• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 19 декабря 2025 года

19 декабря 2025 года
Выступление
Поделиться

Добрый вечер! Сегодня мы приняли решение снизить ключевую ставку до 16% годовых.

Инфляция замедляется. В ноябре – даже несколько быстрее наших ожиданий. Это было связано не только с устойчивыми, но и в значительной мере с разовыми факторами. Вместе с тем в ближайшие месяцы на цены будет существенно влиять повышение НДС и регулируемых цен. Нам еще предстоит оценить, каким будет их итоговый эффект. Все это мы учитываем, выбирая скорость и масштаб снижения ставки.

Перейду к аргументам сегодняшнего решения.

Первое. Инфляция.

Текущие темпы роста цен в последние месяцы были волатильны. В октябре они выросли, а в ноябре – замедлились. Во многом это произошло за счет тех товаров, цены на которые обычно сильно колеблются. Это овощи и фрукты, бензин – цены на него после быстрого роста стабилизировались и даже немного снизились благодаря мерам Правительства.

По недельным данным, годовая инфляция уже опустилась ниже 6%. И по итогам года рост цен будет минимальным за последние пять лет.

Текущие показатели устойчивой инфляции в ноябре тоже снизились – примерно до 4%. Однако по одному месяцу преждевременно судить о том, разовое это замедление или проявление долговременной тенденции. В среднем за октябрь – ноябрь текущие темпы роста для большинства показателей устойчивой инфляции пока остаются несколько выше 4%.

Кроме того, в начале следующего года нас ожидает временное ускорение инфляции, связанное с повышением НДС. Отдельные компании начали корректировать цены с учетом этого уже в декабре, но основное влияние еще впереди. В то же время некоторые предприятия, напротив, в конце года стремятся быстрее распродать имеющиеся запасы в преддверии повышения НДС, предлагая покупателям привлекательные ценовые условия, что может оказывать временный дезинфляционный эффект.

В январе на цены будет влиять и дополнительная индексация тарифов на жилищно-коммунальные и другие регулируемые услуги. С учетом уточнения параметров индексаций влияние разовых факторов на инфляцию в следующем году может быть больше, чем мы оценивали в октябре.

Повышение НДС затрагивает широкий круг товаров и услуг и поэтому может повлиять на инфляционные ожидания. В ноябре и в декабре они уже выросли и у граждан, и – более заметно – у бизнеса.

Рост инфляционных ожиданий – это не что-то эфемерное. Ожидания влияют не только на решения о покупках, но и на то, насколько привлекательными выглядят процентные ставки. Ведь, принимая решения о том, размещать ли деньги на депозит, брать ли кредит, вкладывать ли в новый проект, люди и бизнес явно или неявно сравнивают ожидаемую доходность с ожидаемым ростом цен. А это значит, что и решения по ключевой ставке мы должны принимать с оглядкой на этот фактор, чтобы сохранять такую жесткость нашей политики, которая приведет инфляцию к цели.

Второе. Экономика.

Экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста, что подтверждается замедлением инфляции. И, по нашим оценкам, она выйдет из состояния перегрева в первом полугодии следующего года.

По оперативным данным, рост экономики в IV квартале несколько ускорился по сравнению с предыдущим, в том числе в добыче и обрабатывающей промышленности. Темпы роста потребительской активности остаются высокими, ускорившись после плавного замедления в первом полугодии. Особенно это заметно в секторе общественного питания и ряде других услуг, а также в продажах непродовольственных товаров. Дополнительный вклад в рост потребления в последние месяцы вносило расширение спроса на автомобили в преддверии повышения утилизационного сбора.

Опросы предприятий в октябре – декабре показывают, что бизнес более оптимистично оценивает перспективы роста спроса на свою продукцию, чем в предыдущем квартале. Этому способствует уже произошедшее смягчение денежно-кредитных условий. В то же время динамика по отраслям остается очень неоднородной.

Инвестиционная активность в основном замедляется, но и здесь картина неодинакова по секторам. За последний год можно отметить некоторое снижение – например, в строительстве, где в прошлые годы уровни были рекордными, а также в транспорте и некоторых добывающих отраслях. Но по экономике в целом объем инвестиций остается вблизи исторически максимальных значений, на которые они вышли за последние три года. За январь – сентябрь этого года инвестиции в основной капитал составили более 26 трлн рублей. В реальном выражении это на уровне сопоставимого периода прошлого года.

Что касается рынка труда, то его жесткость снижается, но пока медленно. Опросы показывают, что доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, постепенно сокращается. Она уже заметно ниже пиковых уровней, которые мы отмечали в прошлом году. Компании планируют более умеренную индексацию зарплат в следующем году. В отдельных отраслях растет неполная занятость работников, хотя в целом по экономике она остается небольшой.

Третье. Денежно-кредитные условия.

Они остаются жесткими, но по сравнению с октябрем в целом несколько смягчились.

В условиях снижения кредитных ставок корпоративное кредитование в октябре – ноябре продолжило расти довольно высокими темпами. Причем этот рост идет по широкому кругу отраслей и заемщиков. Продолжает расширяться ипотечное и автокредитование, но менее существенно, чем корпоративное.

Ускорение кредита – это естественная реакция на смягчение денежно-кредитной политики. Нам важно поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, чтобы кредит рос сбалансированными темпами, совместимыми с устойчиво низкой инфляцией. 

На депозитном рынке, как мы уже отмечали, снижение ставок приостановилось. На некоторые сроки они даже несколько повысились по сравнению с началом октября. Это поддерживает привлекательность рублевых вкладов. Одновременно растет интерес граждан к иным формам сбережения, в том числе на фондовом рынке. Сберегательная активность в целом остается на исторически высоком уровне.

Несколько слов о внешних условиях.

Цены на основные товары российского экспорта складываются ниже нашего прогноза. Это связано как с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках отдельных сырьевых товаров, так и с влиянием санкций.

Несмотря на ухудшение внешних условий, рубль остается крепким. Первый фактор – это действие бюджетного правила. Второй – эффекты жесткой денежно-кредитной политики. Она способствует сдержанной динамике импорта, что снижает спрос на валюту. Высокие ставки также поддерживают привлекательность рублевых активов по сравнению с иностранными. Кроме того, потребность в иностранной валюте сокращается под действием мер импортозамещения и поддержки отечественных производителей. Это структурные факторы, их влияние реализуется на более длинном горизонте. Краткосрочно на курсе рубля сказываются также ожидания по геополитической ситуации.

Укрепление рубля, произошедшее в этом году, еще продолжает оказывать дезинфляционное влияние, пусть уже и не столь выраженное.

Теперь перейду к рискам.

Проинфляционные риски преобладают на горизонте следующего года. Высокими остаются риски со стороны жесткости рынка труда, дефицита кадров. Другой значимый риск – это рост инфляционных ожиданий, их реакция на повышение НДС, индексацию тарифов. Далее – риски со стороны внешних условий, особенно цены на нефть. И, наконец, риски, связанные с динамикой кредита. Если ускорение кредитования и, соответственно, денежной массы будет чрезмерным, это может препятствовать возвращению экономики к сбалансированной траектории и давить на цены. Важный источник неопределенности – геополитика.

При этом мы учитываем и дезинфляционные риски. Прежде всего это риск более значительного замедления внутреннего спроса.

В завершение – о наших будущих решениях.

Масштаб и скорость дальнейшего смягчения политики будут зависеть от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий. Реализация проинфляционных рисков может потребовать пауз в движении ставки.

Это значит, что не будет снижения в режиме автопилота. Мы будем постоянно оценивать изменение всех ключевых параметров российской экономики и внешней среды и в случае необходимости корректировать траекторию нашего движения. В ближайшие месяцы в фокусе нашего внимания будет то, как цены, а также ожидания людей и бизнеса отреагируют на повышение НДС и тарифов, как будет развиваться ситуация с другими проинфляционными и дезинфляциоными рисками – будут они усиливаться или ослабевать.

Устойчиво низкая инфляция, к которой мы идем, – это единственный путь к умеренным процентным ставкам для всех, к предсказуемой среде для долгосрочных вложений и планов. Это фундамент для стабильного развития экономики и роста благосостояния людей. И это то, что мы ожидаем увидеть в следующем году. С наступающим Новым годом!

Спасибо за внимание!