• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

«Деньги и кредит»: влияние региональных различий на трансмиссию ДКП, восприятие Банка России в Telegram и индекс финансовой культуры

26 сентября 2025 года
Новости
Поделиться

Опубликован третий в 2025 г. номер ежеквартального научного журнала Банка России «Деньги и кредит». Среди тем этого выпуска – влияние регионального экономического неравенства на эффективность трансмиссии денежно-кредитной политики (ДКП), возможности использования соцсетей для оценки восприятия действий центрального банка и методы измерения финансовой культуры.

Регионы России отличаются друг от друга как по структуре экономики, так и по структуре доходов и активов населения. В результате влияние мер ДКП на инфляцию в разных регионах также может различаться. Оценки Валерии Зверевой (Банк России и НИУ ВШЭ) показывают, что инфляция сильнее реагирует на ДКП в тех регионах, где выше доля зарплат в структуре доходов, где больше домохозяйств со склонностью к сбережениям и с доступом к кредитованию. При этом как преимущества, так и ограничения одного региона транслируются в другие через общий рынок труда, производственные и торговые связи и схожие модели потребительского поведения.

Информацию о ДКП и действиях Банка России люди часто получают не напрямую, а через информационных посредников. Одна из таких популярных информационных площадок – телеграм-каналы. Алиса Полехина и Анна Гусева (Банк России) на основе сообщений около 1400 крупных телеграм-каналов, которые пишут о Банке России, построили индекс восприятия Банка России. Индекс учитывает тональность сообщаемых новостей о действиях Центрального банка. Построенный индекс показывает, что в освещении данных новостей преобладает нейтральный тон, при этом каналы, специализирующиеся на политике, в среднем настроены наиболее негативно, тогда как восприятие действий Банка России в экономических каналах со временем значительно улучшилось. Индекс значимо коррелирует с данными опросов о доверии к Банку России, а также с инфляционными ожиданиями населения и бизнеса.

Финансовая культура – то есть ценности, установки и поведенческие практики населения – может иметь прямое воздействие на экономическое развитие страны. Повышение финансовой культуры несет с собой потенциал и для повышения экономического роста. Но как измерить уровень культуры, то, насколько он высок или низок, чтобы понимать и масштаб ее потенциала? Александр Аузан и его коллеги из МГУ предлагают определение компонентов финансовой культуры и обсуждают методологию ее оценки.

Полностью с этими и другими статьями журнала «Деньги и кредит» № 3 за 2025 г. можно ознакомиться на сайте журнала.