• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Структурные преобразования российской экономики: климатическая политика в условиях торговых ограничений

Наталья Турдыева

Участники 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Дубай, декабрь 2023) признали ключевым приоритетом активную климатическую политику, нацеленную на снижение выбросов парниковых газов и отход от использования ископаемого топлива. Этот курс может привести к существенным изменениям в мировой торговле, включая снижение спроса на традиционный российский экспорт.

Основа российского экспорта – углеродосодержащие энергоносители и энергоемкие промышленные товары, что отражает сравнительное преимущество российской экономики в доступе к дешевым источникам ископаемого топлива. Как следствие высокой энергоемкости, российские экспортные товары имеют существенный углеродный след. Для того чтобы найти способы адаптации российской экономики к изменениям в глобальной экономической системе, нужно рассмотреть различные сценарии энергоперехода на глобальном и российском уровнях.

В условиях деглобализации мировой экономики возникает вероятность формирования самодостаточных региональных торговых блоков и экономических сфер влияния. Во многих странах наблюдается усиление поддержки государственной промышленной политики, включая введение нетарифных барьеров в международной торговле, ограничений на экспорт и инвестиции, в том числе в виде инструментов реализации климатической политики. Это подчеркивает необходимость исследования взаимосвязанных аспектов климатической и торговой политики.   

В статье приводится оценка экономических последствий сокращения выбросов парниковых газов в России и глобальной экономике с использованием системы торговли квотами на выбросы (СТК). Расчеты основаны на сценариях, представленных Сообществом центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (NGFS): «NDC» (национально определенные вклады), «Менее 2С» (Below 2C) и «Углеродная нейтральность 2050» (Net Zero 2050). Центральные банки широко используют эти сценарии, созданные для оценки возможных последствий изменения климата.

В работе представлена модель вычислимого расчетного равновесия (CGE) для анализа последствий климатической политики в России. Специфика модели заключается в интеграции климатической и торговой политики в рамках концепции общего равновесия. Климатическая политика реализуется через систему торговли квотами на выбросы, а торговая политика определяется параметрами внешнеэкономической конъюнктуры, включая условия торговли и количественные ограничения экспорта и импорта на уровне отдельных товарных групп. В соответствии с результатами модельных расчетов при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, проявляющейся в снижении цен на российский экспорт, влияние количественных ограничений на экспорт становится второстепенным. В условиях низких цен экспорта оптимальный физический объем оказывается лишь незначительно выше или даже ниже количественных ограничений.

Сценарные расчеты показывают снижение производства нефтепродуктов, добычи нефти и трубопроводного транспорта в российской экономике относительно сценария «бизнес-как-обычно». Рост производства отмечается в отраслях потребительского спроса (производство пищевых продуктов), машиностроения и производств, использующих нефтепродукты в качестве сырья (химическое производство).

Сценарии базируются на текущей структуре производства товаров и услуг в России и не учитывают появления новых «зеленых» отраслей. Полученные оценки последствий активной внутренней климатической политики стоит рассматривать как довольно консервативные, учитывая, что развитие новых отраслей может значительно улучшить эффективность борьбы с изменением климата.

По оценкам автора, при умеренной климатической политике (с сокращением уровня выбросов на 36% к 2040 году по сравнению с 2016 годом) отклонение реального ВВП в 2040 году не превысит 5% относительно сценария «бизнес-как-обычно», который исходит из сохранения неизменным текущего положения вещей в климатической политике и в России, и в мире вплоть до 2040 года.

При этом 94% воздействия от указанного выше отклонения ВВП объясняется изменениями во внешнеэкономической среде, обусловленными климатической политикой других стран и количественными ограничениями на российский экспорт. На введение системы торговли квотами на выбросы в России приходится лишь 6% воздействия.

Отклонение относительно сценария «бизнес-как-обычно» увеличивается с ростом целей по сокращению уровня выбросов. Поэтому существенно более активная климатическая политика может оказаться чрезмерно затратной для экономики, особенно без свободного доступа к глобальным «зеленым» технологиям.

В то же время без активной внутренней климатической политики углеродная интенсивность российского ВВП растет, увеличивая последствия реализации физических рисков изменения климата. Развитие «зеленых» отраслей в отечественной экономике, включая экспортно ориентированные, становится приоритетной мерой для снижения этих рисков.

Ознакомиться с полным текстом исследования

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 08.02.2024