Мониторинг предприятий
Банк России, как и многие зарубежные центральные банки, проводит регулярные опросы предприятий нефинансового сектора (мониторинг предприятий). При принятии решений по денежно-кредитной политике мы учитываем качественную оценку руководством предприятий текущих и ожидаемых изменений деловой активности на основе динамики объемов производства, спроса, цен и др.
Результаты опроса представлены в подразделе «Данные опросов», в разрезе групп предприятий — по ссылке «Группы предприятий». Подробная информация — в полной версии информационно-аналитического комментария.
Мониторинг предприятий:
- широкий охват респондентов (более 15 тысяч предприятий как крупных и средних, так и малых предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, торговли, сферы услуг) во всех субъектах Российской Федерации;
- оперативность проведения опросов (с помощью анкетирования в течение
7-10 рабочих дней собирается информация); - опережающий характер данных (до выхода официальной статистики);
- методология опирается на лучшие зарубежные практики в области проведения обследований нефинансового сектора ведущими исследовательскими центрами и центральными банками;
- длительный период наблюдения (с 2000 года).
Почему надо участвовать?
Результаты опросов предприятий имеют важное значение для наших решений по денежно-кредитной политике. Благодаря участию предприятий в опросах, мы получаем информацию о текущей экономической ситуации до того, как она будет отражена в официальной статистике, и на основе ожиданий предприятий получаем опережающие индикаторы экономической активности.
С использованием опросных данных мы анализируем и прогнозируем инфляцию, исследуем ценовые ожидания предприятий, проводим анализ региональной неоднородности трансмиссионного механизма, а также немонетарных факторов инфляции на региональном и отраслевом уровнях.
Опираясь на информационное взаимодействие с предприятиями, мы выстраиваем работу по разъяснению принятых решений. Участники мониторинга — постоянные и желанные гости на проводимых Банком России рабочих встречах и круглых столах с представителями бизнес-сообщества по вопросам денежно-кредитной политики.
Каждый участник мониторинга получает от Банка России аналитические обзоры, подготовленные на основе достоверной и оперативной информации. Такая информация помогает лучше понять экономическую конъюнктуру и будет полезна руководителям предприятий при принятии стратегических решений и оценке перспектив развития бизнеса. Мы приглашаем предприятия, еще не присоединившиеся к мониторингу, стать его участниками.
С 2020 года Банк России привлекает активных и лояльных участников мониторинга к оперативным опросам. Результаты таких опросов особенно актуальны в период адаптации бизнеса к меняющимся внешним и внутренним экономическим условиям.
Аналитические материалы, основанные в том числе на данных Мониторинга, можно найти на официальном сайте Банка России (доклад «Региональная экономика», информационно-аналитический комментарий «Инфляционные ожидания и потребительские настроения», аналитическая записка «Индикаторы деловой активности и инфляции на основе мониторинга предприятий».)
Важные материалы
При составлении опросных анкет мы учитываем интересы наших респондентов, стараясь минимизировать трудозатраты на заполнение. Как правило, анкета расположена на одном листе и содержит не более 15 вопросов, сгруппированных по тематическим блокам. Мы избегаем дублирования и используем только общепринятую терминологию в области экономики и финансов при формулировке вопросов.
Для заполнения предприятиям предлагаются четыре вида опросных анкет. При ответе на вопросы, как правило, необходимо выбрать один из предлагаемых вариантов (например, «увеличилось», «уменьшилось», «не изменилось»). Только в финансовой анкете содержится ряд данных из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Конъюнктурная анкета собирается на ежемесячной основе и содержит вопросы, позволяющие оценить текущее и ожидаемое изменение деловой активности предприятий, факторы, влияющие на деловую активность, ценовые ожидания предприятий и причины их изменения.
Как правило вопросы конъюнктурных анкет носят альтернативный характер, т.е. по каждому из них предусматривается несколько взаимоисключающих вариантов ответов (например, вариантами ответов на вопрос об изменении экономической конъюнктуры в отрасли являются: улучшилась, не изменилась, ухудшилась, не знаю, нет ответа).
Мобильный блок: один раз в квартал в анкету будут дополнительно включаться несколько вопросов, характеризующих инвестиционную активность предприятий (например, уровень использования производственных мощностей, изменение инвестиционной активности и факторы ее ограничивающие). Эта информация характеризует изменения, происходящие в области инвестиционной деятельности предприятий, и не может быть получена на основе существующей статистической отчетности.
В зависимости от отраслевой принадлежности предприятию предлагается заполнить один из четырех видов конъюнктурной анкеты.
Инвестиционная анкета собирается на ежегодной основе и содержит вопросы, позволяющие оценить инвестиционный климат в регионе, используемые формы инвестиционных вложений, источники финансирования инвестиций и мотивы инвестиционной деятельности.
Агрегированная и накопленная информация по этим вопросам используется для формирования представления об инвестиционной стратегии предприятий и об используемых финансовых ресурсах для ее реализации.
Финансовая анкета собирается на ежегодной основе и содержит ключевые показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В агрегированном виде эта информация позволяет оценить финансовое положение предприятий в опережающем официальную статистику режиме.
Предприятия, заполняющие финансовую анкету, дополнительно имеют возможность получать бланк отраслевого сопоставления, в котором ключевые финансовые показатели предприятия сравниваются со среднеотраслевыми значениями.
Анкета доступности финансовых ресурсов собирается на полугодовой основе и позволяет получить информацию о приоритетных для предприятий способах привлечения финансовых ресурсов, доступности финансовых ресурсов, а также степени удовлетворенности соотношением цен и качества на финансовые услуги.
Получаемая от предприятий информация учитывается Банком России при принятии решений по ключевой ставке и в целях создания условий для повышения доступности финансовых ресурсов для бизнеса.
Существует несколько способов заполнения анкеты:
- на бумажном носителе;
- в электронном виде (заполнение шаблона анкеты в файле формата xlsx, направляемого по электронной почте).