1. ТЕКУЩИЙ СТАТУС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ФОРМАТА XBRL


Фото: Shutterstock/FOTODOM

1.1. КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ФОРМАТА XBRL В РОССИИ

В 2022 году был продолжен перевод регуляторных требований Банка России в машиночитаемый вид на основе единой датацентричной модели собираемых данных – таксономии XBRL Банка России. Применение таксономии позволяет Банку России оптимизировать состав и объем запрашиваемой у участников рынка информации, а участникам финансового рынка – внедрить механизмы стандартизированного обмена данными на основе машиночитаемой модели, оперативно и автоматизированно обрабатывая требования Банка России.

Внедренные механизмы используются участниками рынка для обмена данными не только с регулятором, но и между собой.

С 2018 года формат представления отчетности XBRL стал обязательным для СО, ОВС, ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций, НПФ, АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ; с 01.04.2021 – для СБ и КРА; с 01.10.2021 – для СД; с 01.01.2022 – для БКИ.

В 2023 году запланирован переход на формат XBRL ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, а также ОО ЦФА; с 2024 года – СРО.

В 2022 году были достигнуты следующие результаты в рамках деятельности Банка России по поддержке и развитию формата XBRL:

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В июле – августе 2022 года проведены пилотные сборы тестовой отчетности БКИ, КРА, ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций, УК ИФ, ПИФ и НПФ, СБ, ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА по таксономии XBRL Банка России версии 5.0 (далее – таксономия 5.0) и тестовой отчетности НПФ, СД, СО, ОВС по таксономии XBRL Банка России версии 5.1 (далее – таксономия 5.1).

В ноябре 2022 года проведен пилотный сбор тестовой надзорной и статистической отчетности СРО, КРА, ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА, СО, ОВС по таксономии XBRL Банка России версии 5.2 (далее – таксономия 5.2).

Цель пилотного сбора – проверка процессов и ИТ-систем по формированию отчетности в формате XBRL на стороне отчитывающихся компаний, а также тестирование таксономии и технологической платформы Банка России.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В 2022 году сбор надзорной и статистической отчетности АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ, ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций, НПФ, СД, СО, ОВС, КРА и СБ в соответствии с таксономией XBRL Банка России версии 4.2 (далее – таксономия 4.2) осуществлялся на основании соответствующих нормативных актов Банка России, определяющих формы, сроки, порядок составления и представления отчетности или вносящих изменения в указанные нормативные акты:

  • Указание Банка России № 5708-У – для АИФ и УК;
  • Указание Банка России № 5712-У – для НПФ;
  • Указание Банка России № 5709-У – для ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций;
  • Указание Банка России № 5713-У – для СД;
  • Указание Банка России № 5724-У – для СО, ОВС;
  • Указание Банка России № 5522-У – для СБ;
  • Указание Банка России № 5518-У – для КРА.

С 10.05.2022 вступило в силу Указание Банка России № 6054-У о порядке составления и представления в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами (ОДС) некредитных финансовых организаций (НФО), являющихся УК ИФ, ПИФ и НПФ, СО, ОВС, СБ, НПФ, отменив действие Указания Банка России № 4263-У (сбор осуществляется с использованием таксономии 4.2).

С 01.01.2022 сбор надзорной отчетности БКИ осуществлялся посредством таксономии XBRL Банка России версии 4.3 (далее – таксономия 4.3) в соответствии с Указанием Банка России № 5851-У.

В 2022 году сбор бухгалтерской (финансовой) отчетности АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ, ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций, НПФ, СД, СО, ОВС, КРА, СБ и БКИ осуществлялся в соответствии с таксономией 4.3 на основании изданных в первом полугодии 2022 года нормативных актов Банка России в части изменения показателей, групп аналитических признаков и аналитических признаков бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с указаниями Банка России № 5738-У, 5922-У, 5923-У, 5741-У, 5921-У, 5740-У и 5920-У:

  • Указание Банка России № 6105-У;
  • Указание Банка России № 6094-У;
  • Указание Банка России № 6106-У.

В 2022 году были разработаны нормативные акты Банка России по переводу отчетности СРО, ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА на формат XBRL, по внесению изменений в отчетность СБ и ОДС, а также новые редакции нормативных актов Банка России по отчетности следующих субъектов:

  • СО, ОВС;
  • НПФ;
  • ПУРЦБ, организаторов торговли и клиринговых организаций;
  • АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ;
  • СД;
  • КРА;
  • БКИ.

Сбор надзорной и статистической отчетности в соответствии с указанными нормативными актами Банка России планируется осуществлять посредством таксономии 5.2 с 01.04.2023 (кроме СО и ОВС, для которых предусмотрен срок вступления в силу Указания Банка России № 6315-У с 31.03.2023, и СРО, для которых предусмотрен срок вступления в силу Указания Банка России № 6245-У с 01.04.2024).

Кроме того, в 2022 году был разработан единый нормативный акт Банка России по бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных НФО, КРА и БКИ, сбор которой планируется осуществлять посредством таксономии 5.2 начиная с отчетности за I квартал 2023 года.

В 2022 году были обновлены и опубликованы следующие версии финальной таксономии XBRL Банка России и таксономии по представлению информации по запросам:

Финальная таксономия XBRL Банка России версии 4

Таксономия 4.2 с расширенными справочниками ОКСМ и ОКАТО и таксономия 4.3 с расширенным справочником ОКСМ (от 16.09.2022)

В связи с включением Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) были обновлены и опубликованы 16.09.2022 на официальном сайте Банка России:

  • таксономия 4.2 с расширенными справочниками ОКСМ и ОКАТО, которая по сравнению с опубликованной 01.06.2021 таксономией 4.2 содержит изменения только в части расширения справочников ОКСМ и Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
  • таксономия 4.3 с расширенным справочником ОКСМ, которая по сравнению с опубликованной 21.09.2021 таксономией 4.3 содержит изменения только в части расширения справочника ОКСМ.

Таким образом, обновленные таксономии содержат следующие изменения:

  1. 1. В перечень элементов таксономии 4.2 с расширенными справочниками ОКСМ и ОКАТО и таксономии 4.3 с расширенным справочником ОКСМ, предусмотренных для отражения информации по странам мира согласно ОКСМ, добавлены:
    • Донецкая Народная Республика (897 (mem-int:Strana_897DnrDoneczkayaNarodnRespMember), «Донецкая Народная Республика» (mem-int:NaimStrana_897DnrDoneczkayaNarodnRespMember);
    • Луганская Народная Республика (898 (mem-int:Strana_898LnrLuganskayaNarondRespMember), «Луганская Народная Республика» (mem-int:NaimStrana_898LnrLuganskayaNarondRespMember);
    • иные страны, включенные в ОКСМ («Иные страны, включенные в ОКСМ» (mem-int:Strana_InoMember), «Иные страны, включенные в ОКСМ» (mem-int:NaimStrana_InoMember).
  2. 2. В перечень элементов таксономии 4.2 с расширенными справочниками ОКСМ и ОКАТО, предусмотренных для отражения информации по объектам административно-территориального деления согласно ОКАТО, добавлены иные субъекты, включенные в ОКАТО («Иные субъекты, включенные в ОКАТО» (mem-int:OKATOInoeRMember), «Иные субъекты, включенные в ОКАТО» (mem-int:NaimOKATOInoeRMember).

Таксономию 4.2 с расширенными справочниками ОКСМ и ОКАТО и таксономию 4.3 с расширенным справочником ОКСМ необходимо использовать согласно Графику представления отчетности в формате XBRL в соответствии с таксономией версий 4.2, 4.3 и 5.2 при наличии у отчитывающихся организаций необходимости отражения в отчетности информации по Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике. При этом элементы таксономии XBRL Банка России «Иные страны, включенные в ОКСМ» и «Иные субъекты, включенные в ОКАТО» применяются для отражения информации исключительно по тем странам мира и объектам административно-территориального деления, для которых в таксономии XBRL Банка России не предусмотрены отдельные элементы согласно ОКСМ и ОКАТО.

Таксономия 4.2 с расширенным справочником ОКАТО (от 07.12.2022)

В связи с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов была обновлена и опубликована 07.12.2022 на официальном сайте Банка России обновленная таксономия 4.2 с расширенным справочником ОКАТО (от 07.12.2022), которая по сравнению с опубликованной 16.09.2022 таксономией 4.2 с расширенными справочниками ОКСМ и ОКАТО содержит изменения только в части расширения справочника ОКАТО, утвержденного приказом Росстандарта № 1083-ст.

В перечень элементов обновленной таксономии 4.2 с расширенным справочником ОКАТО (от 07.12.2022), предусмотренных для отражения информации по объектам административно-территориального деления согласно ОКАТО, добавлены:

  1. 1. Для отражения информации по кодам ОКАТО:
    • 21 (mem-int:OKATO21000DoneczkayaNarodnRespMember);
    • 23 (mem-int:OKATO23000ZaporozhOblMember);
    • 43 (mem-int:OKATO43000LuganskayaNarodnRespMember);
    • 74 (mem-int:OKATO74000HersonskayaOblMember);
  2. 2. Для отражения информации по наименованиям объектов административно-территориального деления:
    • Донецкая Народная Республика (mem-int:NaimOKATO21000DoneczkayaNarodnRespMember);
    • Запорожская область (mem-int:NaimOKATO23000ZaporozhOblMember);
    • Луганская Народная Республика (mem-int:NaimOKATO43000LuganskayaNarodnRespMember);
    • Херсонская область (mem-int:NaimOKATO74000HersonskayaOblMember).

Обновленную таксономию 4.2 с расширенным справочником ОКАТО (от 07.12.2022) необходимо использовать согласно Графику представления отчетности в формате XBRL в соответствии с таксономией версий 4.2, 4.3 и 5.2 при наличии у отчитывающихся организаций необходимости отражения в отчетности информации по указанным новым субъектам Российской Федерации для представления отчетности начиная с 18.01.2023.

Финальная таксономия XBRL Банка России версии 5

Предварительная версия таксономии 5.0

На официальном сайте Банка России 02.02.2022 была опубликована предварительная версия таксономии 5.0, а также сопроводительные документы и методические рекомендации к ней.

Финальная таксономия 5.0

На официальном сайте Банка России 10.06.2022 была опубликована финальная таксономия 5.0, а также сопроводительные документы и методические рекомендации к ней.

Таксономия 5.0 содержит:

  1. 1. Финализированный набор требований к отчетным данным в части надзорной и статистической отчетности АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ, БКИ, ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций, СБ, КРА, ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА, СРО (с предварительным сроком вступления в силу таксономии – 01.04.2023, кроме СРО, для которых предварительный срок вступления в силу таксономии – 01.04.2024).
  2. 2. Финализированный набор требований к отчетным данным в части бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО (за исключением СО, ОВС и НПФ), КРА, БКИ (с предварительным сроком применения таксономии начиная с отчетности за I квартал 2023 года).
  3. 3. Финализированный набор требований к ОДС (с предварительным сроком вступления в силу таксономии – 01.04.2023).
  4. 4. Финализированный набор требований к отчетным данным годовой консолидированной финансовой отчетности отдельных НФО (с предварительным сроком вступления в силу таксономии – 01.04.2023).

Финальная таксономия 5.1

На официальном сайте Банка России 14.07.2022 была опубликована финальная таксономия 5.1, а также сопроводительные документы и методические рекомендации к ней.

Таксономия 5.1 содержит:

  1. 1. Финализированный набор требований к отчетным данным в части надзорной и статистической отчетности НПФ, СД, СО, ОВС (с предварительным сроком вступления в силу таксономии – 01.04.2023, кроме СО и ОВС, для которых предварительный срок вступления в силу таксономии – 31.03.2023).
  2. 2. Финализированный набор требований к отчетным данным в части бухгалтерской (финансовой) отчетности СО, ОВС и НПФ (с предварительным сроком применения таксономии начиная с отчетности за I квартал 2023 года).

Финальная таксономия 5.2

По итогам пилотных сборов тестовой отчетности на официальном сайте Банка России 16.09.2022 была опубликована финальная (корректировочная) таксономия 5.2 (далее – таксономия 5.2 (от 16.09.2022), а также сопроводительные документы и методические рекомендации к ней.

Таксономия 5.2 (от 16.09.2022) в сравнении с таксономией 5.0 и таксономией 5.1 содержит в себе корректировки контрольных соотношений показателей отчетности, точечные архитектурные правки, внесенные по результатам пилотного сбора, по модулям надзорно-статистической, бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО, КРА, БКИ, а также по модулям надзорной отчетности СРО и ОДС.

На официальном сайте Банка России 23.12.2022 была опубликована обновленная версия таксономии 5.2 (далее – обновленная таксономия 5.2 (от 23.12.2022).

Обновленная таксономия 5.2 (от 23.12.2022) в сравнении с таксономией 5.2 (от 16.09.2022) содержит в себе корректировки, связанные с расширением ОКАТО, утвержденного приказом Росстандарта № 1083-ст в связи с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов, а также корректировки контрольных соотношений показателей отчетности и точечные правки.

Обновленную таксономию 5.2 (от 23.12.2022) необходимо использовать для представления:

  1. 1. Надзорной и статистической отчетности СО и ОВС – с 31.03.2023 при вступлении в силу Указания Банка России № 6315-У.
  2. 2. Надзорной и статистической отчетности – с 01.04.2023 при вступлении в силу соответствующих указаний:
    • Указание Банка России № 6269-У – для НПФ;
    • Указание Банка России № 6282-У – для ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций;
    • Указание Банка России № 6292-У – для АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ;
    • Указание Банка России № 6270-У – для СД;
    • Указание Банка России № 6244-У – для КРА;
    • Указание Банка России № 6246-У – для СБ;
    • Указание Банка России № 6267-У – для БКИ;
    • Указание Банка России № 6243-У – для ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА.
  3. 3. Надзорной отчетности СРО – с 01.04.2024 при вступлении в силу Указания Банка России № 6245-У.
  4. 4. Бухгалтерской (финансовой) отчетности СО, ОВС, НПФ, АИФ, УК ИФ, ПИФ и НПФ, ПУРЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций, СД, ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА, КРА, СБ и БКИ при вступлении в силу Указания Банка России № 6296-У с 31.03.2023 – с отчетности за I квартал 2023 года.

В целях осуществления возможности представления ОИП, ОФП, ОИС ЦФА, ОО ЦФА, не совмещающими деятельность с иными видами деятельности НФО и с деятельностью БКИ, в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности по формам, утвержденным приказом Минфина России № 66н, с применением таксономии в модуле бухгалтерской (финансовой) отчетности реализованы отдельные точки входа «ep_oper_66n_q» и «ep_oper_66n_y», включающие только показатели сопроводительной информации к отчетности указанных операторов. При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность таких операторов по формам, утвержденным приказом Минфина России № 66н, должна представляться в Банк России в форме электронного документа (с расширением .doc, .pdf и другими, кроме дополнительных файлов с расширением .xml, .xbrl и исполняемых файлов) в составе архива, содержащего файл в формате XBRL (instance-файл).

  1. 5. ОДС (в редакции Указания Банка России № 6247-У) – с 01.04.2023.
  2. 6. Годовой консолидированной финансовой отчетности (представление по действующему Указанию Банка России № 5510-У) – с отчетности за 2023 год.

Обновленную таксономию 5.2 (от 23.12.2022) необходимо использовать согласно Графику представления отчетности в формате XBRL в соответствии с таксономией версий 4.2, 4.3 и 5.2.

Таксономия по представлению информации по запросам

Таксономия по представлению информации по запросам (версия 4.3.0.2) (для страховщиков и БКИ)

На официальном сайте Банка России 30.05.2022 была опубликована отдельная таксономия по представлению информации по запросам (версия 4.3.0.2) (для СО, ОВС и БКИ), сопроводительные материалы, методические рекомендации и Порядок подготовки и представления информации бюро кредитных историй в Банк России по запросу (далее – Порядок для БКИ).

Указанная таксономия предназначена для представления в Банк России информации, представляемой по запросу Банка России, и подлежит использованию при направлении в Банк России следующей информации:

  1. 1. Представление информации БКИ в Банк России начиная с отчетной даты 30.06.2022 (в соответствии с Порядком для БКИ).

Для представления в Банк России надзорной и статистической отчетности СО и ОВС (в соответствии с Указанием Банка России № 5724-У) следует продолжать использовать таксономию 4.2, опубликованную на официальном сайте Банка России 01.06.2021 (16.09.2022 – в случаях, предусмотренных выше).

  1. 2. Представление информации СО и ОВС в Банк России начиная с 01.07.2022 (на межпериодные отчетные даты, то есть отчетные даты, отличные от 31.01, 28.02, 31.03, 30.04, 31.05, 30.06, 31.07, 31.08, 30.09, 31.10, 30.11, 31.12).

Для представления в Банк России надзорной отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности БКИ (в соответствии с Указанием Банка России № 5851-У) следует продолжать использовать таксономию 4.3, опубликованную на официальном сайте Банка России 21.09.2021.

Для представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности СО и ОВС следует продолжать использовать таксономию 4.3, опубликованную на официальном сайте Банка России 21.09.2021 (16.09.2022 – в случаях, предусмотренных выше).

Таксономия по представлению информации по запросам (версия 4.3.0.3)

На официальном сайте Банка России 25.07.2022 была опубликована таксономия по представлению информации по запросам (версия 4.3.0.3) (далее – таксономия 4.3.0.3).

Указанная таксономия предназначена для представления в Банк России информации о лицах, которым НФО поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, до начала применения таксономии 5.2.

Таксономию 4.3.0.3 в соответствии с информационным сообщением Банка России «О порядке сообщения Банку России информации о лицах, которым некредитной финансовой организацией поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах» начиная с 01.10.2022 следует использовать:

  • ПУРЦБ (за исключением ПУРЦБ, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию);
  • УК ИФ, ПИФ и НПФ;
  • СО (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • ОИП;
  • ОФП.

Кроме того, во исполнение положений Указания Банка России № 6184-У таксономию 4.3.0.3 начиная с 01.10.2022 следует также использовать:

  • ОИС ЦФА;
  • ОО ЦФА;
  • иностранным страховым организациям;
  • СБ;
  • ОВС;
  • НПФ.

Заполнение информации в соответствии с Указанием Банка России № 6184-У осуществляется с учетом рекомендаций, размещенных на официальном сайте Банка России.

Таксономия по представлению информации по запросам (версия 5.2.0.2) (для ПУРЦБ)

На официальном сайте Банка России 16.12.2022 была опубликована таксономия по представлению информации по запросам (версия 5.2.0.2) (для ПУРЦБ), Порядок по подготовке информации по расчету норматива достаточности капитала (далее – Порядок по расчету НДК), сопроводительные материалы и методические рекомендации к таксономии.

Таксономия по представлению информации по запросам (версия 5.2.0.2) предназначена для представления в Банк России информации по расчету норматива достаточности капитала (НДК) профессиональных участников, имеющих лицензии на осуществление дилерской, брокерской деятельности, деятельности форекс-дилеров, а также профессиональных участников, имеющих лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами и не имеющих лицензии управляющей компании, начиная с отчетной даты 31.03.2023 по запросу Банка России (в соответствии с Порядком по расчету НДК).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Для технологической поддержки поднадзорных организаций на сайте Банка России опубликованы два вида программного обеспечения (ПО «Конвертер» и ПО «Анкета-редактор XBRL»), конвертирующего данные в формат XBRL.

Банк России продолжает поддержку и развитие ПО «Конвертер», в которое перенесен основной функционал ПО «Анкета-редактор XBRL». При этом сопровождение ПО «Анкета-редактор XBRL» осуществляется только в рамках базовой поддержки.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

В 2022 году в дистанционном формате состоялись рабочие встречи спи¬керов Банка России с представителями сегментов финансового рынка, в ходе которых обсуждались сроки и ключевые особенности представления в Банк России отчетности в формате XBRL:

20.04.2022 – рабочая встреча с представителями СД в целях получения обратной связи по результатам перехода на представление отчетности в формате XBRL;

21.07.2022 – установочная рабочая встреча с представителями ОИП, ОФП, ОИС ЦФА и ОО ЦФА по вопросам формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России согласно финальной таксономии XBRL Банка России версии 5;

11.10.2022 – рабочая встреча с представителями СО и ОВС на базе автономной некоммерческой организации «Центр по внедрению и развитию формата ИксБиАрЭл» (далее – Центр XBRL) по разъяснению требований Положения Банка России от 16.11.2021 № 781-П «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков»;

21.10.2022 – рабочая встреча с представителями СРО по вопросам формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России согласно финальной таксономии XBRL Банка России версии 5;

15.12.2022 – рабочая встреча с представителями инвестиционных советников по вопросам формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России согласно таксономии 5.2;

21.12.2022 – рабочая встреча с представителями КРА по вопросам формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России согласно таксономии 5.2.

Одновременно представители Банка России принимали активное участие в деятельности Центра XBRL. В дистанционном формате были проведены заседания ра-бочих групп и подгрупп Центра XBRL, а также заседания Наблюдательного совета Центра XBRL (подробнее о деятельности Центра XBRL см. в разделе 2).

При содействии Центра XBRL и участии спикеров Банка России были организованы и про¬ведены образовательные вебинары для участников финансового рынка на базе кафедры «Со¬временные технологии сбора и обработки отчетности» Финансового университета при Пра¬вительстве Российской Федерации (подробнее о деятельности кафедры см. в подразделе 1.2).

1.2. КАФЕДРА «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ ОТЧЕТНОСТИ»

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Проведение образовательных семинаров и вебинаров

В 2022 году кафедра «Современные технологии сбора и обработки от¬четности» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации продолжила проведение учебных мероприятий в дистанционном формате.

В этот период с участием спикеров Банка России было проведено 14 вебинаров по вопросам применения формата XBRL для различных сегментов финансового рынка, по работе в личном каби¬нете Банка России для НФО и КО, ПОД / ФТ в НФО, организации системы управления операционным риском, по разъяснению новых показателей операционной надежности и обеспечению защиты информации, расчету НДК, порядку составления отчетности по форме 0420431 для ПУРЦБ и другим надзорным темам.

Одновременно стартовал цикл вебинаров по особенностям настройки программных продуктов в соответствии с требованиями основных спецификаций XBRL и Правил формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России с участием представителей Центра тестирования RegTech-приложений в сфере XBRL Центра XBRL и Банка России. В сентябре и ноябре 2022 года проведено два первых вебинара в рамках данного цикла.

Анонс ближайших образовательных мероприятий можно найти на сайте Финансового университета в разделе «Расписание занятий», а также на сайте Центра XBRL в разделе «Кафедра XBRL».

Программа повышения квалификации «Прикладные вопросы использования формата XBRL» для студентов

В ноябре 2022 года при содействии Центра XBRL на базе кафедры впервые была запущена программа повышения квалификации для студентов «Прикладные вопросы использования формата XBRL».

В рамках программы спикеры Банка России и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (далее – Финансовый университет) обучали студентов базовым знаниям об электронном формате представления отчетных данных на базе спецификаций XBRL, основным принципам формирования отчетности в XBRL и практическим умениям применения формата XBRL для формирования бухгалтерской (финансовой) и надзорно-статистической отчетности организаций.

Обучение имело практико-ориентированную направленность с целью помочь студентам получить необходимые компетенции, полезные для успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности в интенсивно изменяющихся условиях современного мира.

После прохождения обучения в рамках программы студентам была предоставлена уникальная возможность стажировки в ведущих компаниях на рынке.

Стажировка позволила студентам получить ценный практический опыт работы в конкретной профессиональной деятельности, сформировать и закрепить знания и умения, полученные во время обучения. Наличие практического опыта высоко ценится работодателями и увеличивает шансы выпускников найти хорошую работу в крупной компании сразу после окончания вуза.

Программа повышения квалификации «Основы формата XBRL»

В декабре 2022 года на базе кафедры стартовал 26-часовой курс повышения квалификации «Основы формата XBRL» с участием спикеров Банка России и Финансового университета.

Уникальный курс разработан ведущими сотрудниками Банка России, напрямую курирующими внедрение формата XBRL на отечественном рынке и активно взаимодействующими с поднадзорными организациями в рамках системной методологической и технологической поддержки в целях успешного перехода на предоставление отчетности в формате XBRL.

Курс ориентирован на широкую аудиторию, включая методологов, бухгалтеров, специалистов финансовых организаций, занимающихся подготовкой отчетности в формате XBRL для представления в Банк России, сотрудников ИТ-подразделений компаний, ИТ-разработчиков и иных заинтересованных сторон.

Цель программы курса – на современном научно-практическом материале изучить ключевые особенности процесса формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России, раскрыть наиболее актуальные вопросы практики применения формата XBRL.

Основные темы курса:

  • Формат XBRL: сущность, история развития и перспективы внедрения.
  • Таксономия XBRL Банка России. Формирование отчета XBRL.
  • Учетно-аналитические системы как информационная составляющая XBRL.

Курс имеет прикладную направленность. Особое внимание уделено формированию практических навыков по заполнению форм и расчету показателей отчета в формате XBRL, валидации отчета перед отправкой в Банк России, порядку представления отчета XBRL, работе в едином личном кабинете, чтению квитанции, а также разбору типовых ошибок и их оперативному исправлению.

Программа курса включает в себя 12 часов теоретической части и 4 часа практических занятий. Самостоятельная работа слушателей, рассчитанная на 10 часов, состоит в прохождении дистанционных тестов, изучении учебной литературы и методических материалов на сервере дополнительного образования Финансового университета.

Итоговая аттестация проходит в форме двухчасового теста в дистанционном формате (в удобное для слушателя время в течение одной недели после окончания занятий, допускается три попытки).

По результатам обучения слушатель получает удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Практика проведения курсов повышения квалификации по тематике XBRL в 2022 году показала высокую востребованность данного формата обучения у участников финансового рынка, ИТ-разработчиков и студентов. Поступление большого количества заявок на прохождение обучения в 2023 году свидетельствует о высоком спросе на образовательные услуги по формированию профессиональных компетенций в области применения формата XBRL.

Более подробную информацию о семинарах, вебинарах и программе повышения квалификации мож¬но получить у заместителя заведующего кафедрой «Современные технологии сбора и об¬работки отчетности» Финансового университета Евгении Ляльковой (eelyalkova@fa.ru) и менеджера Центра XBRL Надежды Чурсиной (тел.: 8 (495) 699-43-94; chursinann@xbrl.ru).

2. ЦЕНТР ПО ВНЕДРЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ФОРМАТА XBRL В РОССИИ

2.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА XBRL

Фото: Shutterstock/FOTODOM

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В 2022 году состоялись очередные заседания Наблюдательного совета Центра XBRL (подробнее о заседаниях см. в подразделе 2.2).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В течение 2022 года в дистанционном формате состоялось 8 заседаний методологических рабочих подгрупп Центра XBRL с участием работников Банка России, включая представителей надзорных департаментов, по следующим сегментам финансового рынка: 15.02.2022 – НПФ; 17.02.2022 – УК ИФ, ПИФ и НПФ и СД; 24.02.2022 – СО и ОВС; 10.03.2022 – ПУРЦБ (заочный формат); 22.09.2022 – НПФ; 18.10.2022 – ПУРЦБ; 27.10.2022 – УК ИФ, ПИФ и НПФ и СД; 15.11.2022 – СО и ОВС.

В рамках данных заседаний прошло обсуждение сроков вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России, методологических вопросов составления отчетности, а также были разъяснены новые надзорные требования, разработанные профильными департаментами Банка России.

По отдельным вопросам участников рынка, требующим согласованной позиции нескольких департаментов Банка России, Центром XBRL формировались официальные запросы в Банк России. В течение 2022 года направлено более 100 официальных запросов Центра XBRL. Ответы Банка России оперативно рассылались пользователям услуг Центра XBRL.

Все материалы, включая протоколы заседаний методологических рабочих подгрупп Центра XBRL и ответы Банка России, размещены на сайте www.xbrl.ru в разделе, открытом для пользователей Центра XBRL.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Очередные заседания технологической рабочей группы Центра XBRL состоялись 09.06.2022 и 20.10.2022. На них был рассмотрен статус исполнения календарного плана тестирования программного обеспечения по XBRL в 2022 году, обновление на сайте www.xbrl.ru визуализации программных продуктов, успешно прошедших тестирование, статус обновления документации, касающейся процесса тестирования программных продуктов, публикации перечня типовых ошибок, возникающих в процессе тестирования, в целях повышения качества программных продуктов по XBRL, направляемых на тестовые испытания, а также вопросы разработчиков ИТ-решений по XBRL. Спикеры Банка России провели обзор ключевых технических особенностей таксономии 5.2 (новые настройки табличного слоя, новые контрольные соотношения и так далее).

2.2. Деятельность Совещательного и Наблюдательного советов Центра XBRL

Заседание Наблюдательного совета Центра XBRL 20.01.2022

К.В. Юдаева,
председатель Наблюдательного совета Центра XBRL, первый заместитель Председателя Банка России
Фото: www.cbr.ru

20.01.2022 в режиме видеоконференции состоялось двенадцатое заседание Наблюдательного совета Центра XBRL.

В начале заседания был рассмотрен общий статус работ Центра XBRL, включая итоги работ за 2021 год, результаты проведения заседания Совещательного совета Центра XBRL и план работ на 2022 год. Центр XBRL в 2021 году продолжил свою активную деятельность и системную поддержку пользователей: проведено 13 заседаний рабочих групп Центра XBRL в дистанционном формате, направлено 74 официальных запроса в Банк России.

Центром XBRL продолжено эффективное развитие системы добровольной сертификации ИТ-решений по XBRL. В августе 2021 года на сайте Центра XBRL в разделе «Сертификация ПО / Действующие сертификаты» опубликован инструмент по подбору программного продукта по XBRL для рынка НФО, протестированного Центром XBRL в рамках процесса добровольной сертификации. Благодаря данному сервису можно осуществить подборку сертифицированных программных продуктов согласно выбранным критериям (сегмент рынка, тип отчетности, версия таксономии и другие).

В рамках заседания была одобрена инициатива по модернизации процесса тестирования с использованием таксономии XBRL Банка России версии 4. Особое внимание члены Наблюдательного совета Центра XBRL обратили на качество тестирования программных продуктов до передачи их на тестовые испытания в Центр XBRL. К следующему заседанию поручено проработать вопрос создания условий для повышения качества программных продуктов по XBRL, направляемых на тестовые испытания.

При содействии Центра XBRL в 2021 году на базе кафедры проведено 16 специализированных семинаров с участием сотрудников Банка России.

В рамках заседания Наблюдательного совета Центра XBRL было принято решение при поддержке ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» проработать вопрос о продвижении и популяризации на базе Центра XBRL тематики, связанной с устойчивым развитием, в том числе экологическим, социальным и корпоративным управлением (ESG).

Также в рамках заседания был рассмотрен статус реализации основных международных инициатив по развитию и продвижению формата XBRL, вопрос изменения состава Наблюдательного совета Центра XBRL, финансовые и другие вопросы.

Заседание Наблюдательного совета Центра XBRL 23.06.2022

23.06.2022 в режиме видеоконференции состоялось тринадцатое заседание Наблюдательного совета Центра XBRL.

В начале заседания был рассмотрен общий статус работ Центра XBRL, включая итоги первого полугодия 2022 года в рамках исполнения намеченного плана на 2022 год. Центр в 2022 году продолжил свою деятельность и системную поддержку пользователей: проведено 5 заседаний рабочих групп Центра XBRL в дистанционном формате, направлено 34 официальных запроса в Банк России.

Центр продолжил развитие системы добровольной сертификации ИТ-решений по XBRL. За первое полугодие 2022 года проведены тестовые испытания по 10 заявкам, выдан 1 сертификат в рамках сертификации и 3 протокола соответствия в рамках фрагментарного тестирования. В апреле 2022 года на сайте Центра XBRL в разделе «Сертификация ПО / Действующие сертификаты» была обновлена визуализация программных продуктов, успешно прошедших тестирование.

К следующему заседанию было поручено проработать вопрос подготовки и публикации периодических информационных бюллетеней с описанием типовых ошибок, возникающих в процессе тестирования, в целях повышения качества программных продуктов по работе с отчетностью в формате XBRL, направляемых на тестовые испытания.

В рамках проработки вопроса о продвижении и популяризации тематики, связанной с устойчивым развитием, в том числе экологическим, социальным и корпоративным управлением (ESG) на базе Центра XBRL, была поставлена задача подготовить и представить на следующем заседании Наблюдательного совета Центра XBRL проект Политики в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития.

В рамках заседания были рассмотрены кадровые изменения в рабочих органах Центра XBRL. Утверждены кандидатуры:

  • председателя Совещательного совета Центра XBRL Мезенцева Евгения Ильича, директора по развитию ООО «Синтегро консалтинг»;
  • руководителя рабочей методологической подгруппы ПУРЦБ Центра XBRL Давыдкина Сергея Александровича, заместителя директора финансового департамента ООО «ИК Велес Капитал»;
  • руководителя рабочей группы Центра XBRL по коммуникациям и образовательной деятельности Давлеткалиева Дениса Куанышевича, директора Международной школы бизнеса Финансового университета.

Состав Наблюдательного совета Центра XBRL

Источник: Банк России

Заседание Совещательного совета Центра XBRL 22.12.2022

22.12.2022 в режиме видеоконференции состоялось пятое заседание Совещательного совета Центра XBRL.

В начале заседания с приветственным словом выступили заместитель директора Департамента финансовых технологий Банка России Короп Станислав Викторович, новый президент Центра XBRL Диденко Елена Александровна и председатель Совещательного совета Центра XBRL Мезенцев Евгений Ильич.

В рамках заседания были рассмотрены итоги работы Центра XBRL в 2022 году и план работ на 2023 год. Члены Совещательного совета Центра XBRL были проинформированы об изменениях в составе Наблюдательного совета Центра XBRL, кадровых изменениях в рабочих органах Центра XBRL, а также о планах по обновлению ценовой политики в рамках оказываемых Центром XBRL услуг.

Отдельное внимание членов Совещательного совета Центра XBRL было обращено на разработанный проект Политики в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, который систематизирует подходы, цели, принципы, направления и задачи в области ESG и устойчивого развития в деятельности Центра XBRL.

В соответствии с положениями Политики Центр XBRL будет планомерно внедрять принципы устойчивого развития, следовать этичным деловым практикам, бережно относиться к окружающей среде и минимизировать свое негативное воздействие на нее, поддерживать ответственное отношение к своему персоналу, пользователям услуг, партнерам, а также последовательно совершенствовать практики корпоративного управления.

В части реализации процесса добровольной сертификации программного обеспечения по XBRL на заседании был рассмотрен статус исполнения календарного плана тестирования в 2022 году и предварительный график тестирования на первое полугодие 2023 года, представлены инициативы по совершенствованию процесса тестирования. Кроме того, была анонсирована публикация на сайте Центра XBRL первого выпуска периодического информационного бюллетеня по вопросам сертификации и фрагментарного тестирования.

В конце заседания члены Совещательного совета Центра XBRL рассмотрели проект повестки заседания Наблюдательного совета Центра XBRL, запланированного на 25.01.2023, и обсудили предложения по основным направлениям деятельности Центра XBRL.

2.3. СТАТУС ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИТ-РЕШЕНИЙ ПО XBRL

Фото: Shutterstock/FOTODOM

С 15.02.2022 Центр XBRL ведет прием заявок на проведение фрагментарного тестирования, основная задача которого состоит в проверке работоспособности отдельной функциональности программных продуктов в отношении формата XBRL. В результате проведенных тестовых испытаний на функциональность программного продукта выдается или протокол соответствий (при положительных результатах тестовых испытаний), или акт несоответствий с подробным описанием ошибок в программном продукте (при наличии несоответствий в работоспособности функциональности ПО).

В апреле 2022 года на официальном сайте Центра XBRL в разделе «Сертификация ПО / Действующие сертификаты» обновлена визуализация программных продуктов, протестированных Центром XBRL и получивших сертификат или протокол соответствия. Теперь при подборе протестированных программных продуктов отображаются логотип и ссылка на сайт разработчика данного программного продукта. Также для удобства добавлена визуализация номера версии, типа отчетности, сегмента рынка и версии таксономии, которые были объектом тестирования. Благодаря данному сервису можно осуществить подборку программных продуктов, имеющих сертификат или протокол соответствия требованиям, установленным международными спецификациями XBRL и Правилами формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России, согласно выбранным критериям (сегмент рынка, тип отчетности, версия таксономии и другие).

За весь период с момента запуска системы добровольной сертификации и фрагментарного тестирования ИТ-решений по XBRL проведены тестовые испытания по 39 заявкам на сертификацию и фрагментарное тестирование и выдано 15 сертификатов к 11 программным продуктам и 4 протокола соответствия к 4 программным продуктам, данные о которых опубликованы на сайте Центра XBRL. Там же можно найти полный перечень программных продуктов, успешно прошедших процедуру добровольной сертификации и фрагментарного тестирования.

Центр XBRL инициировал выпуск информационных бюллетеней с периодичностью выхода один раз в полгода. Их содержание будет включать статус реализации процессов добровольной сертификации и фрагментарного тестирования; описание типовых ошибок, выявленных в результате тестирования программных продуктов; события и мероприятия, проводимые Центром XBRL в целях повышения качества программных продуктов по XBRL. 08.12.2022 опубликован первый выпуск периодического информационного бюллетеня на официальном сайте Центра XBRL в разделе «Сертификация ПО / Бюллетени».

Главная цель внедрения системы добровольной сертификации и фрагментарного тестирования ИТ-решений по XBRL – минимизация количества ошибок технического характера при формировании отчетности в формате XBRL и представление корректных отчетных данных в Банк России. Сертификат или протокол соответствия применимы строго к программному продукту только той версии, которая являлась объектом сертификации или фрагментарного тестирования и получила положительные результаты тестирования.

На сайте Центра XBRL размещен полный пакет документации Центра XBRL по системе добровольной сертификации и фрагментарного тестирования, включая информацию о порядке, сроках, стоимости и результатах прохождения сертификации и фрагментарного тестирования.

Центр XBRL по запросу может подтверждать статус сертификации или фрагментарного тестирования программного обеспечения третьим лицам, включая организации, осуществляющие процессы закупок.

3. ПОЛИТИКА ЦЕНТРА XBRL В ОБЛАСТИ ESG И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Фото: Shutterstock/FOTODOM

С учетом глобальных вызовов и с целью ESG-трансформации в Центре XBRL инициирована интеграция социальной, экологической и управленческой ответственности в сферы своей деятельности. Концепция ESG предполагает учет трех групп факторов: экологических (Environmental), социальных (Social) и управленческих (Governance).

Для систематизации подходов, целей, принципов, направлений деятельности и задач в области ESG и устойчивого развития Центр XBRL разработал документ «Политика АНО «Центр ИксБиАрЭл» в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития» (далее – Политика).

Основная цель Политики – обеспечить эффективное и устойчивое долгосрочное развитие Центра XBRL путем установления и реализации планов и мероприятий, базирующихся на следующих критериях ESG:

  • охрана окружающей среды;
  • социальная ответственность;
  • надлежащее управление.

При разработке Политики Центр XBRL руководствовался отраслевыми и международными стандартами по вопросам ESG и устойчивого развития, законодательными и этическими нормами Российской Федерации.

В соответствии с положениями Политики Центр XBRL в своей деятельности по направлению ESG и устойчивого развития руководствуется следующими принципами:

  • Центр XBRL оказывает содействие пользователям своих услуг и развивает сотрудничество с заинтересованными сторонами в целях поддержки устойчивого развития и благополучия общества.
  • Центр XBRL обеспечивает в своей деятельности соблюдение прав человека, многообразие, справедливое и равное отношение ко всем.
  • Центр XBRL бережно относится к окружающей среде и регулярно проводит анализ своих бизнес-процессов на предмет поиска и применения технологий, снижающих негативное влияние на окружающую среду.
  • Центр XBRL эффективно управляет ESG-рисками.
  • Центр XBRL несет ответственность за результаты деятельности, соблюдает все применимые законодательные нормы и выполняет взятые на себя обязательства.
  • Центр XBRL следует этичным деловым подходам и внедряет лучшие практики корпоративного управления.
  • Центр XBRL совершенствует информационную открытость и развивает доступные каналы взаимодействия.

Реализация Политики Центра XBRL в области охраны окружающей среды будет направлена на использование технологий и продукции с высокими энергосберегающими показателями, соблюдение экологических принципов, содействие цифровизации бизнес-процессов, переход на электронные цифровые носители, обеспечение снижения использования бумажных носителей, снижение общего уровня образования отходов. Одновременно Центр XBRL планирует повышать осведомленность сотрудников Центра XBRL, пользователей услуг и партнеров об инициативах по охране окружающей среды и возобновлению природных ресурсов, а также участвовать в популяризации проектов и мероприятий данного направления.

В области повышения социальной ответственности в отношении сотрудников Центра XBRL Политика декларирует поддержание гендерного, расового и иного равноправия среди сотрудников Центра XBRL, поддержку принципов антидискриминации во всех своих действиях, обеспечение и контроль за поддержанием надлежащих условий труда сотрудников, регулярное обучение и осведомление всех сотрудников об условиях охраны и безопасности труда, реализацию совместных проектов с образовательными учреждениями, проведение мастер-классов, курсов по повышению профессионального мастерства, создание благоприятных условий для профессионального и личностного роста, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого сотрудника Центра XBRL посредством охраны здоровья и профилактики заболеваний сотрудников.

Центр XBRL будет продолжать соблюдать интересы пользователей услуг в рамках заключаемых договоров и использовать последовательную систему контроля оказываемых пользователю услуг. В отношении поставщиков и подрядных организаций Центр XBRL планирует придерживаться процедуре закупок, предусматривающей оценку позиции и действий поставщиков в области охраны окружающей среды, социальной ответственности и надлежащего управления.

Центр XBRL нацелен на популяризацию социально значимых инициатив и проектов, а также развитие корпоративного волонтерства.

Реализация Политики Центра XBRL в области корпоративного управления будет включать обеспечение соответствия требованиям и лучшим практикам в области корпоративного управления и деловой этики, строгое следование Центра XBRL законам и налоговой политики Российской Федерации, обеспечение соблюдения требований законодательства для противодействия коррупции и предотвращения финансовых преступлений, гарантирование информационной безопасности и защиты данных клиентов, в том числе от мошенничества, обеспечение выполнения обязательств перед учредителем Центра XBRL, совершенствование системы управления интегрированными рисками, включая ЕSG-риски и другие мероприятия.

Центр XBRL разделяет важность достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН, принятых на международном уровне в 2015 году, выделив для себя семь приоритетных целей:

ЦУР 4. Качественное образование.

Центр XBRL создан с целью внедрения и развития на территории Российской Федерации формата XBRL. Одним из ключевых аспектов деятельности Центра XBRL является реализация образовательных инициатив среди участников финансового рынка и молодых специалистов.

ЦУР 5. Гендерное равенство.

Центр XBRL создает равные возможности и стремится к обеспечению справедливого отношения ко всем и достижению гендерного равенства среди сотрудников и в органах управления.

ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост.

Центр XBRL создает рабочие места, поддерживает достойные условия труда для сотрудников и предоставляет возможности для их развития.

ЦУР 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура.

Центр XBRL разрабатывает и поддерживает передовые исследования и разработки, в том числе содействующие устойчивому развитию. Центр XBRL запустил и развивает не имеющую аналогов в России систему добровольной сертификации программных продуктов разработчиков ИТ-решений по XBRL.

ЦУР 12. Ответственное потребление и производство.

Центр XBRL реализует программы по повышению эффективности использования материалов, энергии и воды, а также по рациональному обращению с отходами для сокращения воздействия на окружающую среду в рамках своей деятельности.

ЦУР 13. Борьба с изменением климата.

Центр XBRL поддерживает проекты для перехода к низкоуглеродной экономике, активно изучает вопросы климатической повестки на российском и зарубежном уровне.

ЦУР 17. Партнерство в интересах устойчивого развития.

Центр XBRL реализует деятельность в области ESG и устойчивого развития в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами, развивает партнерство с государством, бизнесом и международными организациями.

Для реализации Политики Центром XBRL будет разработан ежегодно обновляемый План действий в области ESG и устойчивого развития, который обеспечит внедрение выбранных принципов ESG во все бизнес-процессы Центра XBRL.

Банк России рекомендует публичным акционерным обществам раскрывать информацию о том, как они учитывают факторы, связанные с воздействием на окружающую среду, социальную сферу и развитием корпоративного управления (ESG-факторы), а также как внедряют эти факторы в бизнес-модель и стратегию развития.

Банк России ставит своей задачей помочь компаниям учитывать риски, возникающие при переходе к целям устойчивого развития. Разработанные регулятором рекомендации позволят участникам рынка систематизировать информацию о своем воздействии на окружающую среду, социальной ответственности ведения бизнеса, что даст возможность инвесторам судить об их долгосрочной финансовой стабильности. Оценка ESG-рисков необходима, поскольку со временем они могут с высокой степенью вероятности трансформироваться в финансовые риски.

Особое внимание в рекомендациях уделено составу нефинансовой информации и принципам ее раскрытия. Компаниям предлагается самостоятельно определять объем и формат раскрытия в зависимости от характера и масштабов бизнеса. Они вправе установить документ, в котором будут отчитываться о своей нефинансовой деятельности, но Банк России рекомендует делать это в годовом отчете компании. Важно, чтобы информация была релевантной, полезной, последовательной, сопоставимой с показателями деятельности иных акционерных обществ.

Рекомендации Банка России нацелены на повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ, усиление ответственности исполнительных органов за ведение бизнеса с учетом ESG-факторов, а также улучшение взаимодействия с инвесторами, работниками, государством, общественными организациями. Их применение обеспечит более сбалансированное и устойчивое развитие экономики и общества в целом.

Рекомендации разработаны на основе международных стандартов TCFD (Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures) и GRI (Global Reporting Initiative Standards) и могут служить методологическим материалом для всех, кто заинтересован в раскрытии информации о ESG-факторах.


4. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ




АИФ – акционерные инвестиционные фонды

БКИ – бюро кредитных историй

КО – кредитные организации

КРА – кредитные рейтинговые агентства

НДК – норматив достаточности капитала

НПФ – негосударственные пенсионные фонды

НФО – некредитные финансовые организации

ОВС– общества взаимного страхования

ОДС – отчетность об операциях с денежными средствами

ОИП – операторы инвестиционных платформ

ОИС ЦФА – операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов

ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления

ОКСМ – Общероссийский классификатор стран мира

ОО ЦФА – операторы обмена цифровых финансовых активов

ОФП – операторы финансовых платформ

ПО – программное обеспечение

ПОД / ФТ – противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма

ПУРЦБ – профессиональные участники рынка ценных бумаг

СБ – страховые брокеры

СД – специализированные депозитарии

СО – страховые организации

СРО – саморегулируемые организации

УК ИФ, ПИФ и НПФ – управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

ESG (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance) – совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем

XBRL (eXtensible business reporting language) – расширяемый язык деловой отчетности, формат передачи регуляторной, финансовой и другой отчетности