Национальная платежная система
Что еще может применяться в дополнение к иным методам определения типа клиента при составлении отчетности по формам 0409909 и 0409910?
Таблица соответствия типов клиентов кодам общероссийских классификаторов.
Пункт 1 части 13 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2011 №
В отношении контролируемых лиц, не являющихся кредитными организациями, для целей определения факта установления контроля Положением Банка России от 11.06.2014 №
В отношении контролируемых лиц, являющихся кредитными организациями, пунктом 1.3 Положения №
Вместе с тем, в отдельных случаях в силу раздробленной структуры уставного капитала у ряда контролируемых лиц — кредитных организаций отсутствуют контролирующие лица в соответствии с МСФО 10 (при этом большинством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) указанных контролируемых лиц, распоряжаются граждане Российской Федерации).
В таких случаях для определения факта установления контроля допустимо использовать критерии, предусмотренные подпунктами
Указанный подход не противоречит положениям части 13 статьи 22 Закона о НПС.
Содержит ли Указание №
Указание №
В соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2011 №
Порядок направления заявителем в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы, а также порядок рассмотрения Банком России регистрационного заявления и уведомления о результатах рассмотрения Банком России регистрационного заявления установлен Положением Банка России от 02.05.2012 №
Подпунктом 1.4.3 пункта 1.4 Положения Банка России №
Где найти реестр операторов платежных систем и реестр операторов иностранных платежных систем?
Реестр операторов платежных систем и реестр операторов иностранных платежных систем размещен на сайте Банка России в подразделе «Реестры» раздела «Национальная платежная система».
Какие документы нужны для включения информации об иностранной организации, являющейся оператором иностранной платежной системы, в реестр операторов иностранных платежных систем?
Перечень документов, необходимых для включения информации об иностранной организации, являющейся оператором иностранной платежной системы, в реестр операторов иностранных платежных систем, определен частями 1 и 2 статьи 192 Федерального закона от 27.06.2011 №
Для иностранных организаций — операторов иностранных платежных систем, не имеющих доступа к личному кабинету участника информационного обмена, образец заявления о включении в реестр размещен на сайте Банка России.
Для иностранных организаций — операторов иностранных платежных систем, имеющих доступ к личному кабинету участника информационного обмена, программное обеспечение для заполнения заявления о включении информации в реестр операторов иностранных платежных систем размещено в личном кабинете участника информационного обмена в подразделе «Допуск на финансовый рынок» раздела «Представление отчетности».
Каков перечень документов для регистрации организации, намеревающейся стать оператором платежной системы, и документов для регистрации оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы?
Перечни документов, необходимых для регистрации организации, намеревающейся стать оператором платежной системы, и регистрации оператора платежной системы в качестве оператора другой платежной системы, определены частями 8, 10, 21 и 22 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2011 №
Как направить заявление о включении информации об иностранной организации, являющейся оператором иностранной платежной системы, в реестр операторов иностранных платежных систем в Банк России посредством личного кабинета участника информационного обмена?
Для отправки заявления о включении информации об иностранной организации, являющейся оператором иностранной платежной системы, в реестр таких операторов в форме электронного документа организации необходимо в личном кабинете участника информационного обмена в подразделе «Допуск на финансовый рынок» раздела «Представление отчетности» заполнить форму «Заявление о включении информации об иностранной организации, являющейся оператором иностранной платежной системы, в реестр операторов иностранных платежных систем». Последний блок указанной формы содержит инструкцию по направлению заявления о включении информации об иностранной организации, являющейся оператором иностранной платежной системы, в реестр операторов иностранных платежных систем и прилагаемых к нему документов в Банк России.
С какой даты исчисляются два календарных года, за которые должен быть сформирован бизнес-план развития платежной системы?
Период формирования бизнес-плана развития платежной системы (два календарных года) следует исчислять с 1 января года, следующего за годом направления заявителем регистрационного заявления (дополнительного регистрационного заявления).
Какие обязательные отметки должны содержать титульные листы правил платежной системы и правил иностранной платежной системы?
Титульные листы правил платежной системы и правил иностранной платежной системы должны содержать отметки об уполномоченном органе, его утвердившем, и дате утверждения.
Каков максимально допустимый срок давности оформления письменного согласия кредитной организации стать расчетным центром платежной системы, представляемого в комплекте документов для регистрации заявителя в качестве оператора платежной системы?
Письменное согласие кредитной организации стать расчетным центром платежной системы, предусмотренное пунктом 6 части 10 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2011 №
В соответствии с каким законодательным актом заявителем осуществляется расчет размера чистых активов в целях регистрации его в качестве оператора платежной системы?
Документ, содержащий сведения о размере чистых активов, предусмотренный пунктом 7 части 10 статьи 15 Федерального закона от 27.06.2011 №
Как заполняется реквизит «Назначение платежа» расчетных документов, в том числе на общую сумму с реестром, в случае если удержаний из платежа не производилось? Необходимо ли заполнять этот реквизит нулевыми значениями в формате «//ВЗС//0-00//»?
Взысканная сумма указывается в расчетном документе, если по требованиям исполнительного документа лицом, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи, произведено удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника (часть 3 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 №
При составлении расчетного документа на общую сумму с реестром для перевода денежных средств нескольким гражданам в соответствии с письмом Банка России № ИН-05-45/10 взысканная сумма обозначается в реквизите, предназначенном для указания назначения платежа в реестре к расчетному документу на общую сумму.
Если удержания не производилось, в расчетном документе, реестре к расчетному документу на общую сумму взысканная сумма не указывается.
Если выплата в пользу физического лица производится одним платежным поручением по нескольким кодам вида дохода, в каком реквизите платежного поручения необходимо указывать эти коды?
И что необходимо указывать в таком случае в реквизите «Наз. пл.» платежного поручения?
В платежном поручении может быть указан один из кодов вида дохода, установленных Указанием Банка России от 14.10.2019 №
Является ли целью проставления кодов вида дохода получение банком информации о сумме доходов граждан, на которые может быть направлено взыскание по исполнительному производству (по исполнительному листу, поступившему в банк)?
В соответствии с указанными в расчетных документах кодами вида дохода банк или иная кредитная организация осуществляет расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест. При этом необходимо руководствоваться Порядком расчета, утвержденным приказом Минюста России от 27.12.2019 № 330 «Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 №
Как корректно, согласно Указанию Банка России №
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России №
«2» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, перечисленными в части 1 статьи 101 Федерального закона №
«3» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, указанными в пунктах 1 и 4 части 1 статьи 101 Федерального закона №
Обязана ли кредитная организация самостоятельно обеспечивать соответствие реквизитов при приеме платежного поручения к исполнению, если код вида дохода в платежном поручении, составленном клиентом, противоречит указанному назначению платежа? Вправе ли банк принять распоряжение о переводе денежных средств, являющихся зарплатой или иными доходами, если в таком распоряжении не указан код вида дохода, и зачислить их на счет получателя?
Законодательством не установлены требования в отношении кредитных организаций по контролю наличия в распоряжениях о переводе денежных средств кода вида дохода, правильности его указания и соответствия назначению платежа.
В соответствии с пунктом 2 Порядка расчета, утвержденном приказом Минюста России от 27.12.2019 № 330, расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется кредитной организацией в соответствии с указанными в распоряжении о переводе денежных средств кодами вида дохода.
Распоряжение, в котором отсутствует код вида дохода, подлежит исполнению кредитной организацией при положительном результате других процедур приема к исполнению.
Распространяется ли требование об указании кода вида дохода на инкассовые поручения?
Указание кода вида дохода в инкассовых поручениях, в том числе составляемых кредитными организациями в связи с исполнением требований исполнительных документов, не предусмотрено.
Частью 5.1 статьи 70 Федерального закона №
Ограничения (лимиты) по расходованию наличных денег из кассы участника наличных расчетов по одному договору, установленные абзацами 10 и 11 пункта 1 Указания №
Может ли участник наличных расчетов, выплатив из кассы наличные деньги по договору в пределах лимитов, установленных этими абзацами, осуществить в тот же день расчеты по тому же договору в рамках предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 4 Указания №
Согласно общему правилу, установленному абзацем 1 пункта 1 Указания Банка России №
Исключения из вышеуказанного общего правила установлены абзацами
При этом абзацами 10 и 11 пункта 1 Указания Банка России №
Следует учитывать, что наличные расчеты между их участниками по одному договору в дату проведения таких расчетов не могут превышать предельный размер, установленный пунктом 4 Указания №
Для расчетов между участниками наличных расчетов и физическими лицами, осуществляемых за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, Указание Банка России №
О каких обособленных подразделениях участников наличных расчетов идет речь при соблюдении лимита наличных выплат в день, предусмотренных абзацами 10 и 11 пункта 1 Указания Банка России №
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, обособленными подразделениями юридического лица являются филиалы и представительства, которые в силу пункта 3 данной статьи не являются юридическими лицами, расположены вне места нахождения юридического лица, сведения о них содержатся в ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание, что участниками наличных расчетов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых может регулироваться разными федеральными законами, для целей применения Указания Банка России №
Учитывая изложенное, предусмотренные абзацами 10 и 11 пункта 1 Указания Банка России №
Может ли участник наличных расчетов, не являющийся участником микрофинансового рынка, пополнять свою кассу за счет наличных денег, поступивших по договору займа, в целях их расходования для оплаты товаров, работ, услуг, выплаты работникам заработной платы и иные цели в соответствии с абзацами
Абзацами
При этом в положениях абзаца 2 пункта 1 Указания Банка России №
Подотчетное лицо вернуло неизрасходованные деньги в кассу. Можно ли эти деньги выдать другому подотчетному лицу или их нужно сначала сдать в банк?
Пунктом 1 Указания Банка России №
Вправе ли хозяйственное общество расходовать наличные деньги из поступившей в кассу «выручки» (в соответствии с абзацем 2 пункта 1 Указания Банка России №
Используемый в абзацах 2 и 6 пункта 1 Указания Банка России №
Таким образом, оплата услуг по сдаче имущества, в том числе недвижимого, в аренду при применении Указания Банка России №
При этом при осуществлении наличных расчетов необходимо учитывать установленные пунктом 4 Указания Банка России №
1 Аналогичный подход отражен в положениях пункта 5 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вправе ли брокер в соответствии правовым регулированием, предусмотренным Указанием Банка России №
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 22.04.1996 №
Денежные средства клиентов в силу части 3 статьи 3 Федерального закона №
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 1 Указания Банка России №
В течение какого периода времени наличные денежные средства, снятые с расчетного счета и внесенные в кассу, СКПК (КПК) вправе выдавать своим клиентам по договорам займов/личных сбережений и паенакоплениям в целях исполнения требований Указания Банка России №
Указание Банка России №
Когда будут внесены изменения в действующие правила наличных расчетов?
Указание Банка России от 09.12.2019 №
Указание №
Ранее участники микрофинансового рынка не были наделены правом расходовать из «выручки» (без предварительного зачисления на банковский счет) поступившие в их кассы наличные деньги, в том числе на цели выдачи, возврата и обслуживания займов и цели, связанные с ведением их хозяйственной деятельности.
Новое регулирование наличных расчетов учитывает запросы участников микрофинансового рынка и предусматривает для них реализацию такого права в пределах гибко установленных лимитов.
Для дальнейшего совершенствования отношений в сфере наличных расчетов Банк России в рамках своих полномочий в соответствии со статьей 82.3 Федерального закона 10.07.2002 №
Требования к защите персональных данных при осуществлении переводов денежных средств в настоящее время установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года №
В настоящее время не завершено формирование нормативной базы, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2006 года №
Положение №
Требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, установленные Положением №
Информация, содержащаяся в уведомлении клиента о совершении операций с использованием электронного средства платежа, а также информация о переводах денежных средств, печатаемая на чеке банкомата, относится к информации о совершенных переводах денежных средств.
Обратите внимание на то, что оператор по переводу денежных средств не несет ответственности за обеспечение защиты информации при обработке, хранении и других действиях, производимых клиентом с переданной ему защищаемой информацией.
Согласно подпункту 2.13.1 пункта 2.13 Положения №
Пунктом 18 части 1 статьи 20 Федерального закона №
При этом формат информационного сообщения и порядок его направления могут быть определены оператором по переводу денежных средств самостоятельно.
В соответствии с подпунктом 2.13.1 пункта 2.13 Положения №
Согласно девятому абзацу пункта 2.2 Положения №
При этом решение о формировании службы ИБ или о назначении ответственных лиц принимается оператором по переводу денежных средств, банковским платежным агентом (субагентом), являющимся юридическим лицом, оператором услуг платежной инфраструктуры самостоятельно.
Положение №
Разработка отдельных нормативных актов, устанавливающих требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств в зависимости от формы таких переводов, в настоящее время не планируется.
Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (далее — СТО БР ИББС-1.0) имеет рекомендательный характер и рекомендован для применения путем включения ссылок на него и (или) прямого использования устанавливаемых в нем положений во внутренних методических и нормативных документах, а также в договорах.
Проведение кредитной организацией оценки соответствия положениям СТО БР ИББС-1.0 не может заменять проведение оценки выполнения требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, установленных Положением №
Оценка соответствия, согласно Положению №
Положение №
Передача создания, модернизации, технического обслуживания и ремонта объектов информационной инфраструктуры операторами на аутсорсинг не запрещена Положением №
Кроме того, выполнение некоторых требований (к примеру, требования о наличии ответственных за обеспечение защиты информации работников и о наличии службы информационной безопасности) не может быть переложено на компанию-аутсорсера.
Нужно учитывать, что в любом случае ответственность за выполнение требований Положения Банка России №
При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться требованиями пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее-Федеральный закон о НПС), согласно которому акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения, с учетом предъявляемых к содержанию акцепта требований, установленных пунктами 4, 8, 13 статьи 6 Федерального закона о НПС.
В соответствии с п. 2.9.1 Положения Банка России от 19.06.2012 №
При оформлении заранее данного акцепта следует учитывать нормы части 14 статьи 6 Федерального закона о НПС, согласно которым при невозможности проверки требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан возвратить требование получателя средств без исполнения, если договором не предусмотрена обязанность обслуживающего плательщика оператора по переводу денежных средств в указанном случае запросить акцепт плательщика.
Положение №
В соответствии с пунктом 1.11 Положения №
В соответствии со статьей 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в ГК РФ, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, которое принимается к исполнению и исполняется банком плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика или получении акцепта плательщика. При этом право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между банком плательщика и плательщиком.
Стороны в основном договоре вправе указать на возможность предъявления получателем средств в банк платежных требований с заранее данным акцептом плательщика. Условия заранее данного акцепта вытекают из основного договора между плательщиком и получателем средств.
Платежное требование используется, как правило, при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, установленных основным договором.
При осуществлении перевода денежных средств в форме расчетов инкассовыми поручениями применяется инкассовое поручение при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении им сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Инкассовые поручения применяются в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, для взыскания по исполнительным документам, а также могут применяться в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
При осуществлении безналичных расчетов стороны по договору вправе использовать как платежные требования с заранее данным акцептом при наличии заранее данного акцепта плательщика в отношении данных требований получателя, так и инкассовые поручения при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
Положение №
Кредитная организация вправе принять решение об использовании в целях осуществления перевода денежных средств в иностранной валюте как форм, установленных Банком России, так и иных форм распоряжений, утвержденных внутренними документами кредитной организации.
В случае использования платежного поручения, установленного Положением №
Положением №
Согласно приложению 1 к Положению №
Положение №
В соответствии с пунктом 1.7.2 части III Положения Банка России от 26.03.2007 №
Банк при приеме платежного поручения обязан проверить заполнение реквизита «Назначение платежа» в части наличия наименования оплачиваемой услуги, ссылки на номер и дату договора или товарного документа.
Согласно п. 3.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 года №
При перечислении денежных средств со счета исключительно на основании заявления клиента — физического лица, с составлением банком расчетных документов, необходимых для проведения указанной банковской операции, применяются требования пункта 1.15 Положения №
В соответствии с пунктом 2.2 Положения №
Порядок удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме заявления клиента — физического лица, определяется банком самостоятельно.
Приложения 1, 8 к Положению №
Учитывая изложенное, банки вправе использовать любые форматы даты для проставления с применением штампа на распоряжениях на бумажных носителях.
В целях обеспечения прав лизингодателя в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» предусмотрены положения (п. 1 ст. 13), согласно которым при неперечислении лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей.
В соответствии с пунктом 7.4. Положения №
Таким образом, для подтверждения права предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика получателем средств должны быть представлены в банк плательщика соответствующие документы, содержащие сведения о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре.
Понятие «безотзывность перевода денежных средств» используется в Положении Банка России от 19.06.2012 №
При наличии заранее данного акцепта плательщик вправе осуществить его отзыв. Отзыв заранее данного акцепта может быть осуществлен до начала выполнения банком плательщика процедуры контроля наличия заранее данного акцепта в соответствии с п.2.9 Положения № 383-П.
В соответствии с Положением №
Требование к указанию в расчетных документах информации об уплате или неуплате налога на добавленную стоимость установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено, что в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (часть 4 статьи 168).
Согласно пункту 2.7 Положения №
Понятие «достаточность денежных средств» используется в Федеральном законе «О национальной платежной системе» (ст. 8) и Положении №
Приведенное в Положении №
В соответствии с пунктами 2.10, 2.17 Положения №
Указанная норма предусматривает возможность получения организациями наличных денежных средств (в том числе на выплату заработной платы) со своего банковского счета при их недостаточности на счете на основании распоряжения (заявления) клиента, что позволяет юридическому лицу получить денежные средства по денежному чеку в очередности, установленной законодательством. Форма распоряжения (заявления) о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица устанавливается банком (п.1.11 Положения №
В соответствии с пунктами 1.8, 4.1, 4.2 Положения №
В соответствии с пунктом 7.4 Положения №
Учитывая, что в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» предусмотрены положения (п. 1 ст. 13), согласно которым лизингодатель вправе направлять в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей, право лизингодателя предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика возникает непосредственно из закона и не требует дополнительного отражения в договоре банковского счета.
Положение №
Таким образом, кредитная организация вправе установить форму распоряжения (включая ее размеры) с учетом требований пункта 1.13 Положения №
Положение №
Глава 2 Положения №
Учитывая изложенное, кредитная организация в соответствии с Положением №
На основании пункта 2.10 Положения Банка России №
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика и отсутствии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика, платежные требования не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений (п.2.10) не позднее дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика.
Согласно пункту 2.13 Положения Банка России №
На основании пункта 4.6 Положения Банка России №
В этой связи направление клиенту промежуточной или окончательной выписки по счету, изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, например, путем изменения информации, доступной для клиента, «принято» на «исполнено», могут рассматриваться в качестве уведомления, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение.
Положение Банка России от 19.06.2012 №
В значении реквизита 24 «Назначение платежа» инкассового поручения при взыскании денежных средств на основании закона указываются наименование взыскания, дата, номер и статья федерального закона, предусматривающего право взыскания денежных средств, номер и дата решения о взыскании денежных средств, если принятие такого решения предусмотрено федеральным законом.
Соответственно, инкассовое поручение налогового органа на взыскание денежных средств со счета налогоплательщика в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, должно содержать наименование взыскания, ссылку на закон (с указанием номера, даты принятия и соответствующей статьи), номер и дату решения о взыскании денежных средств.
Положением Банка России №
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России №
В соответствии с пунктом 2.9 Положения Банка России №
При несоответствии в распоряжении получателя реквизитов реквизитам, предусмотренным условиями заранее данного акцепта, на основании абзаца 3 подпункта 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России №
Нормы абзаца 4 подпункта 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России №
В соответствии с пунктами 2.10, 2.17 Положения Банка России №
При этом в распоряжении, помещенном в очередь не исполненных в срок распоряжений, банк указывает дату помещения распоряжения в очередь, которая должна соблюдаться при рассмотрении вопроса календарного поступления документа в банк.
Порядок исполнения распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица, а также форма самого распоряжения (заявления) согласно пунктам 1.8, 1.11 Положения Банка России №
Согласно пункту 1 Указания Банка России от 24.12.2012 №
При осуществлении переводов денежных средств в иностранной валюте с банковского счета на банковский счет одного клиента банка банковский ордер применяться не может, поскольку это противоречит пункту 1 Указания Банка России №
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России №
Согласно пункту 5 Указания Банка России №
Положение Банка России №
Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» (пункт 1 статьи 13) предусмотрена возможность списания со счета лизингополучателя в бесспорном порядке сумм просроченных лизинговых платежей на основании распоряжения лизингодателя в случае их неперечисления лизингополучателем более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа.
При этом указанным федеральным законом не определен перечень документов, которые могут быть представлены в банк в подтверждение возможности списания сумм просроченных платежей.
Учитывая, что предусмотренное пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» право лизингодателя на бесспорное списание денежных средств действует только при наличии между ним и плательщиком договорных обязательств по основной сделке лизинга, Банк России в письме от 21.05.2013 №
Указанный перечень не является закрытым, достаточность документального подтверждения оснований списания в бесспорном порядке сумм просроченных лизинговых платежей определяется кредитной организацией самостоятельно с учетом ответственности кредитной организации за ненадлежащее совершение операций по счету, установленной статьей 856 Гражданского кодекса Российской Федерации, и порядка списания средств со счета лизингополучателя, предусмотренного в пункте 1 статьи 13 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)».
В соответствии с Положением Банка России №
В соответствии с пунктом 2.13 Положения Банка России №
Что касается приходного кассового ордера 0402008, то указанный документ не является распоряжением клиента о переводе денежных средств получателю средств и на основании пункта 2.4 Положения Банка России от 24.04.2008 №
В связи с изложенным, приходный кассовый ордер не может являться подтверждением перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Исполнение содержащихся в исполнительном документе требований при недостаточности денежных средств на банковском счете осуществляется в соответствии с положениями части 9 статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым банк перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме.
При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика (в том числе, их отсутствии) Положение Банка России №
В случае приостановления в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика распоряжения, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций.
Частью 6 статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлена обязанность банка или иной кредитной организации (далее — банк) незамедлительно приостановить операции с денежными средствами на счетах должника в случае задержания исполнения исполнительного документа для проверки его подлинности.
Полагаем, что в целях выполнения требований Федерального закона банками в своих внутренних документах могут быть установлены процедуры уведомления клиента, а также процедуры проверки подлинности исполнительных документов в рамках дополнительных процедур.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о НПС оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (далее — ЭСП) путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения за предоставление информации, в связи с чем в договоре должен быть предусмотрен способ бесплатного информирования клиента в соответствии со статьей 9 Закона о НПС. Дополнительно, кредитной организацией могут оказываться клиенту (при его согласии) платные услуги по его информированию о совершении операций с использованием ЭСП.
В соответствии с частью 13 статьи 5 Закона о НПС обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных указанным Федеральным законом, в том числе об операциях с использованием ЭСП, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
С момента получения клиентом уведомления о совершении операций исчисляется установленный частью 11 статьи 9 Закона о НПС срок направления клиентом оператору по переводу денежных средств уведомления об утрате ЭСП или его использовании без согласия клиента.
Закон о НПС не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием ЭСП считается полученным клиентом, данное положение целесообразно предусматривать в договоре в рамках установленного им порядка направления уведомлений клиенту.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года №
В этой связи являются тарифами в платежной системе и включаются в правила платежной системы все прямо или косвенно определяемые оператором платежной системы и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры суммы вознаграждений, уплачиваемые:
- участниками платежной системы оператору платежной системы, операторам услуг платежной инфраструктуры;
- участникам платежной системы их клиентами и другими участниками платежной системы в рамках оплаты услуг в платежной системе, включая услуги по переводу денежных средств и услуги платежной инфраструктуры.
Порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, а также тарифы за услуги в платежной системе подлежат включению в правила платежной системы и в том случае, когда они также регулируются договорами, заключенными участниками платежной системы с оператором услуг платежной инфраструктуры, привлеченным оператором платежной системы, договорами, заключенными участниками платежной системы со своими клиентами и с другими участниками платежной системы. При этом не допускается указание в правилах платежной системы на порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, на тарифы за услуги в платежной системе путем ссылки на указанные договоры.
Суммы вознаграждений, уплачиваемые являющимся участниками платежной системы операторам по переводу денежных средств их клиентами за оказание услуг по переводам денежных средств, осуществляемым вне рамок платежной системы исключительно на основании договоров, заключаемых в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об НПС с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, а также суммы вознаграждений, устанавливаемые участниками платежной системы для своих клиентов дополнительно к тарифам и иным видам платы за услуги в рамках платежной системы, не являются тарифами в платежной системе и не включаются в правила платежной системы.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы, должен определяться правилами платежной системы.
Изменение перечня государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы и по которым устанавливаются соответствующие тарифы за перевод денежных средств, не рассматривается как установление нового тарифа оператором платежной системы при условии, что размер тарифов за услуги по переводу денежных средств не изменяется (например, в случае установления единого тарифа по определенной группе государств).
До вступления в силу Закона о НПС в термин «платежные карты» включались карты, предназначенные для получения физическими лицами — держателями карт исключительно предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реализуемыми данными юридическими лицами.
После вступления в силу Закона о НПС платежные карты рассматриваются в качестве электронных средств платежа (далее — ЭСП), предназначенных для осуществления операторами по переводу денежных средств перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 19 статьи 3 Закона о НПС). Соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 24.12.2004 №
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о НПС использование ЭСП осуществляется на основании договора об использовании ЭСП, заключенного оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
Закон о НПС не устанавливает каких-либо ограничений в отношении возможности заключения оператором электронных денежных средств отдельного договора по каждому предоставляемому клиенту ЭСП.
Определяемый оператором электронных денежных средств порядок ведения аналитического учета по счету № 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа» должен обеспечить получение информации по операциям перевода электронных денежных средств с использованием ЭСП по каждому договору с клиентом об использовании ЭСП, что предусмотрено пунктом 4.48 Положения Банка России от 16.07.2012 №
При отражении в бухгалтерском учете незавершенных расчетов по принятым и отправленным переводам денежных средств, в том числе без открытия банковского счета, а также по операциям с использованием ЭСП, осуществляемым вне рамок платежной системы, в соответствии с изменениями, внесенными в Положение №
1 Указание Банка России от 04.09.2013 №
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 №
В связи с увеличением объема операций по переводу электронных денежных средств, в том числе совершаемых с использованием предоплаченных карт, при информировании клиентов в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о НПС об условиях использования ЭСП кредитным организациям целесообразно одновременно в доступной для ознакомления форме сообщать клиентам, что денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами, не подлежат страхованию.
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 №
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом №
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона №
Частью 16 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона №
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона №
В части 5 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 №
Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом, установленным в части 5 статьи 14 Федерального закона №
В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (платежного агента) отсутствуют операции, связанные с зачислением на его специальный банковский счет денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ и часть 17, 20 статьи 4 Федерального закона №
Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона №
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона №
Федеральным законом №
Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 №
- оплата коммунальных услуг — по символу 11 «Поступления от реализации платных услуг (выполненных работ)»;
- налоги, штрафы в ГИБДД — по символу 12 «Поступления налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, таможенных платежей, средств самообложения граждан, взносов, страховых премий» и т.д.;
- комиссионные вознаграждения, взимаемые платежными агентами (как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями), по символу 32 «Прочие поступления».
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 «Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов».
Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.
Федеральный закон №
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 №
Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона №
В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 «Срок для акцепта» не заполняется.
С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 №
Статья 1 Закона №
Часть 19 статьи 3 Закона №
Таким образом, нормы Закона №
Согласно части 4 статьи 9 Закона №
Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона №
При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).
Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.
В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года №
В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона №
Данные рекомендации подробно обсуждались с объединениями участников рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №
Таким образом, возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств при осуществлении мошеннических действий третьих лиц может быть предусмотрена в таком договоре в качестве элемента порядка использования электронного средства платежа (часть 9 статьи 9 Закона №
Требование о безусловном возмещении оператором по переводу денежных средств клиенту суммы операции, совершенной без его согласия после направления оператору по переводу денежных средств уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 9 Закона №
Порядок уведомления клиентом кредитной организации, предусмотренный пунктом 11 статьи 9 Закона №
При этом установленный пунктом 11 статьи 9 Закона №
Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ установлено, что если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиентафизического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентомфизическим лицом уведомления. При этом в указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.
Указанная норма соответствует существующей мировой практике регулирования рынка платежных услуг и призвана обеспечить защиту интересов клиентов при использовании ими электронных средств платежа.
При этом необходимость защиты прав гражданина как экономически слабой стороны в правоотношениях между кредитной организацией и клиентом была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года №
В этой связи полагаем, что оценка инициативы участников национальной платежной системы по внесению изменений в статью 9 Закона №
1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №
2. При определении значения переводов денежных средств в соответствии с Указанием №
3. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона №
Таким образом, при определении общего объема переводов денежных средств в соответствии с Указанием №
Банк России не возражает против изменения норм Закона №
В соответствии с частью 19 статьи 3 Закона №
Таким образом, из данного определения не следует, что распоряжения клиента являются электронными средствами платежа.
Система «Клиент-банк» будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (часть 19 статьи 3 Закона №
При осуществлении операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленным частями 5 и 6 статьи 14 Закона № 161-ФЗ.
Таким образом, списание денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента возможно на банковские счета, как банковского платежного агента, так и иных лиц, открытые, как в кредитной организации, привлекшей банковского платежного агента, так и в иных кредитных организациях.
При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года №
Согласно части 1 статьи 4 Закона №
Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона №
Требование пункта 20 части 1 статьи 20 Закона №
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 Закона №
Создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы является правом для оператора платежной системы (часть 6 статьи 28 Закона №
При этом Закон №
Правила платежной системы, определенные оператором платежной системы, должны соответствовать требованиям Закона №
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона №
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона №
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Указанная норма ГК РФ распространяется на договор присоединения, которым в соответствии с частями 3 и 7 статьи 20 Федерального закона №
Невозможность изменения по соглашению сторон договора присоединения ГК РФ и Федеральным законом №
Установленные в части 8 статьи 20 Федерального закона №
Таким образом, сроки внесения изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы могут быть более короткими, чем предусмотренные частью 8 статьи 20 Федерального закона №
Что касается оформления процедуры получения такого согласия, то в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Правила платежной системы имеют письменную форму. Согласно пункту 21 части 1 статьи 20 Федерального закона №
Установленный частью 13 статьи 16 Закона о НПС в отношении ОУПИ запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам применяется в рамках платежной системы, правила которой являются договором, за исключением правил платежной системы Банка России (часть 3 статьи 20 Закона о НПС), и не распространяется на обязанность ОУПИ приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 статьи 15 Закона о НПС оператор платежной системы обязан осуществлять контроль за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России. Часть 1 статьи 20 Закона о НПС требует включения в правила платежной системы, являющиеся публично доступными и действующими в отношении всех участников платежной системы, положений, касающихся указанных обязанностей. Кроме того, часть 10 статьи 21 Закона о НПС определяет, что для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему, которые могут касаться, в том числе, факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.
В связи с этим не является односторонним приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам, осуществляемое в соответствии с правилами платежной системы в целях осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы.
Что касается включения в правила платежной системы положений, предусматривающих возможность приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, связанных с требованиями законодательства иностранных государств, решениями иностранных органов и должностных лиц, то это может повлечь создание условий для неисполнения оператором платежной системы обязанности по обеспечению бесперебойности оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и бесперебойности функционирования платежной системы, установленной пунктом 5 статьи 15 Закона о НПС, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с этим является недопустимым.
В соответствии с частью 2 статьи 301 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон №