережения под угрозой. А потом подкупают заботой и предлагают решение — перевести все на особый защищенный счет. В реальности этот счет принадлежит мошенникам.

Часто на жертву воздействуют сразу несколько персонажей. Например, сначала звонит «техподдержка Госуслуг» и сообщает о подозрительной активности в личном кабинете пенсионера. Якобы сразу много банков за последнее время запросили его кредитную историю — обычно так происходит при одобрении кредита. Дальше «заботливый сотрудник» объясняет: раз человек сам не рассылал кредитные заявки, вполне вероятно, что это от его имени сделали преступники. Поэтому нужно быстрее обратиться за помощью в МФЦ.

Только человек кладет трубку, тут же поступает следующий звонок — от «менеджера банка», который подтверждает выдачу большого кредита. Когда пенсионер объясняет, что не подавал заявку, его пугают еще сильнее: аферисты получили доступ к его счету и могут забрать кредит себе.

«Менеджер» предлагает сразу же перевести звонок на «представителя Центробанка», который обязательно поможет. «Эксперт ЦБ» объясняет, что пенсионер может потерять все свои накопления и остаться в долгах. Решение только одно: нужно самостоятельно набрать кредитов, «чтобы исчерпать свой кредитный лимит». Затем снять свои и заемные деньги наличными и положить их на безопасный счет. Человек получает четкую инструкцию, где он может снять деньги и как их отправить на реквизиты якобы защищенного счета. На самом деле вся сумма уходит обманщикам.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, просто не верьте в сказки про специальные защищенные счета — их не существует. При этом любой банковский счет будет безопасным, если не выдавать посторонним секретные данные.

Вопрос 4: Как защититься от мошенников?

Необходимо соблюдать правила финансовой безопасности. Во-первых, не разговаривайте с посторонними людьми о деньгах, даже если вам звонят якобы из полиции, соцзащиты, поликлиники или банка. Как только собеседник заводит речь о счетах, картах или пенсиях, спросите его имя, должность и кладите трубку. Найдите официальный сайт компании или ведомства, перезвоните туда сами и проверьте информацию. Во-вторых, никому не выдавайте данные своей карты и не вводите их на неизвестных сайтах. В-третьих, никогда не сообщайте никому пароли и коды, которые присылают банки, мобильные операторы или Госуслуги.

Если у вас украли со счета деньги или вы сами перевели их мошенникам, немедленно обратитесь в банк. Номер телефона посмотрите на обороте карты или на официальном сайте банка. Для начала нужно как можно быстрее заблокировать карту, затем в течение суток написать заявление в банк о несогласии с операцией. После этого подайте заявление в ближайшее отделение полиции.

Будьте внимательны сами и расскажите своим близким об этих правилах, чтобы защитить их.

Фото на превью: Банк России

Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации