• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Тенденции на рынке МФО предпринимательского финансирования в первом полугодии 2025 года

По итогам первого полугодия 2025 года МФО выдали бизнесу микрозаймы на сумму 72,8 млрд рублей – на 29% больше, чем годом ранее. Портфель микрозаймов предпринимательского сегмента увеличился на четверть и достиг 111 млрд рублей.

Продолжается консолидация рынка займов для бизнеса: топ-20 МФО по портфелю обеспечивают 52% суммы задолженности на 30.06.2025 (+5 п.п. к началу года, +10 п.п. к аналогичному периоду 2024 года).

Рынок микрозаймов для бизнеса продолжает расти

Одновременно доля микрозаймов бизнесу в совокупном портфеле МФО в условиях более активного роста розничного сегмента сокращается – на 30.06.2025 показатель составил 15% (-1 п.п. относительно результатов на конец 2024 года).

В структуре рынка МФО предпринимательского финансирования возрастает роль коммерческих компаний, которые формируют основной прирост объема выданных бизнесу средств

По итогам первого полугодия коммерческие МФО выдали микрозаймы предпринимателям на сумму 47,1 млрд рублей, что почти в 2 раза больше, чем государственные МФО. Начиная с IV квартала 2023 года объемы выдач коммерческих МФО стабильно превышают показатели государственных компаний, и с каждым периодом разрыв увеличивается. Портфель коммерческих МФО за последние 3 года вырос более чем в 6 раз – с 4,8 млрд рублей на 30.06.2022 до 31,6 млрд рублей на 30.06.2025. За аналогичный период портфель государственных МФО прибавил только 26%.

Несмотря на активный рост выдач в сегменте коммерческих МФО, в структуре портфеля микрозаймов для бизнеса продолжают преобладать государственные МФО: на 30.06.2025 их доля составила 72% (-13 п.п. за год). Они предоставляют финансирование в рамках программ поддержки малого и среднего бизнеса и, как правило, ориентированы на выдачу займов на социально значимые, крупные и капиталоемкие инвестиционные проекты, в том числе программы импортозамещения, что объясняет большую длительность таких займов (более 90% из них предоставлены на срок свыше года) и высокий средний чек.

Ряд компаний выдавали своим клиентам займы на участие в тендерах и исполнение контрактов в рамках государственных закупок в сфере строительства, производства высокотехнологичной продукции и непродовольственных товаров широкого назначения, сельского хозяйства, торговли и услуг. Наиболее востребованная сумма в сегменте тендерных займов составляет около 5 млн рублей.

7 октября 2025 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, подготовленный при участии Банка России, предусматривающий увеличение максимальной суммы микрозайма для бизнеса с 5 млн до 15 млн рублей. Расширение лимита позволит предпринимателям и компаниям привлекать ресурсы для реализации более крупных проектов и масштабирования бизнеса, что будет способствовать стимулированию долгосрочного развития  и повышению конкурентоспособности субъектов МСП.

Рост объемов выдач коммерческих МФО преимущественно связан с расширением кредитования продавцов маркетплейсов (селлеров). За первое полугодие 2025 года выдачи этой категории заемщиков составили 44% всего объема выданных предпринимательскому сегменту средств.

Как правило, селлеры – это небольшие компании или индивидуальные предприниматели, для которых характерна высокая потребность в регулярном пополнении оборотных средств. Займы для них служат инструментом поддержки непрерывной работы бизнеса и сглаживания кассовых разрывов. Средства привлекаются преимущественно для покрытия операционных расходов, таких как закупка товарных партий, сырья и материалов, выплата заработной платы сотрудникам, оплата арендных, налоговых, коммунальных платежей, затраты на логистику.

Отличительными чертами данного сегмента заемщиков являются сравнительно меньшие суммы займов и высокая частота обращений, что в совокупности формирует устойчивый спрос на заемные средства.

В период с 01.01.2024 по 30.06.2025 селлеры в среднем получали 4 займа в МФО – почти в 2 раза чаще, чем заемщики, работающие по иной бизнес-модели. Различается и средняя сумма займа: у заемщика-селлера средний чек составляет около 700 тыс. рублей, что значительно ниже, чем у других представителей бизнеса.

Для оценки платежеспособности заемщиков-селлеров МФО, как правило, руководствуются показателями оборота на маркетплейсе, динамики выручки, наличием действующих займов или кредитов у клиента на момент обращения.

Самыми распространенными товарными категориями заемщиков-селлеров были товары для самостоятельного ремонта, декора и творчества, одежда, обувь, аксессуары и бытовая химия

Особенностью отдельных МФО, связанных с маркетплейсами, является то, что они финансируют не только продавцов, но и покупателей, тем самым поддерживают предложение и увеличение оборота внутри торговой онлайн-площадки.

МФО, работающие с селлерами, вносят существенный вклад в развитие онлайн-сегмента займов для бизнеса, на фоне чего спрос на цифровые сервисы продолжает расти.

Дистанционный канал получения займов остается доминирующим в бизнес-сегменте заемщиков МФО – в первом полугодии 2025 года 9 из 10 договоров микрозайма заключались дистанционно. Доля онлайн-займов в выдачах бизнесу за первое полугодие составила 61% (+13 п.п. г/г), в портфеле – 25% (+14 п.п. г/г).  

В то время как коммерческие МФО обеспечивают основную долю рынка онлайн-займов для бизнеса (99,5% онлайн-выдач бизнесу за первую половину 2025 года), уровень развития цифровых сервисов у государственных МФО остается достаточно низким. За первое полугодие 2025 года только 1% договоров государственных МФО заключался в онлайн-формате (0,8% выдач государственных МФО).

На фоне этого некоторые государственные МФО используют услуги агентов для привлечения заемщиков бизнес-сегмента и работы с ними. В первом полугодии 2025 года 6% некоммерческих МФО обращались к посредникам.

В большинстве случаев государственные МФО привлекают агентов для распространения информации о продуктах МФО и приема заявок

Вознаграждение агентов в среднем не превышало 5% расходов государственных МФО.

В условиях роста портфеля наблюдается некоторое снижение его качества

На конец 2024 года качество портфеля займов для бизнеса показало наилучший результат за весь рассматриваемый период – доля просроченной задолженности свыше 90 дней (NPL 90+) составила 4,9% портфеля. Данная ситуация сложилась преимущественно из-за эффекта размывания: на конец года портфель займов для бизнеса резко вырос за счет рекордного объема выданных средств за IV квартал 2024 года, что способствовало притоку новых займов, просрочка по которым еще не наступила.

По итогам первого полугодия 2025 года качество портфеля займов для бизнеса снизилось: уровень NPL 90+ вырос на 0,9 п.п. и составил 5,8%. При этом характерное для обоих секторов ухудшение кредитной дисциплины в большей степени проявилось среди клиентов коммерческих МФО.

 

Качество портфеля займов для бизнеса у государственных МФО традиционно выше, чем у коммерческих

Рост NPL 90+ произошел преимущественно за счет увеличения свежих просрочек до 180 дней

Доля такой задолженности от общего объема портфеля займов для бизнеса выросла с 0,8% на 31.12.2024 до 1,3% на 30.06.2025. 

Бизнес стал чаще выходить на просрочку 90 и более дней в течение года со дня заключения договора. Доля таких займов составила не менее 3,1% выданных МФО средств бизнесу в 2024 году (1,5% в 2023 году).

МФО, принявшие участие в опросе, среди основных причин возникновения просрочки платежа по займам в течение первого полугодия 2025 года выделяли задержку оплаты со стороны контрагентов (кассовые разрывы), снижение выручки предприятий заемщика на фоне уменьшения продаж, высокую долговую нагрузку заемщика предпринимательского сектора. В результате этого способность предпринимателей своевременно обслуживать кредитные обязательства снижается.

Тем не менее, несмотря на некоторое снижение качества портфеля займов для бизнеса, уровень просроченной задолженности находится в зоне управляемого риска и остается в рамках средних значений на горизонте последних 3 лет. Одновременно сохраняются риски ухудшения качества портфеля в будущем: доля просроченной задолженности длительностью до 90 дней на 30.06.2025 достигла 4,0% и по отношению к началу года выросла на 1 процентный пункт.

У бизнеса сохраняется возможность реструктуризации займа

Доля реструктурированного портфеля остается на уровне средних показателей прошлого года и на конец первого полугодия 2025 года составляет 4,8%.

Наиболее востребованным среди заемщиков видом реструктуризации являлось уменьшение размера ежемесячного платежа

Структура реструктурированного портфеля по видам реструктуризации, %

В качестве иных видов реструктуризации МФО предоставляли заемщикам возможность снижения процентной ставки, уменьшения или отмены штрафов и неустоек, а в отдельных случаях – частичное прощение суммы основного долга.

Нередко МФО применяли комплексные подходы к реструктуризации задолженности заемщика в рамках одного договора, сочетая несколько инструментов – например, пролонгацию займа и отсрочку платежа, изменение графика платежей и снижение процентной ставки или отмену штрафов и другое.

Уровень одобрения заявок на реструктуризацию займов бизнесу остается высоким – в среднем 90%. Основными причинами отказа в реструктуризации являлись вовлеченность заемщика в судебные разбирательства, введение в отношении него процедур банкротства, наличие длительной просроченной задолженности перед МФО или иными кредиторами.

Портфель займов предпринимательского сегмента сохраняет высокий уровень обеспеченности. Около половины задолженности обеспечено залогом имущества, еще 20% – поручительствами или банковскими гарантиями.

Транспортные средства и недвижимость — наиболее востребованные виды залогового обеспечения

Распределение обеспеченного залогом портфеля пропорционально сумме обеспечения, %

Помимо традиционных предметов залога, предприниматели и организации также используют в качестве обеспечения будущие урожаи, предметы бытового пользования (мебель, бытовая техника), имущественные права и права по договору банковского счета.

Наряду с предоставлением займов МФО поддерживают развитие малого и среднего предпринимательства, предлагая заемщикам бизнес-сегмента нефинансовые услуги.

Четверть компаний, принявших участие в опросе (38 государственных и 2 коммерческих МФО), помимо основной деятельности, предоставляли бизнесу консультации, организовывали обучающие курсы, тренинги, семинары, которые помогали начинающим и действующим предпринимателям планировать развитие бизнеса, улучшать управленческие компетенции и повышать эффективность работы.

Ответственное структурное подразделение: Департамент небанковского кредитования
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 16.10.2025