Изменение порядка рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан (применение Федерального закона от 4 августа 2023 года № 442-ФЗ)
Подпадают ли все обращения, направленные в финансовую организацию, в том числе связанные с приобретением финансовых услуг или исполнением обязательств из договора, под регулирование Федерального закона № 442—ФЗ, включая требования об обязательной регистрации обращения, направления уведомлений о регистрации и т.д.?
Федеральный закон №
Вместе с тем, исходя из общеправового принципа, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, в случаях, когда законодательством РФ устанавливается порядок рассмотрения отдельных видов обращений заявителей в финансовые организации, подлежат применению соответствующие нормы специального законодательства.
Какой способ направления ответа на обращение заявителя является приоритетным? Допустимо ли предоставление ответа заявителю в чате с финансовой организацией (с учетом того, что данная форма взаимодействия может быть предусмотрена договором между заявителем и организацией), и что в такой ситуации будет являться подтверждением исполнения финансовой организацией обязанности по рассмотрению обращений (например, скриншоты переписки с заявителем в чате)?
Приоритетным способом направления ответа заявителю является способ направления ответа на обращение, указанный заявителем в обращении.
Федеральным законом №
Вопрос документального подтверждения исполнения финансовой организацией своей обязанности по рассмотрению обращений и направлению заявителям ответа следует решать индивидуально в каждом случае, исходя из фактических обстоятельств взаимодействия заявителей и финансовой организации, учитывая при этом ответ на вопрос «Требуется ли подпись должностного лица на ответе?». Рекомендуется использовать общепринятые форматы файлов (DOCХ, PDF, TIFF, JPEG, RAR и т.п.) с возможностью идентификации заявителя, номера обращения и его сути.
Может ли предоставление ответа в устной форме считаться исполнением требований, установленных для направления ответа Федеральным законом № 442-ФЗ, в том числе в случае наличия в обращении просьбы заявителя о предоставлении ответа по телефону?
Федеральный закон №
В связи с этим предоставление заявителям ответа в устной форме не является соответствующим Федеральному Закону №
Будет ли являться направление ответов заявителю на адрес, который указан заявителем в договоре с финансовой организацией, соблюдением требований Федерального Закона № 442-ФЗ?
Федеральный закон №
Является ли нарушением требований законодательства направление в саморегулируемую организацию копии обращения с копией ответа заявителю, содержащих информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну?
Федеральный закон №
При этом частями 3 и 4 статьи 13 и частью 7 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №
Считаем, что при направлении финансовой организацией копий обращения заявителя и ответа на него в СРО законодательно обеспечена надлежащая защита СРО информации, составляющей охраняемую законом тайну, и такое направление документов не является нарушением требований законодательства РФ.
Рассматривается ли поступившее на бумажном носителе в Банк России и «оцифрованное» внутри Банка России, а также направленное через личный кабинет в финансовую организацию обращение в качестве обращения в форме электронного документа для целей применения Федерального закона № 442-ФЗ. В случае, если «оцифрованный» документ становится электронным документом, будет ли являться нарушением закона не направление финансовой организацией уведомления о регистрации, в случае, если обращение, поданное на бумажном носителе, но впоследствии «ставшее» обращением в форме электронного документа, не содержит адрес электронной почты заявителя?
В случае получения Банком России от заявителя обращения на бумажном носителе, самостоятельная «оцифровка» Банком России такого обращения не означает трансформации обращения на бумажном носителе в обращение в форме электронного документа по смыслу Федерального закона №
Является ли направление ответа заявителю в последний день срока, но за пределами рабочего времени финансовой организации соблюдением требований Федерального закона № 442-ФЗ?
Федеральный закон №
Является ли нарушением требований Федерального закона № 442-ФЗ направление копии ответа заявителю в Банк России за день до фактического направления ответа заявителю?
Федеральный закон №
Смогут ли финансовые организации при получении обращения от Банка России определить, что заявитель прошел аутентификацию через ЕСИА?
Будет ли «маркировка» перенаправляемых обращений по способу подачи обращений в Банк России (ИПБР, Почта, Общественная приемная, МЭДО). Данная маркировка необходима в том числе в целях идентификации финансовыми организациями обращений, направленных веерной рассылкой в ФОИВ.
Если заявитель направил обращение в Банк России через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), каким способом финансовая организация должна направить заявителю уведомление/ответ на обращение, с учетом требований ч.10 ст.2 Федерального закона № 442-ФЗ, если финансовая организация не работает через данный портал?
В случае, если Банк России перенаправляет обращения в несколько финансовых организаций, адресат будет видеть полный список финансовых организаций, в которые данное обращение перенаправлено?
В каком формате финансовая организация должна направлять в Банк России копию ответа заявителю и приложенные материалы? В одном архиве или могут быть несколько файлов? Должен ли быть единый формат файлов?
Федеральный закон №
Рекомендуется использовать общепринятые форматы файлов (DOCХ, PDF, TIFF, JPEG, RAR и т.п.).
Необходимо ли финансовым организациям вместе с копией ответов и материалами направлять в Банк России отбивку о получении заявителем ответа на обращение в электронном виде или уведомление о получении почтового отправления?
Требуется ли подпись должностного лица на ответе?
Федеральный закон №
Установленная Федеральным законом №
Возможно ли предоставление одного ответа на несколько обращений заявителя, в том числе полученных по разным каналам подачи, при условии соблюдения срока рассмотрения обращения, установленного Федеральным законом № 442-ФЗ?
Федеральный закон №
В случае предоставления одного ответа на несколько обращений, перенаправленных Банком России, копию ответа на обращение необходимо прикреплять к каждому обращению, перенаправленному Банком России, с обязательным указанием в ответе реквизитов всех поступивших обращений, на которые дается ответ.
В какие сроки организация направляет копию ответа клиенту в Банк России? В день направления ответа клиенту или допускается направление ответа на день позже, но в рамках установленных 15 дней?
Какое количество обращений клиента в банк может быть отнесено к «неоднократному» для «прекращения переписки с заявителем»?
Законодательство не устанавливает количество обращений от одного заявителя, которое дает основание принять решение о прекращении переписки.
Финансовая организация вправе самостоятельно принять решение о прекращении переписки с заявителем, убедившись, что на все вопросы заявителя ранее были даны полные и всесторонние ответы.
Обращаем внимание, что заявителя и Банк России (в случае поступления обращения из Банка России) необходимо уведомить о прекращении переписки путем направления ответа и копии ответа соответственно.
Каким образом направлять уведомление заявителю о регистрации обращения, если обращение поступило в организацию посредством почтовой связи или нарочно?
Будет ли маркироваться отдельная ветка в личном кабинете?
Будет ли изменена методология расчета сигнальных индикаторов? Будут ли учитываться перенаправляемые в рамках Федерального закона № 442-ФЗ обращения в расчете сигнальных индикаторов?
Какие внутренние нормативно-правовые документы необходимо изменить/создать финансовой организации для подготовки к вступлению в силу закона? Есть ли требования к форме документа решения о продлении срока рассмотрения обращения, уведомления заявителя о регистрации обращения?
Федеральным законом №
Рекомендуем финансовым организациям самостоятельно определить необходимость издания/изменения внутренних документов для регламентации процесса рассмотрения обращений в рамках Федерального закона №
Будет ли механизм оспаривания необоснованно переадресованных обращений?
Банк России, перенаправляя обращение в финансовую организацию, ориентируется на сведения, которые изложены заявителем в обращении.
Если вопрос, содержащийся в обращении заявителя, не относится к компетенции финансовой организации, то необходимо подготовить соответствующий ответ заявителю и направить копию ответа в Банк России.
Планируется ли изменение базовых стандартов в части синхронизации сроков рассмотрения обращений с вступлением в силу Федерального закона № 442-ФЗ?
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 №
Дополнительно обращаем внимание, что актуализация Базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в целях приведения их в соответствие с нормами Федерального закона №
Что изменится в порядке рассмотрения обращений с 1 июля 2024 года?
На что нацелены изменения порядка рассмотрения обращений?
Изменения производится в целях:
- повышения ответственности финансовых организаций в части рассмотрения обращений потребителей;
- ускорения решения проблем заявителя напрямую с финансовой организацией;
- повышение удовлетворенности потребителей от взаимодействия с финансовыми организациями
- повышение доверия к финансовому рынку.
Как финансовой организации подготовиться к изменениям в порядке рассмотрения обращений?
Финансовой организации необходимо:
- Обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии канал взаимодействия с Банком России (посредством личного кабинета), а также, при необходимости, настроить внутренние автоматизированные комплексы по обработке обращений на интеграцию с личным кабинетом.
- Обеспечить прием обращений, направленных посредством почтовой связи или нарочным способом на бумажном носителе, а также на адрес электронной почты финансовой организации (если прием обращений по адресу электронной почты предусмотрен Законом
442-ФЗ для вида деятельности финансовой организации). - Провести мероприятия по изменению внутренних нормативных документов и бизнес-процессов (при необходимости).
Какой будет объем пересылаемых от Банка России обращений?
Как Банк России контролирует направление финансовой организации ответа заявителю?
Что делать если финансовая организация не успевает решить вопрос заявителя в срок?
Федеральным законом №
В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения по решению единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа или уполномоченного ими лица вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами.