№ 716-П от 08.04.2020 Положение Банка России «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе»
О ведении базы событий (часть 7)
Вопрос
1. Является ли обесценение активов и формирование резервов вследствие реализации странового и/или геополитического рисков (например, из-за введения санкций и ограничений иностранными государствами) потерями от операционного риска? Нужно ли при наступлении таких потерь регистрировать событие операционного риска?
2. Являются ли ущерб материальных активов (например, уничтожение или потеря потребительских свойств) кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) (далее – кредитная организация), вызванный военными действиями, потерями от операционного риска и требуется ли регистрация таких событий в базе событий в соответствии с подпунктом 3.6.5 пункта 3.6 Положения Банка России
3. Подлежит ли регистрации в базе событий как событие операционного риска возврат комиссий, пеней, штрафов и неустоек за расчетно-кассовое обслуживание и пользование кредитными продуктами, предусмотренные тарифами кредитной организации, если он не вызван источниками операционного риска и компенсирован в рамках проявления лояльности к клиентам?
4. Что понимается под верификацией корректности исправления записи в базе событий в соответствии с пунктом 6.20 Положения
5. Вправе ли кредитная организация, являющаяся банком с универсальной лицензией, размер активов которого составляет менее 500 млрд руб., не регистрировать в базе событий события, не повлекшие прямые, косвенные или потенциальные потери или повлекшие потери ниже порога регистрации, вне зависимости от типа событий операционного риска или величины потенциальных потерь?
6. Просьба пояснить правила отражения в базе событий потерь от реализации события операционного риска и возмещения по нему в случае, если они произошли в разные годы?
7. В случае если в отчетном периоде (например, в 2021 году) была реализована потеря по событию операционного риска, реализованному в предыдущем отчетном периоде (например, в 2020 году), и которое не было зарегистрировано в базе событий по причине величины потерь, не достигшей минимально установленного кредитной организацией порога регистрации, каким образом следует регистрировать в базе событий в данное событие операционного риска?
8. Обязана ли кредитная организация переносить данные о событиях операционного риска за годы, предшествующие 2022 году, в автоматизированную систему?
9. В случае если по терминалу клиента кредитной организации не зачислился платеж по технической причине, при этом кредитная организация в течение трех дней устранила данную ошибку и необходимая сумма была зачислена, следует ли регистрировать данное событие в базе событий?
10. Подлежит ли регистрации как событие операционного риска событие, при котором клиент кредитной организации понес потери в результате обналичивания денежных средств посредством банкомата сторонней кредитной организации (например, недополучил запрашиваемую сумму по причине сбоя банкомата, а деньги с карты были списаны) и за компенсацией потерь обратился к эмитенту карты?
Ответ
По вопросу 1.
Потери кредитной организации, связанные с обесценением активов и начислением резервов вследствие введения санкций и ограничений иностранными государствами, следует относить к потерям от реализации странового и (или) геополитического рисков. В связи с тем, что их реализация не связана с источниками операционного риска, указанными в пункте 3.3 Положения
По вопросу 2.
В случае если материальным активам кредитной организации нанесен ущерб (например, уничтожение или потеря потребительских свойств) вследствие военных действий, данные потери следует относить к событиям операционного риска, которые подлежат регистрации в базе событий с указанием источника операционного риска «Внешние причины», в соответствии с подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 Положения
По вопросу 3.
Возврат денежных средств клиенту при отсутствии источников операционного риска в возникновении оснований для возврата данных средств не является событием операционного риска (в случае, если правила процедуры возврата денежных средств клиенту установлены во внутренних документах и соблюдены все условия ее реализации). Например, в случае если возврат денежных средств клиенту предусмотрен особенностями действующего продукта и (или) процесса, то указанное событие не является событием операционного риска. При этом в случае, если возврат денежных средств клиенту произошел после предшествующего ему сбоя информационных систем, допущенных ошибок в алгоритме работы информационных систем и (или) работника кредитной организации, данный возврат средств нужно признавать событием операционного риска и регистрировать в базе событий.
По вопросу 4.
Под верификацией корректности исправления записи в базе событий понимается регулярная проверка уполномоченным работником кредитной организации наличия необходимой информации базе событий в соответствии с пунктом 6.20 Положения
По вопросу 5.
Кредитная организация устанавливает во внутренних документах величину прямых и непрямых потерь от реализации события операционного риска, при которой кредитная организация регистрирует событие операционного риска в базе событий (далее – порог регистрации).
Порог регистрации устанавливается кредитной организацией в зависимости от величины потерь и типа событий операционного риска:
для событий операционного риска, относящихся к типам событий операционного риска «преднамеренные действия персонала» и «преднамеренные действия третьих лиц», указанным в подпунктах 3.6.1 и 3.6.2 пункта 3.6 Положения № 716?П, (далее – типы событий операционного риска «преднамеренные действия персонала» и «преднамеренные действия третьих лиц») порог регистрации в базе событий не устанавливается, и кредитная организация регистрирует все события операционного риска, относящиеся к данным типам событий операционного риска, в базе событий;
для событий операционного риска, потери по которым относятся к потерям (в том числе хищениям) средств клиентов, контрагентов, работников и третьих лиц, которые не были компенсированы кредитной организацией, (определены в абзаце втором подпункта 3.13.3 пункта 3.13 Положения № 716 П) (далее – потери средств клиентов, контрагентов, работников и третьих лиц, не компенсированные кредитной организацией), порог регистрации в базе событий не устанавливается, и кредитная организация регистрирует все события операционного риска с указанными потерями в базе событий;
для других типов событий операционного риска, потери по которым относятся к прямым и непрямым потерям, за исключением потерь средств клиентов, контрагентов, работников и третьих лиц, не компенсированных кредитной организацией, порог регистрации в базе событий составляет не более 20 тыс. руб. При этом кредитная организация вправе установить порог регистрации менее 20 тыс. руб. и регистрировать в базе событий все события операционного риска.
С учетом вышеизложенного, кредитная организация, которая в соответствии с пунктом 9.2 Положения
Дополнительные комментарии Банка России по вопросу определения порога регистрации размещены на официальном сайте Банка России в следующих разделах: «Ответы на типовые запросы кредитных организаций по вопросам банковского регулирования и надзора»,
Одновременно сообщаем, что дополнительные комментарии Банка России по вопросу необходимости регистрации событий операционного риска, не повлекших потерь для кредитной организации, размещены на официальном сайте Банка России в следующих разделах: «Ответы на типовые запросы кредитных организаций по вопросам банковского регулирования и надзора»,
По вопросу 6.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 2.1.2 пункта 2.1 Положения
Статус «оценка потерь от реализации события операционного риска завершена» присваивается событию операционного риска в том случае, когда кредитная организация признает, что новых потерь (как прямых, так и косвенных) не возникнет и не ожидается получение возмещений по этому событию операционного риска. В случае невозможности определения суммы потерь по событию операционного риска на момент регистрации события операционного риска в базе событий должен указываться статус «оценка потерь от реализации события операционного риска не завершена».
В случае если потери от реализации операционного риска или возмещения по ним отражены на счетах бухгалтерского учета в разные отчетные периоды, кредитной организации следует регистрировать в базе событий данные потери и (или) возмещения в рамках одного события операционного риска, не создавая новую отдельную запись в базе событий по тому же событию операционного риска.
По вопросу 7.
Кредитной организации следует регистрировать событие операционного риска в базе событий в случае, если сумма потерь по нему достигает порога регистрации, установленного кредитной организацией во внутренних документах, при этом в соответствии с абзацами тридцатым и тридцать первым пункта 6.6 Положения №
По вопросу 8.
Положением
По вопросу 9.
В случае если в связи с задержкой платежа кредитная организация нарушает сроки, указанные в договорных обязательствах перед клиентом, что может повлечь за собой претензию со стороны клиента и выплату ему соответствующей компенсации, представленный пример является событием операционного риска, который подлежит регистрации в базе событий с учетом порога регистрации и требований главы 9 Положения
По вопросу 10.
Представленный в описании пример не признается событием операционного риска (так как произошел вне операционной среды и (или) оборудования кредитной организации) в случае если данный вид компенсации предусмотрен особенностями действующего продукта и (или) процесса (например, указан в каталоге типовых расходных операций по данному продукту).