Интервью начальника Сибирского ГУ Банка России Николая Морева Комсомольской правде
Многие пожилые люди очень доверчивы, особенно если собеседник представляется сотрудником государственной организации. Например, полиции, соцзащиты или поликлиники. И даже тем, кто просто рассказывает про новые льготы и субсидии для пенсионеров. Аферисты пользуются этой доверчивостью и придумывают схемы, рассчитанные именно на старшее поколение. Вместе с начальником Сибирского ГУ Банка России Николаем Моревым разберем самые распространенные легенды.
Вопрос 1: Николай Валерьевич, расскажите какие схемы преступники используют, чтобы обмануть пожилых людей?
Аферисты часто комбинируют схемы и меняют легенды. Перечислить все способы обмана вряд ли получится. Все они направлены на то, чтобы вызвать две основные эмоции: радость или страх.
Вопрос 2: С какими «радостными новостями» мошенники приходят в последнее время?
Прибавка к пенсии, дополнительные льготы или большие скидки – все это настолько может воодушевить пожилого человека, что он будет готов сделать все что угодно. Например, схема с прибавкой к пенсии. Мошенник звонит будто бы из Социального фонда России и сообщает, что у пенсионера обнаружился неучтенный трудовой стаж. Если подать заявку на перерасчет, можно получить ежемесячную прибавку к пенсии и компенсацию за прошлые годы.
Мнимый сотрудник Соцфонда уверяет, что для оформления никуда не надо идти. Достаточно продиктовать реквизиты банковской карты и назвать код, который придет на телефон, якобы для подтверждения заявки. Но на самом деле, если человек эти данные скажет аферистам, то откроет им доступ к своим деньгам. Мошенники смогут попасть в его личный кабинет на сайте банка и обчистить счет, и оформить кредиты.
Аферисты также могут обещать пенсионеру дополнительные субсидии или льготы — допустим, скидку 50% на электроэнергию. Чтобы перейти на льготный тариф, предлагают сразу же записаться на прием в МФЦ. Для подтверждения записи просят сверить номер СНИЛС и продиктовать номер электронного талона из СМС.
В реальности СМС содержит секретный код. Например, для входа в учетную запись на Госуслугах. Заполучив доступ к профилю человека на госпортале, преступники могут набрать на его имя онлайн-займов.
Специальные цены и подарки для пожилых — под таким предлогом аферисты навязывают пенсионерам бесполезные товары, да еще и втридорога. Например, выдают за жизненно необходимые лекарства биодобавки или предлагают чудодейственные приборы, которые якобы возвращают здоровье.
Чтобы убедить людей потратиться, обманщики зазывают на презентации или беспроигрышные лотереи.
Вопрос 3: А как мошенники запугивают пожилых?
Не секрет, что у многих пожилых людей есть проблемы со здоровьем. Поэтому мошенники могут представляться по телефону медиками, сообщать страшные диагнозы, а затем выманивать деньги якобы на лечение или дорогие препараты.
Мошенники знают, что человека в стрессе легче подтолкнуть к необдуманным тратам. Тем более, когда речь идет о жизни и смерти.
Когда вам сообщают пугающие новости и тут же заводят разговор о деньгах, торопят и не дают времени на размышления, это верный признак манипуляции.
Любую информацию нужно перепроверить. Например, если с вами связался доктор из районной поликлиники, как-то напугал вас, попросил какие-то данные, прервите разговор и сами позвоните в регистратуру. Выясните, есть ли такой врач, что у него за специализация и можно ли записаться к нему на прием. Даже когда признаков обмана не обнаружилось, диагноз и план лечения стоит обсудить во время приема и личного визита, а не по телефону.
Ну и конечно, легенда о «безопасном» счете. Аферисты, которые используют эту схему, играют на страхе людей потерять свои деньги. Сначала они специально запугивают: убеждают, что сбережения под угрозой. А потом подкупают заботой и предлагают решение — перевести все на особый защищенный счет. В реальности этот счет принадлежит мошенникам.
Часто на жертву воздействуют сразу несколько персонажей. Например, сначала звонит «техподдержка Госуслуг» и сообщает о подозрительной активности в личном кабинете пенсионера. Якобы сразу много банков за последнее время запросили его кредитную историю — обычно так происходит при одобрении кредита. Дальше «заботливый сотрудник» объясняет: раз человек сам не рассылал кредитные заявки, вполне вероятно, что это от его имени сделали преступники. Поэтому нужно быстрее обратиться за помощью в МФЦ.
Только человек кладет трубку, тут же поступает следующий звонок — от «менеджера банка», который подтверждает выдачу большого кредита. Когда пенсионер объясняет, что не подавал заявку, его пугают еще сильнее: аферисты получили доступ к его счету и могут забрать кредит себе.
«Менеджер» предлагает сразу же перевести звонок на «представителя Центробанка», который обязательно поможет. «Эксперт ЦБ» объясняет, что пенсионер может потерять все свои накопления и остаться в долгах. Решение только одно: нужно самостоятельно набрать кредитов, «чтобы исчерпать свой кредитный лимит». Затем снять свои и заемные деньги наличными и положить их на безопасный счет. Человек получает четкую инструкцию, где он может снять деньги и как их отправить на реквизиты якобы защищенного счета. На самом деле вся сумма уходит обманщикам.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, просто не верьте в сказки про специальные защищенные счета — их не существует. При этом любой банковский счет будет безопасным, если не выдавать посторонним секретные данные.
Вопрос 4: Как защититься от мошенников?
Необходимо соблюдать правила финансовой безопасности. Во-первых, не разговаривайте с посторонними людьми о деньгах, даже если вам звонят якобы из полиции, соцзащиты, поликлиники или банка. Как только собеседник заводит речь о счетах, картах или пенсиях, спросите его имя, должность и кладите трубку. Найдите официальный сайт компании или ведомства, перезвоните туда сами и проверьте информацию. Во-вторых, никому не выдавайте данные своей карты и не вводите их на неизвестных сайтах. В-третьих, никогда не сообщайте никому пароли и коды, которые присылают банки, мобильные операторы или Госуслуги.
Если у вас украли со счета деньги или вы сами перевели их мошенникам, немедленно обратитесь в банк. Номер телефона посмотрите на обороте карты или на официальном сайте банка. Для начала нужно как можно быстрее заблокировать карту, затем в течение суток написать заявление в банк о несогласии с операцией. После этого подайте заявление в ближайшее отделение полиции.
Будьте внимательны сами и расскажите своим близким об этих правилах, чтобы защитить их.
Фото на превью: Банк России
Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации