Национальная платежная система
Распространяет ли свое действие решение Банка России от 18 марта 2022 года об ограничении размера эквайринговой комиссии на уровне 1% на договоры о приеме электронных средств платежа, заключенные до даты принятия данного решения?
Согласно пункту 1 решения Банка России от 18 марта 2022 года на период с 18 апреля до 31 августа 2022 года ограничен размер эквайринговой комиссии на уровне 1%, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов по заключаемым с ними договорам о приеме электронных средств платежа, виды деятельности которых указаны в приложении к настоящему решению.
Данное решение не содержит изъятий в отношении момента заключения договора, в этой связи распространяется как на договоры, действующие на дату принятия решения, так и заключаемые после указанной даты.
Что еще может применяться в дополнение к иным методам определения типа клиента при составлении отчетности по формам 0409909 и 0409910? (действует до 01.04.2023)
Таблица соответствия типов клиентов кодам общероссийских классификаторов.
Как правильно определять тип клиента в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 №
В связи с запросами, поступающими от кредитных организаций, и в целях составления отчетности по форме 0409910 «Информация о счетах и об остатках денежных средств на счетах, открытых финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами, получателям средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и государственным корпорациям (компаниям) в кредитных организациях» сообщаем, что отнесение клиента к одному из типов, указанных в части 6 статьи 19 Федерального закона от 29.11.2018 №
Таблица соответствия типов клиентов кодам общероссийских классификаторов (прилагается) может применяться в дополнение к иным методам определения типа клиента.
Пункт 1 части 13 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2011 №
В отношении контролируемых лиц, не являющихся кредитными организациями, для целей определения факта установления контроля Положением Банка России от 11.06.2014 №
В отношении контролируемых лиц, являющихся кредитными организациями, пунктом 1.3 Положения №
Вместе с тем, в отдельных случаях в силу раздробленной структуры уставного капитала у ряда контролируемых лиц — кредитных организаций отсутствуют контролирующие лица в соответствии с МСФО 10 (при этом большинством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) указанных контролируемых лиц, распоряжаются граждане Российской Федерации).
В таких случаях для определения факта установления контроля допустимо использовать критерии, предусмотренные подпунктами
Указанный подход не противоречит положениям части 13 статьи 22 Закона о НПС.
Ограничения (лимиты) по расходованию наличных денег из кассы участника наличных расчетов по одному договору, установленные абзацами 10 и 11 пункта 1 Указания Банка России №
Может ли участник наличных расчетов, выплатив из кассы наличные деньги по договору в пределах лимитов, установленных этими абзацами, осуществить в тот же день расчеты по тому же договору в рамках предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 4 Указания Банка России №
Согласно общему правилу, установленному абзацем 1 пункта 1 Указания Банка России №
Исключения из вышеуказанного общего правила установлены абзацами
При этом абзацами
Следует учитывать, что наличные расчеты между их участниками по одному договору в дату проведения таких расчетов не могут превышать предельный размер, установленный пунктом 4 Указания Банка России №
Для расчетов между участниками наличных расчетов и физическими лицами, осуществляемых за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, Указание Банка России №
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, обособленными подразделениями юридического лица являются филиалы и представительства, которые в силу пункта 3 данной статьи не являются юридическими лицами. Указанные филиалы и представительства расположены вне места нахождения юридического лица и сведения о них должны содержаться в ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание, что участниками наличных расчетов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых может регулироваться разными федеральными законами, для целей применения Указания Банка России №
Учитывая изложенное, предусмотренные абзацами 10 и 13 пункта 1 Указания Банка России №
Абзацами
При этом в положениях абзаца 2 пункта 1 Указания Банка России №
Подотчетное лицо вернуло неизрасходованные деньги в кассу. Можно ли эти деньги выдать другому подотчетному лицу или их нужно сначала сдать в банк?
Пунктом 1 Указания Банка России №
Вправе ли хозяйственное общество расходовать наличные деньги из поступившей в кассу «выручки» (в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Указания Банка России №
Используемый в абзацах 2 и 6 пункта 1 Указания Банка России №
Таким образом, оплата услуг по сдаче имущества, в том числе недвижимого, в аренду при применении Указания Банка России №
При этом при осуществлении наличных расчетов необходимо учитывать установленные пунктом 4 Указания Банка России №
1 Аналогичный подход отражен в положениях пункта 5 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вправе ли брокер в соответствии правовым регулированием, предусмотренным Указанием Банка России №
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 22.04.1996 №
Денежные средства клиентов в силу части 3 статьи 3 Федерального закона №
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 1 Указания Банка России №
В течение какого периода времени наличные денежные средства, снятые с расчетного счета и внесенные в кассу, СКПК (КПК) вправе выдавать своим клиентам по договорам займов/личных сбережений и паенакоплениям в целях исполнения требований Указания Банка России №
Указание Банка России №
Когда будут внесены изменения в действующие правила наличных расчетов?
Указание Банка России от 09.12.2019 №
Указание №
Ранее участники микрофинансового рынка не были наделены правом расходовать из «выручки» (без предварительного зачисления на банковский счет) поступившие в их кассы наличные деньги, в том числе на цели выдачи, возврата и обслуживания займов и цели, связанные с ведением их хозяйственной деятельности.
Новое регулирование наличных расчетов учитывает запросы участников микрофинансового рынка и предусматривает для них реализацию такого права в пределах гибко установленных лимитов.
Для дальнейшего совершенствования отношений в сфере наличных расчетов Банк России в рамках своих полномочий в соответствии со статьей 82.3 Федерального закона 10.07.2002 №
Требования к защите персональных данных при осуществлении переводов денежных средств в настоящее время установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года №
В настоящее время не завершено формирование нормативной базы, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2006 года №
Положение №
Требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, установленные Положением №
Информация, содержащаяся в уведомлении клиента о совершении операций с использованием электронного средства платежа, а также информация о переводах денежных средств, печатаемая на чеке банкомата, относится к информации о совершенных переводах денежных средств.
Обратите внимание на то, что оператор по переводу денежных средств не несет ответственности за обеспечение защиты информации при обработке, хранении и других действиях, производимых клиентом с переданной ему защищаемой информацией.
Согласно подпункту 2.13.1 пункта 2.13 Положения №
Пунктом 18 части 1 статьи 20 Федерального закона №
При этом формат информационного сообщения и порядок его направления могут быть определены оператором по переводу денежных средств самостоятельно.
В соответствии с подпунктом 2.13.1 пункта 2.13 Положения №
Согласно девятому абзацу пункта 2.2 Положения №
При этом решение о формировании службы ИБ или о назначении ответственных лиц принимается оператором по переводу денежных средств, банковским платежным агентом (субагентом), являющимся юридическим лицом, оператором услуг платежной инфраструктуры самостоятельно.
Положение №
Разработка отдельных нормативных актов, устанавливающих требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств в зависимости от формы таких переводов, в настоящее время не планируется.
Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (далее — СТО БР ИББС-1.0) имеет рекомендательный характер и рекомендован для применения путем включения ссылок на него и (или) прямого использования устанавливаемых в нем положений во внутренних методических и нормативных документах, а также в договорах.
Проведение кредитной организацией оценки соответствия положениям СТО БР ИББС-1.0 не может заменять проведение оценки выполнения требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, установленных Положением №
Оценка соответствия, согласно Положению №
Положение №
Передача создания, модернизации, технического обслуживания и ремонта объектов информационной инфраструктуры операторами на аутсорсинг не запрещена Положением №
Кроме того, выполнение некоторых требований (к примеру, требования о наличии ответственных за обеспечение защиты информации работников и о наличии службы информационной безопасности) не может быть переложено на компанию-аутсорсера.
Нужно учитывать, что в любом случае ответственность за выполнение требований Положения Банка России №
При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться требованиями пункта 3 статьи 6 Федерального закона №
В соответствии с подпунктом 2.9.1 Положения Банка России от 29.06.2021 №
При оформлении заранее данного акцепта следует учитывать нормы части 14 статьи 6 Федерального закона №
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона №
Положение №
В соответствии с пунктом 1.11 Положения №
В соответствии со статьей 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в ГК РФ, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, которое принимается к исполнению и исполняется банком плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика или получении акцепта плательщика. При этом право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между банком плательщика и плательщиком.
Стороны в основном договоре вправе указать на возможность предъявления получателем средств в банк платежных требований с заранее данным акцептом плательщика. Условия заранее данного акцепта вытекают из основного договора между плательщиком и получателем средств.
Платежное требование используется, как правило, при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, установленных основным договором.
При осуществлении перевода денежных средств в форме расчетов инкассовыми поручениями применяется инкассовое поручение при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении им сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Инкассовые поручения применяются в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, для взыскания по исполнительным документам, а также могут применяться в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
При осуществлении безналичных расчетов стороны по договору вправе использовать как платежные требования с заранее данным акцептом при наличии заранее данного акцепта плательщика в отношении данных требований получателя, так и инкассовые поручения при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
Положение №
Кредитная организация вправе принять решение об использовании в целях осуществления перевода денежных средств в иностранной валюте как форм, установленных Банком России, так и иных форм распоряжений, утвержденных внутренними документами кредитной организации.
В случае использования платежного поручения, установленного Положением №
Положением №
Согласно приложению 1 к Положению №
Положение №
Банк при приеме платежного поручения обязан проверить заполнение реквизита «Назначение платежа» в части наличия наименования оплачиваемой услуги, ссылки на номер и дату договора или товарного документа.
Исходя из нормы пункта 4.4 Положения №
Пунктами 5.4, 7.7, 9.5 Положения №
В соответствии с пунктом 2.3 Положения №
Порядок удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме заявления клиента — физического лица, определяется кредитной организацией самостоятельно.
При частичном акцепте плательщика платежного требования при недостаточности денежных средств на счете плательщика в очередь не исполненных в срок распоряжений помещается платежный ордер, составленный банком на основании поступившего Заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика и платежное требование, частично акцептованное плательщиком.
Согласно пункту 1.5 Положения №
В соответствии с приложениями 1, 8, 12 к Положению №
В соответствии с Положением №
Требование к указанию в расчетных документах информации об уплате или неуплате налога на добавленную стоимость установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено, что в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (часть 4 статьи 168).
Согласно пункту 2.7 Положения №
Понятие «достаточность денежных средств» используется в Федеральном законе №
Приведенное в Положении №
В соответствии с пунктами 2.10, 2.16 Положения №
Указанная норма предусматривает возможность получения юридическим лицом наличных денежных средств (в том числе на выплату заработной платы) со своего банковского счета при их недостаточности на счете на основании распоряжения (заявления)юридического лица, что позволяет получить в установленной законодательством очередности денежные средства по денежному чеку или по расходному кассовому ордеру 0402009, в случае представления заявки для получения наличных денег в виде электронного документа.
В соответствии с пунктом 2.10 Положения №
В соответствии с пунктом 4.7 Положения №
Приостановление операций по банковскому счету плательщика не связано с осуществлением перевода денежных средств, выполнением процедур приема к исполнению и исполнения распоряжений, в связи с чем нормы Положения №
Положение №
Глава 2 Положения №
Учитывая изложенное, кредитная организация в соответствии с Положением №
Согласно описанию реквизита «Плательщик», содержащемуся в приложении 1 к Положению №
Возврат распоряжения на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, при отрицательном результате процедур его приема к исполнению осуществляется в установленном банком порядке с учетом требований абзаца 6 пункта 2.12 Положения №
Согласно пунктам 7.1, 7.3 Положения №
Согласно пунктам 1.15, 1.16 Положения №
На основании пункта 2.10 Положения №
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика и отсутствии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика, платежные требования не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений не позднее дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика.
Приостановление операций по счету в соответствии с федеральным законом означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций, за исключением случаев, установленных законодательством. Соответственно, списание денежных средств со счета непосредственно после проведения авторизации возможно до приостановления операций по счету.
Согласно пункту 2.12 Положения №
На основании пункта 4.7 Положения №
В этой связи направление клиенту промежуточной или окончательной выписки по счету, изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, например, путем изменения информации, доступной для клиента, «принято» на «исполнено», могут рассматриваться в качестве уведомления, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение.
Пункт 2.13 Положения №
Банк плательщика при поступлении платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществляет процедуры приема к исполнению распоряжений в порядке, установленном банком в соответствии с пунктами 1.8, 2.3 Положения №
Положение №
В значении реквизита 24 «Назначение платежа» инкассового поручения при взыскании денежных средств на основании закона указываются наименование взыскания, дата, номер и статья федерального закона, предусматривающего право взыскания денежных средств, номер и дата решения о взыскании денежных средств, если принятие такого решения предусмотрено федеральным законом.
Соответственно, инкассовое поручение налогового органа на взыскание денежных средств со счета налогоплательщика в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, должно содержать наименование взыскания, ссылку на закон (с указанием номера, даты принятия и соответствующей статьи), номер и дату решения о взыскании денежных средств.
Положение №
В соответствии с пунктом 2.9 Положения №
При несоответствии в распоряжении получателя реквизитов реквизитам, предусмотренным условиями заранее данного акцепта, на основании абзаца 3 подпункта 2.9.1 пункта 2.9 Положения №
Нормы абзаца 4 подпункта 2.9.1 пункта 2.9 Положения №
Согласно пункту 1.11 Положения №
В соответствии с пунктами 2.10, 2.16 Положения №
Указанная норма предусматривает возможность получения организациями наличных денежных средств (в том числе на выплату заработной платы) со своего банковского счета при их недостаточности на счете на основании распоряжения клиента, что позволяет юридическому лицу получить денежные средства по денежному чеку в очередности, установленной законодательством.
Также в распоряжении, помещенном в очередь не исполненных в срок распоряжений, банк указывает дату помещения распоряжения в очередь, которая должна соблюдаться при рассмотрении вопроса календарного поступления документа в банк.
Согласно пункту 1 Указания Банка России от 24.12.2012 №
При осуществлении переводов денежных средств в иностранной валюте с банковского счета на банковский счет одного клиента банка банковский ордер применяться не может, поскольку это противоречит пункту 1 Указания №
В соответствии с пунктом 1 Указания №
Согласно пункту 5 Указания №
Положение №
Федеральным законом от 29.10.1998 №
При этом Федеральным законом №
Учитывая, что предусмотренное пунктом 1 статьи 13 Федерального закона №
Указанный перечень не является закрытым, достаточность документального подтверждения оснований списания в бесспорном порядке сумм просроченных лизинговых платежей определяется банком самостоятельно с учетом ответственности банка за ненадлежащее совершение операций по счету, установленной статьей 856 ГК РФ, и порядка списания средств со счета лизингополучателя, предусмотренного в пункте 1 статьи 13 Федерального закона №
Согласно пунктам 1.2, 1.9, 1.15 Положения №
В соответствии с Положением №
В соответствии с пунктом 2.13 Положения №
Что касается приходного кассового ордера 0402008, то указанный документ не является распоряжением клиента о переводе денежных средств получателю средств и на основании пунктов 2.3, 3.1 Положения Банка России от 29.01.2018 №
В связи с изложенным, приходный кассовый ордер 0402008 не может являться подтверждением перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Исполнение содержащихся в исполнительном документе требований при недостаточности денежных средств на банковском счете осуществляется в соответствии с положениями части 9 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 №
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика (в том числе, их отсутствии) Положение №
В случае приостановления в соответствии с федеральными законами операций по банковскому счету плательщика распоряжения, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций (абзац 19 пункта 2.10 Положения №
Частью 6 статьи 70 Федерального закона №
Полагаем, что в целях выполнения требований Федерального закона №
Каковы основные критерии, позволяющие разграничить деятельность оператора услуг информационного обмена (далее — ОУИО) и деятельность платежного агрегатора, привлеченного оператором по переводу денежных средств (далее — ОПДС) для обеспечения приема юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 Федерального закона от 27.06.2011 №
Допускается ли возможность совмещения организацией деятельности платежного агрегатора и ОУИО?
Исходя из положений пункта 33 статьи 3 Федерального закона № 161‑ФЗ, ОУИО осуществляет деятельность от своего имени на основании договора, заключенного с ОПДС. Платежный агрегатор, согласно положениям части 1, пункта 2 части 2 статьи 14.1 Федерального закона №
Помимо договора с ОПДС деятельность платежного агрегатора предполагает заключение договоров о приеме ЭСП с клиентами — предприятиями торговли (услуг). В свою очередь, законодательством Российской Федерации не предусмотрено требований об обязательном заключении ОУИО договоров с клиентами ОПДС.
При этом платежный агрегатор в рамках обеспечения приема ЭСП может обеспечивать обмен платежной информацией только между привлекшим его ОПДС и предприятиями торговли (услуг), с которыми заключены договоры о приеме ЭСП.
Возможность совмещения организацией деятельности платежного агрегатора и ОУИО Федеральным законом №
При этом обращаем внимание, что в случае, если ОПДС привлекает организацию одновременно в качестве ОУИО и платежного агрегатора, сведения о ней должны направляться в Банк России в соответствии с Указанием Банка России № 5429-У1 как по форме 0403232 («Сведения об операторах услуг информационного обмена»), так и по форме 0403233 («Сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов»).
1 Указание Банка России от 06.04.2020 №
Может ли ОПДС взаимодействовать с поставщиком платежного приложения (далее — поставщик ПП) на основании многостороннего договора?
В соответствии с требованиями пункта 29 статьи 3 Федерального закона №
При этом Федеральный закон №
Обращаем внимание, что вне зависимости от вида договора, содержащего условия об оказании услуг поставщиком ПП, сведения о поставщике ПП предоставляются в Банк России по форме 0403230 («Сведения о поставщиках платежных приложений») в соответствии с Указанием Банка России №
Должна ли организация-разработчик программного обеспечения, используемого в целях осуществления перевода денежных средств, рассматриваться в качестве поставщика ПП?
Разработка организацией программного обеспечения для ОПДС не является критерием для ее отнесения к числу поставщиков ПП.
Исходя из пунктов 29 и 30 статьи 3 Федерального закона №
- организация на основании договора с ОПДС предоставляет клиентам указанного ОПДС программное обеспечение, которое устанавливается на подключаемые к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» технические устройства (в том числе смартфоны и планшетные компьютеры);
- указанное программное обеспечение позволяет клиентам ОПДС составлять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием ЭСП, предоставленных ОПДС клиентам.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о НПС оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (далее — ЭСП) путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения за предоставление информации, в связи с чем в договоре должен быть предусмотрен способ бесплатного информирования клиента в соответствии со статьей 9 Закона о НПС. Дополнительно, кредитной организацией могут оказываться клиенту (при его согласии) платные услуги по его информированию о совершении операций с использованием ЭСП.
В соответствии с частью 13 статьи 5 Закона о НПС обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных указанным Федеральным законом, в том числе об операциях с использованием ЭСП, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
С момента получения клиентом уведомления о совершении операций исчисляется установленный частью 11 статьи 9 Закона о НПС срок направления клиентом оператору по переводу денежных средств уведомления об утрате ЭСП или его использовании без согласия клиента.
Закон о НПС не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием ЭСП считается полученным клиентом, данное положение целесообразно предусматривать в договоре в рамках установленного им порядка направления уведомлений клиенту.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года №
В этой связи являются тарифами в платежной системе и включаются в правила платежной системы все прямо или косвенно определяемые оператором платежной системы и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры суммы вознаграждений, уплачиваемые:
- участниками платежной системы оператору платежной системы, операторам услуг платежной инфраструктуры;
- участникам платежной системы их клиентами и другими участниками платежной системы в рамках оплаты услуг в платежной системе, включая услуги по переводу денежных средств и услуги платежной инфраструктуры.
Порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, а также тарифы за услуги в платежной системе подлежат включению в правила платежной системы и в том случае, когда они также регулируются договорами, заключенными участниками платежной системы с оператором услуг платежной инфраструктуры, привлеченным оператором платежной системы, договорами, заключенными участниками платежной системы со своими клиентами и с другими участниками платежной системы. При этом не допускается указание в правилах платежной системы на порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, на тарифы за услуги в платежной системе путем ссылки на указанные договоры.
Суммы вознаграждений, уплачиваемые являющимся участниками платежной системы операторам по переводу денежных средств их клиентами за оказание услуг по переводам денежных средств, осуществляемым вне рамок платежной системы исключительно на основании договоров, заключаемых в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об НПС с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, а также суммы вознаграждений, устанавливаемые участниками платежной системы для своих клиентов дополнительно к тарифам и иным видам платы за услуги в рамках платежной системы, не являются тарифами в платежной системе и не включаются в правила платежной системы.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы, должен определяться правилами платежной системы.
Изменение перечня государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы и по которым устанавливаются соответствующие тарифы за перевод денежных средств, не рассматривается как установление нового тарифа оператором платежной системы при условии, что размер тарифов за услуги по переводу денежных средств не изменяется (например, в случае установления единого тарифа по определенной группе государств).
До вступления в силу Закона о НПС в термин «платежные карты» включались карты, предназначенные для получения физическими лицами — держателями карт исключительно предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реализуемыми данными юридическими лицами.
После вступления в силу Закона о НПС платежные карты рассматриваются в качестве электронных средств платежа (далее — ЭСП), предназначенных для осуществления операторами по переводу денежных средств перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 19 статьи 3 Закона о НПС). Соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 24.12.2004 №
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона №
Федеральный закон №
Аналитический учет по счетам № 40903 «Средства для расчетов чеками и осуществления переводов (возврата остатков) электронных денежных средств», № 40914 «Средства для осуществления переводов (возврата остатков) электронных денежных средств физических лиц», № 40915 «Средства для осуществления переводов (возврата остатков) электронных денежных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» должен содержать информацию по операциям с электронными денежными средствами по каждому предоставленному клиенту ЭСП, что предусмотрено пунктами 4.56, 4.63, 4.64 части II приложения к Положению Банка России от 24.11.2022 №
При отражении в бухгалтерском учете незавершенных расчетов по принятым и отправленным переводам денежных средств, в том числе без открытия банковского счета, а также по операциям с использованием ЭСП, осуществляемым вне рамок платежной системы, в соответствии с Положением №
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 №
В связи с увеличением объема операций по переводу электронных денежных средств, в том числе совершаемых с использованием предоплаченных карт, при информировании клиентов в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона №
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 №
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом №
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона №
Частью 16 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона №
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона №
Возможно ли зачисление на специальный банковский счет банковского платежного агента, привлеченного на основании договора, предусмотренного частью 1 статьи 14 Федерального закона №
В части 6 статьи 14 Федерального закона №
Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом.
В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента), платежного агента, поставщика отсутствуют операции, связанные с зачислением на него денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 7 статьи 14 Федерального закона №
Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона №
Федеральным законом №
Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 №
- оплата коммунальных услуг — по символу 11 «Поступления от реализации платных услуг (выполненных работ)»;
- налоги, штрафы в ГИБДД — по символу 12 «Поступления налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, таможенных платежей, средств самообложения граждан, взносов, страховых премий» и т.д.;
- комиссионные вознаграждения, взимаемые платежными агентами (как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями), по символу 32 «Прочие поступления».
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 «Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов».
Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
Федеральный закон №
В случае привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для принятия от юридического лица, индивидуального предпринимателя наличных денежных средств в целях зачисления принятых наличных денежных средств на банковский счет указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 161‑ФЗ, применение банкоматов является обязательным.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 №
Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона №
В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 «Срок для акцепта» не заполняется.
С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 №
Статья 1 Закона №
Часть 19 статьи 3 Закона №
Таким образом, нормы Закона №
Согласно части 4 статьи 9 Закона №
Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона №
При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).
Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.
В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года №
В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона №
Данные рекомендации подробно обсуждались с объединениями участников рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №
Таким образом, возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств при осуществлении мошеннических действий третьих лиц может быть предусмотрена в таком договоре в качестве элемента порядка использования электронного средства платежа (часть 9 статьи 9 Закона №
Требование о безусловном возмещении оператором по переводу денежных средств клиенту суммы операции, совершенной без его согласия после направления оператору по переводу денежных средств уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 9 Закона №
Порядок уведомления клиентом кредитной организации, предусмотренный пунктом 11 статьи 9 Закона №
При этом установленный пунктом 11 статьи 9 Закона №
Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ установлено, что если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиентафизического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентомфизическим лицом уведомления. При этом в указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.
Указанная норма соответствует существующей мировой практике регулирования рынка платежных услуг и призвана обеспечить защиту интересов клиентов при использовании ими электронных средств платежа.
При этом необходимость защиты прав гражданина как экономически слабой стороны в правоотношениях между кредитной организацией и клиентом была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года №
В этой связи полагаем, что оценка инициативы участников национальной платежной системы по внесению изменений в статью 9 Закона №
1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №
2. При определении значения переводов денежных средств в соответствии с Указанием №
3. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона №
Таким образом, при определении общего объема переводов денежных средств в соответствии с Указанием №
Банк России не возражает против изменения норм Закона №
В соответствии с частью 19 статьи 3 Закона №
Таким образом, из данного определения не следует, что распоряжения клиента являются электронными средствами платежа.
Система «Клиент-банк» будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (часть 19 статьи 3 Закона №
При осуществлении операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленным частями 6 и 7 статьи 14 Федерального закона №
Таким образом, списание денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента возможно на банковские счета, как банковского платежного агента, так и иных лиц, открытые, как в кредитной организации, привлекшей банковского платежного агента, так и в иных кредитных организациях.
При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года №
Согласно части 1 статьи 4 Закона №
Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона №
Требование пункта 20 части 1 статьи 20 Закона №
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 Закона №
Создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы является правом для оператора платежной системы (часть 6 статьи 28 Закона №
При этом Закон №
Правила платежной системы, определенные оператором платежной системы, должны соответствовать требованиям Закона №
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона №
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона №
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Указанная норма ГК РФ распространяется на договор присоединения, которым в соответствии с частями 3 и 7 статьи 20 Федерального закона №
Невозможность изменения по соглашению сторон договора присоединения ГК РФ и Федеральным законом №
Установленные в части 8 статьи 20 Федерального закона №
Таким образом, сроки внесения изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы могут быть более короткими, чем предусмотренные частью 8 статьи 20 Федерального закона №
Что касается оформления процедуры получения такого согласия, то в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Правила платежной системы имеют письменную форму. Согласно пункту 21 части 1 статьи 20 Федерального закона №
Установленный частью 13 статьи 16 Закона о НПС в отношении ОУПИ запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам применяется в рамках платежной системы, правила которой являются договором, за исключением правил платежной системы Банка России (часть 3 статьи 20 Закона о НПС), и не распространяется на обязанность ОУПИ приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 статьи 15 Закона о НПС оператор платежной системы обязан осуществлять контроль за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России. Часть 1 статьи 20 Закона о НПС требует включения в правила платежной системы, являющиеся публично доступными и действующими в отношении всех участников платежной системы, положений, касающихся указанных обязанностей. Кроме того, часть 10 статьи 21 Закона о НПС определяет, что для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему, которые могут касаться, в том числе, факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.
В связи с этим не является односторонним приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам, осуществляемое в соответствии с правилами платежной системы в целях осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы.
Что касается включения в правила платежной системы положений, предусматривающих возможность приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, связанных с требованиями законодательства иностранных государств, решениями иностранных органов и должностных лиц, то это может повлечь создание условий для неисполнения оператором платежной системы обязанности по обеспечению бесперебойности оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и бесперебойности функционирования платежной системы, установленной пунктом 5 статьи 15 Закона о НПС, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с этим является недопустимым.
В соответствии с частью 2 статьи 301 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон №
Позиция Банка России по данному вопросу отражена в информационном письме от 07.08.2023 № ИН-04-45/50
Какие реквизиты указать в распоряжении о переводе денежных средств при возврате в бюджетную систему Российской Федерации платежей, поступающих от территориальных органов Федерального казначейства, денежные средства по которым не могут быть зачислены получателям — клиентам кредитных организаций (в поле «ИНН» плательщика указаны значения длиной 12 знаков)
Для определения отдельных реквизитов рекомендуем пользоваться письмом Департамента национальной платежной системы Банка России от 16.07.2021 № 45-19/3422.
Кто обязан исполнять требование об осуществлении взаимодействия между кредитными организациями посредством системы передачи финансовых сообщений Банка России или иных российских систем, обеспечивающих передачу и хранение информации по финансовым сообщениям только на территории Российской Федерации?
Российские кредитные организации при обмене между собой информацией по любому переводу денежных средств, по которому плательщик и получатель денежных средств, а также банк получателя и банк плательщика находятся на территории Российской Федерации.
Что следует относить к информации по любому переводу денежных средств, осуществляемому на территории Российской Федерации?
К информации по таким переводам следует относить любую информацию, связанную с осуществлением перевода денежных средств, в том числе передачу распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжения), включая распоряжения на общую сумму с реестром, выполнение процедур приема к исполнению и исполнения распоряжений, подтверждение приема к исполнению и исполнения распоряжений, а также отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений.
Как определить, что система, обеспечивающая передачу и хранение информации по финансовым сообщениям, осуществляет передачу и хранение указанной информации только на территории Российской Федерации?
Провайдер данной услуги должен являться российским юридическим лицом, а оборудование, предназначенное для обработки и хранения соответствующей информации, должно быть размещено на территории Российской Федерации.
Регулирует ли Решение порядок осуществления перевода денежных средств с привлечением иностранного банка-посредника?
Решение Совета директоров Банка России не регулирует порядок осуществления перевода денежных средств с привлечением иностранного банка-посредника.
Вместе с тем, привлечение к участию в переводе денежных средств, осуществляемом на территории Российской Федерации, банков-посредников, в том числе иностранных, не является основанием для освобождения российских кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, от выполнения требования об обмене между собой информацией по любому переводу денежных средств, осуществляемому на территории Российской Федерации посредством системы передачи финансовых сообщений Банка России или иных российских систем, обеспечивающих передачу и хранение информации по финансовым сообщениям только на территории Российской Федерации.
Устанавливает ли Решение требования к используемым системам передачи и хранения информации по финансовым сообщениям при взаимодействии российских кредитных организаций с иностранными банками?
Решение не устанавливает требования к используемым каналам обмена финансовыми сообщениями между российской кредитной организацией и иностранным банком в рамках взаимных корреспондентских отношений при осуществлении переводов денежных средств.