• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Информация о реализации планов по реформированию рынка внебиржевых ПФИ

Банк России информирует о ходе реализации планов1 регулятора по реформированию рынка внебиржевых производных финансовых инструментов (далее — ПФИ) в России, принятых во исполнение решений глав государств Группы 20 и направленных на повышение стабильности мирового финансового рынка.

  1. В целях уменьшения системных рисков на финансовом рынке за счет снижения кредитного риска его участников, достигаемого за счет перераспределения риска на центрального контрагента, который отвечает повышенным требованиям к системе управления рисками, Банк России разработал Указание Банка России от 16.12.2019 № 5352-У «О случаях, когда договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, заключаются только при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента» (далее — Указание № 5352-У)2.

    Указание № 5352-У предусматривает введение обязательного централизованного клиринга внебиржевых своп-договоров в рублях, базисным активом которых являются процентные ставки, при условии, что совокупная номинальная стоимость таких своп-договоров на последний рабочий день каждого из трех кварталов подряд, предшествующих кварталу, в котором они заключены, превышает 200 млрд рублей хотя бы для одной из сторон (далее — пороговое значение). При этом в расчет порогового значения не будет включаться номинальная стоимость своп-договоров, относящихся к операциям (инструментам) хеджирования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации или Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

    Требования по обязательному централизованному клирингу не будут распространяться на своп-договоры, сторонами по которым являются иностранные контрагенты, Банк России, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, лица, входящие в одну группу, центральный контрагент (если заключение таких своп-договоров не связано с исполнением им функций центрального контрагента), а до 01.01.2024 — также нефинансовые организации.

    Указание № 5352-У предусматривает возможность перевода внебиржевых ПФИ на централизованный клиринг посредством наиболее распространенных в международной практике правовых конструкций: «открытой оферты» (open offer) или «новации» (novation)3. При этом для случаев использования «новации» предусмотрен предельный срок для перевода своп-договора на централизованный клиринг — не позднее одного рабочего дня после дня его заключения.

    Указание № 5352-У вступает в силу с 01.01.2021 и применяется в отношении своп-договоров, заключенных после его вступления в силу. С учетом предусмотренного Указанием № 5352-У условия о превышении порогового значения в 200 млрд рублей на конец каждого из трех кварталов подряд, это означает фактическое возникновение обязанности по переводу соответствующих своп-договоров на централизованный клиринг не ранее 4 квартала 2021 года.

  2. В отношении следующего этапа реформы рынка внебиржевых ПФИ — обязательного маржирования внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, Банк России сообщает, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CoVid-19), сроки указанного этапа могут быть перенесены.
  3. С учетом международной практики4, а также срока вступления в силу Указания № 5352-У Банк России считает возможным введение требований по обязательному маржированию внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, не ранее 2022 года.

1 Информационное сообщение Банка России «Об этапах реформирования рынка внебиржевых производных финансовых инструментов в России»

2 Зарегистрировано Минюстом России 13.04.2020, официально опубликовано 21.04.2020

3 Правовая конструкция, предусматривающая прекращение обязательства, существующего между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, путем его замены новым обязательством каждой из сторон указанного договора и  центральным контрагентом, согласно части 12 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

4Пресс-релиз Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) и Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS) о принятии решения отложить последнюю фазу внедрения маржинальных требований по деривативам, не проходящим централизованный клиринг.

 

16 июня 2020 года

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 16.06.2020