№ 716-П от 08.04.2020 Положение Банка России «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе»
О видах операционного риска (часть 4)
Вопрос
1. Просьба привести примеры риска потерь средств клиентов, контрагентов, работников и третьих лиц (не компенсированных кредитной организацией) вследствие нарушения кредитной организацией (головной кредитной организацией) (далее – кредитная организация) кодексов профессиональной этики, рыночных практик, правил поведения кредитной организации при продаже финансовых инструментов и услуг, как вида операционного риска, указанного в абзаце девятом пункта 1.4 Положения Банка России от 8 апреля 2020 года № 716?П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе» (далее – Положение
2. Следует ли относить факт подачи искового заявления кредитной организацией по спорным вопросам из-за несовершенства правовой системы (противоречивости законодательства) к правовому риску как виду операционного риска?
3. Должны ли регистрироваться в базе событий события регуляторного риска с прямыми потерями, которые также должны включаться в регуляторную и управленческую отчетность банка (например, выплата штрафов за нарушение трудового законодательства, охраны труда, процедур ПОД/ФТ и другие штрафы надзорных органов)?
Ответ
1. В соответствии с абзацем девятым пункта 1.4 Положения
Примерами реализации данного вида операционного риска могут быть:
потери (излишне уплаченные средства) клиентов вследствие навязывания кредитной организацией дополнительных необязательных услуг (например, необязательных страховых программ при продаже финансовых продуктов), наличия скрытых тарифов при обслуживании;
потери клиентов вследствие некорректного (ненадлежащего) информирования клиента кредитной организацией (например, о потенциальных рисках, присущих предлагаемому банковскому продукту или услуге, или обещание гарантированного дохода по продуктам, не являющимся вкладом);
потери клиентов вследствие «подмены продукта» кредитной организацией, то есть продажи одного финансового продукта под видом другого (например, инвестиционных инструментов под видом вклада);
продажа кредитной организацией заведомо неподходящих клиенту продуктов (например, без учета знаний, социального статуса, возраста и других особенностей клиента).
2. События, когда кредитная организация несет потери вследствие несовершенства правовой системы, следует относить к правовому риску как виду операционного риска в соответствии с абзацем четвертым пункта 1.4 Положения
3. В соответствии с пунктом 6.9 Положения
Кроме того, информация, регистрируемая по событиям отдельных видов операционного риска, регуляторного риска и (или) событий других нефинансовых рисков, включаемая ежемесячно в состав базы событий операционного риска в соответствии с требованиями пункта 6.9 Положения