• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Глоссарий терминов в области финансирования устойчивого развития и климатического регулирования

Данный глоссарий объединяет основные термины в области устойчивого развития и ESG-тематики. Предполагается, что глоссарий будет регулярно обновляться по мере появления новых терминов и корректировки существующих понятий в связи с их трансформацией вместе с повесткой устойчивого развития, а также в соответствии с международными подходами.

Адаптационный проект — проект, соответствующий критериям адаптационных проектов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» и соответствующий одному или нескольким основным направлениям  устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации (обращение с отходами; энергетика; промышленность; транспорт и промышленная техника; сельское хозяйство; устойчивая инфраструктура). Адаптационные проекты направлены на достижение целей Парижского соглашения или одной или нескольких Целей устойчивого развития ООН (№№ 6-9, 11-15), реализация таких проектов способствует достижению целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду (сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов и пр. В отличие от «зеленых» проектов устанавливает более низкие критерии для аналогичных направлений. В отличие от «зеленых» проектов включает в себя также направление «устойчивая инфраструктура». Адаптационные проекты представлены в особом порядке в Российской Федерации.

Верификатор инструмента финансирования устойчивого развития — организация,  подготовившая заключение о соответствии выпуска (программы) облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и (или) зеленого финансирования и требованиям к системе верификации проектов устойчивого развития,  либо о соответствии политики эмитента по использованию денежных средств, полученных от размещения облигаций,  международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и (или) «зеленого» финансирования, включенная в перечень верификаторов Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» или в список верификаторов, предоставляющих независимую внешнюю оценку, ведение которого осуществляет Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) или Международная некоммерческая организация «Инициатива климатических облигаций» (CBI).

Верификация результатов реализации климатического проекта — проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Верификация (на предмет выполнения (невыполнения) квоты) — процедура проверки и подтверждения верности сведений о массе выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, а также сведений о выполнении (невыполнении) квоты, проводимая в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».

Владелец углеродных единиц — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым принадлежат углеродные единицы (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Возможности, связанные с климатом — потенциально перспективные направления деятельности, которые с учетом изменений климата, а также мер, направленных на предотвращение негативного воздействия на климат, предпринимаемых правительствами и органами регулирования стран — сторон Парижского соглашения по климату, могут быть использованы и развиты компаниями для создания конкурентных преимуществ и повышения привлекательности организации в глазах различных заинтересованных лиц.

Возможности, связанные с устойчивым развитием — включают в себя возможность получения дополнительных доходов, конкурентных преимуществ и создания дополнительной стоимости предлагаемых продуктов и услуг, связанных с влиянием ESG-факторов на деятельность организации, а также, связанных с влиянием организации на окружающую среду (в том числе предотвращение изменения климата), социальную сферу и экономику.

Выбросы парниковых газов — выбросы в атмосферный воздух парниковых газов (см. Парниковые газы), образуемых в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности за определенный интервал времени (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Глобальный договор Организации Объединённых Наций (ООН) (UN Global Compact) — инициатива ООН, направленная на поощрение социальной ответственности бизнеса и предоставлении отчётов об осуществлении такой политики. Глобальный договор ООН декларирует десять принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Помимо организаций к Глобальному договору могут присоединиться и города в рамках Программы ООН развития городов.

Гринвошинг (greenwashing) — недобросовестная практика, заключающаяся в распространении организацией ложных или недостоверных сведений об учете ESG-факторов и/или вопросов устойчивого развития в своей деятельности и/или в характеристиках продукта (в том числе финансового), а также в непредоставлении или предоставлении неполной информации по указанным вопросам в целях введения клиента в заблуждение и получения необоснованной выгоды.

Декарбонизация— мера по снижению уровня выбросов парниковых газов в атмосферу. Примером декарбонизации может служить переход на альтернативные источники энергии, повышение энергоэффективности, улавливание и захоронение углерода.

Должная осмотрительность (due diligence) в области устойчивого развития — процедура, которая позволяет организации выявлять, предотвращать, смягчать или учитывать фактическое или потенциальное негативное воздействие организации, ее поставщиков, подрядчиков, клиентов и потребителей на окружающую среду (в том числе климат), социальную сферу (в том числе защиту прав человека) и экономику.

Единица выполнения квоты выбросов парниковых газов — верифицированный результат выполнения установленной квоты, выраженный в разнице между установленной квотой и фактической массой выбросов парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа (понятие определено в Федеральном законе от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»).

Заинтересованные лица, заинтересованные стороны, стейкхолдеры (stakeholders) — государственные органы, органы местного самоуправления, публично-правовые образования, юридические и физические лица, которые могут быть заинтересованы в результатах деятельности организации и создании стоимости и (или) могут оказать значительное воздействие на деятельность, продукты и услуги компании, или решения, или действия которых могут повлиять на способность организации создавать стоимость, успешно реализовывать свои стратегии и достигать своих целей, а также физические и юридические лица, на которых влияет деятельность организации.

Зачет углеродных единиц — аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

 «Зеленая» ипотека — банковский кредитный продукт. Он выдается получателю при условии, что приобретаемая недвижимость соответствует стандартам экологичности и энергоэффективности или, привлекая средства на реновацию недвижимости, заемщик обязуется обеспечить повышение экологичности и энергоэффективности недвижимости до установленных стандартов.

Зеленые облигации — облигации, предполагающие целевое использование привлеченных средств на финансирование или рефинансирование зеленых проектов, направленных на сохранение и охрану окружающей среды, положительное воздействие на экологию, предотвращение изменения климата или адаптацию к изменению климата. Такие облигации должны соответствовать международно признанным и российским принципам и стандартам в сфере экологии и (или) зеленого финансирования.

Зеленый проект — проект, соответствующий критериям зеленых проектов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» и соответствующий одному или нескольким основным направлениям  устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации (обращение с отходами; энергетика; строительство; промышленность; транспорт и промышленная техника; водоснабжение и водоотведение; природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие; сельское хозяйство). Зеленые проекты направлены на достижение целей Парижского соглашения или одной или нескольких Целей устойчивого развития ООН (№№ 6-9, 11-15), реализация таких проектов способствует достижению целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду (сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов и пр. В отличие от адаптационных проектов устанавливает более высокие критерии для аналогичных направлений. В отличие от адаптационных проектов включает в себя также направления строительства, водоснабжение и водоотведение; природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие.

Инструмент финансирования устойчивого развития — инструмент, направленный на финансирование проектов устойчивого развития.

Информация в области устойчивого развития — информация о рисках и возможностях организации, связанных с устойчивым развитием.

Исполнитель климатического проекта — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующие климатический проект (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов — систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, основанное на официальной статистической информации (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Квота выбросов парниковых газов — величина допустимых выбросов парниковых газов, характеризующая их массу и устанавливаемая для региональной регулируемой организации в целях достижения углеродной нейтральности на территории участника эксперимента (понятие определено в Федеральном законе от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»).

Климатические риски — вероятность убытков, связанных с влиянием климатических изменений, а также мер, направленных на предотвращение негативного воздействия человека на климат, адаптацию к климатическим изменениям, в том числе предпринимаемых правительствами и органами регулирования. Климатические риски включают в себя физические климатические риски и переходные климатические риски.

Климатический проект — комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Концепция двойной существенности (double materiality)1— подход, в котором органами управления организации в рамках создания стоимости и при определении существенности информации, предназначенной для раскрытия, рассматриваются два взаимосвязанных аспекта. Первый связан с тем, как организация управляет ESG-рисками и использует ESG-возможности. Поскольку соответствующие действия непосредственно трансформируются в результаты финансово-хозяйственной деятельности, этот аспект носит «финансовый» характер и непосредственно отражается на создании стоимости компании. Инвесторы в первую очередь обращают внимание на данный аспект. Второй аспект (устойчивого развития) характеризует воздействие организации на окружающую среду, общество и экономику, то есть на внешний мир. Такое воздействие опосредованно влияет на создание организацией стоимости через восприятие ее со стороны иных заинтересованных лиц, которых в большей степени интересует, как деятельность организации способствует достижению целей устойчивого развития.

Концепция динамической существенности (dynamic materiality)2 — концепция, в соответствии с которой рассматривается динамическая взаимосвязь влияния различных групп заинтересованных сторон и степень потенциального воздействия их восприятия компании и действий в отношении компании. Динамический характер «двойной существенности» предполагает возможность резкого изменения значимости тех или иных вопросов, связанных с ESG-факторами или влиянием компании на внешний мир, а также влияния тех или иных групп заинтересованных лиц на деятельность компании.

Методологический центр в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (в том числе зеленого) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в Российской Федерации — методологический центр государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (в том числе зеленого) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в Российской Федерации3.

Нефинансовая информация (информация в области устойчивого развития) — сложившееся в настоящее время в российской и в зарубежной практике понятие, объединяющее совокупность сведений и показателей, отражающих цели организации, ее стратегию, подходы к управлению, систему управления рисками, взаимодействие с заинтересованными лицами, во взаимосвязи с планируемым вкладом деятельности компании в достижение ЦУР, целей Парижского соглашения по климату, национальных стратегических целей, связанных с развитием окружающей среды, социальной сферы и экономики, а также результаты деятельности организации в части ее влияния на окружающую среду (включая климат), общество и экономику, а также в части учета воздействия факторов окружающей среды (включая климатические), социальных факторов и факторов корпоративного управления на организацию и  учета рисков и возможностей, связанных с указанными факторами. В настоящее время наблюдается тенденция трансформации терминов «нефинансовый отчет», «нефинансовая информация» в «отчетность в области устойчивого развития», ввиду того что факторы, которые входят в состав данной информации, влияют и на финансовые показатели.

Нефинансовый отчет (отчет об устойчивом развитии, ESG-отчет) — отчет об устойчивом развитии, экологический отчет, отчет о корпоративной социальной ответственности или иной отчет, содержащий нефинансовую информацию, в том числе об экологических, социальных факторах и факторах корпоративного управления, связанных с деятельностью организации. Используется для раскрытия нефинансовой информации, может быть частью интегрированного годового отчета.

Обесцененные активы (stranded assets— активы, стоимость которых может существенно снизиться и оказаться менее ожидаемой в результате изменений, связанных с энергопереходом и декарбонизацией мировой экономики, например, в области регулирования или настроения и восприятия различными группами заинтересованных лиц. Примером таких активов могут быть ресурсы (нефть, газ и пр.), средства добычи ресурсов (буровые установки), производственные и технологические объекты (доменные цеха), инфраструктуры (трубопроводы, танкеры).

Облигации климатического перехода  облигации, выпускаемые эмитентом, имеющим документ, определяющий основные направления развития эмитента, целями которых является вклад эмитента в развитие низкоуглеродной экономики, предотвращение изменения климата, в том числе достижение целей и задач, установленных Парижским соглашением по климату. Облигации могут быть как целевыми, поступления от размещения которых будут использованы для достижения целей стратегии климатического перехода эмитента, так и выпускаемые с условием по достижению целевого значения одного или нескольких показателей деятельности эмитента, связанных с достижением целей устойчивого развития, Парижского соглашений или целей, установленных в национальных проектах и иных документах, определяющих Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Облигации, связанные с целями устойчивого развития — облигации, выпускаемые эмитентом с условием по достижению целевого значения одного или нескольких ключевых показателей деятельности эмитента, связанных с достижением целей устойчивого развития, Парижского соглашения или целей, установленных в национальных проектах и иных документах, определяющих Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В случае недостижения целевых показателей наступает одно или несколько последствий, предусмотренных эмитентом в решении о выпуске облигаций, например: увеличивается размер процентной (купонной) ставки по облигациям; владельцам облигаций предоставляется право досрочного погашения принадлежащих им облигаций; возникает право требования приобретения эмитентом принадлежащим им облигаций по цене не ниже номинальной стоимости.

Облигации устойчивого развития — облигации, предполагающие целевое использование привлеченных средств, часть поступлений от размещения которых направляется на финансирование или рефинансирование зеленых проектов, а часть — на финансирование или рефинансирование социальных проектов.

Обращение углеродных единиц — совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»);

Оператор реестра углеродных единиц — юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Операции с углеродными единицами / единицами выполнения квоты — действия с углеродными единицами / единицами выполнения квоты, регистрируемые в реестре углеродных единиц (согласно Федеральным законам от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»).

Ответственное инвестирование — инвестирование, базирующееся в том числе на стремлении инвестора содействовать устойчивому развитию общества в целях увеличения доходности инвестиций своих клиентов и выгодоприобретателей при приемлемом уровне риска и выражающееся в учете ESG-факторов в процессе инвестиционной деятельности, осуществлении оценки и мониторинга объектов инвестиций, добросовестном осуществлении прав акционера и взаимодействии с обществами, а также раскрытии инвестором информации о применяемых им подходах и политиках в области ответственного инвестирования.

Парниковые газы — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»). В перечень парниковых газов согласно приложению 1 приказа Минприроды России от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов»: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (оксид диазота, N2O), гексафторид серы (SF6),  перфторуглероды (CF4), гидрофторуглероды (CHF3), гексафторэтан (C2F6).

Парниковые газы охват 1/Scope 1 — прямые выбросы парниковых газов от источников, находящихся в собственности или под контролем отчитывающегося субъекта экономики. Например, выбросы от производства продукции, выбросы от собственного автопарка компании.

Парниковые газы охват 2/Scope 2 — косвенные энергетические выбросы парниковых газов от производства приобретаемой и потребляемой тепловой и электрической энергии.

Парниковые газы охват 3/Scope 3— прочие косвенные выбросы парниковых газов отчитывающегося субъекта (не включая косвенные энергетические выбросы), которые имеют место в цепочке создания стоимости субъекта экономики, в том числе на стороне потребителей и поставщиков. Например, выбросы, связанные с транспортировкой и переработкой продукции, деловыми поездками, франшизами, инвестициями и пр.

Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата — международное соглашение, принятое 12 декабря 2015 года, основной целью которого является удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2 °C сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °C. Соглашение предусматривает принятие всеми странами на себя обязательств по сокращению своих выбросов и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата, а также призывает страны укреплять свои обязательства с течением времени. Россия приняла Парижское соглашение в 2019 году4.

Переходные климатические риски (сlimate transition risks) — вероятность убытков, связанных с переходом к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов, в том числе с мерами, предпринимаемыми правительствами и органами регулирования, направленными на предотвращение климатических изменений и адаптацию к изменению климата, которые разделяются на политические, правовые, технологические, рыночные и репутационные риски.

Поглощение парниковых газов — природный (естественный) процесс или вид хозяйственной и иной деятельности, в результате которых происходят извлечение из атмосферного воздуха парниковых газов и их накопление в других компонентах природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектах (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Принципы Экватора (ПЭ) — это 10 принципов, которые вместе представляют собой систему управления кредитными рисками, а именно экологическими и социальными рисками при проектном финансировании.

Принципы Экватора включают в себя десять положений:

  • анализ и классификация проектов;
  • экологическая и социальная оценка;
  • применимые экологические и социальные стандарты;
  • система экологического и социального менеджмента;
  • взаимодействие с заинтересованными сторонами;
  • механизм рассмотрения жалоб;
  • независимый анализ;
  • обязательства;
  • независимый мониторинг и отчетность;
  • отчетность и прозрачность.

Провайдеры ESG-рейтингов — компании, которые специализируются на агрегировании ESG-данных и формировании ESG-рейтингов и предоставляют услуги и/или доступ к ESG-данным заинтересованным сторонам.

Рейтинг устойчивого развития — широкий спектр публичных информационных продуктов и оценок в области устойчивого развития.

Риски, связанные с окружающей средой разновидность рисков, связанных с устойчивым развитием, которая включает в себя экологические и климатические риски.

Риски, связанные с ESG-факторами, включают в себя риски, связанные с влиянием ESG-факторов на деятельность организации, а также, риски, связанные с влиянием организации на окружающую среду, социальную сферу и экономику. Такие риски могут влиять на деятельность организации как непосредственно, так и через её контрагентов. С точки зрения финансового рынка, современная трактовка рисков, связанных с устойчивым развитием, свидетельствует о том, что такого рода риски трансформируются в традиционные для финансового рынка риски (кредитный, рыночный, процентный, в том числе процентный риск по кредитному портфелю, операционный и риск ликвидности) и могут влиять на финансовые показатели и результаты деятельности финансовых организаций. Риски, связанные с устойчивым развитием, включают в себя риски, связанные с окружающей средой (экологические риски, климатические риски), социальные риски и риски корпоративного управления.

Реестр выбросов парниковых газов — государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах парниковых газов (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Реестр углеродных единиц — информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Социальные облигации — облигации, предполагающие целевое использование привлеченных средств, поступления от размещения которых идут на финансирование или рефинансирование социальных проектов, направленных на развитие общественной жизни, и соответствующие международно признанным и российским принципам и стандартам в области социального финансирования.

Социальные риски — вероятность убытков, связанных с влиянием последствий нарушения прав человека или действий, наносящих ущерб интересам человека. К числу возможных риск-событий относятся: дискриминация, несоблюдение трудового или пенсионного законодательства, торговля людьми, рабские условия труда, нарушение прав коренных малочисленных народов, причинение вреда объектам исторического и культурного наследия, преступления, связанные с продуктами, являющимися потенциально вредными для общества; экологическая катастрофа с точки зрения ее социальных последствий и другие.

Стратегия климатического перехода (СКП) — самостоятельный документ стратегического планирования деятельности организации или отдельный раздел в стратегии устойчивого развития или в общекорпоративной стратегии, утвержденный советом директоров (наблюдательным советом), содержащий  цели организации в части  борьбы с изменением климата и (или) адаптации к изменению климата, а также описание действий организации по трансформации ее деятельности в целях адаптации бизнеса к новым условиям хозяйствования в рамках перехода к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов.

Стратегия в области устойчивого развития (СУР) — самостоятельный документ стратегического планирования деятельности организации или отдельный раздел в общекорпоративной стратегии, утвержденный советом директоров (наблюдательным советом), содержащий цели организации в области устойчивого развития, а также включающий описание действий организации, необходимых для их достижения.

Счет в реестре углеродных единиц — запись, которая содержится в реестре углеродных единиц и используется для учета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты и проведения операций с ними (согласно Федеральным законам от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»).

Счет изъятия из обращения — специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты (согласно Федеральным законам от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»).

Таксономия проектов устойчивого развития Российской Федерации — перечень направлений деятельности и критериев проектов устойчивого развития, который определяет в Российской Федерации соответствие проектов устойчивого развития основным его направлениям.

Трансграничное углеродное регулирование (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) — механизм, предполагающий введение пошлин на продукцию с высоким углеродным следом, импортируемую в Европейский союз. Являясь частью Европейского зеленого курса (European Green Deal), плана декарбонизации экономики ЕС к 2050 г, начинает действовать с 2026 г.

Углеродная единица — верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Углеродная нейтральность — сокращение выбросов парниковых газов до минимально возможного уровня и дальнейшей компенсацией оставшихся выбросов. Компенсация выбросов парниковых газов может осуществляться за счет реализации климатических проектов. Примерами таких проектов могут быть лесовосстановление и лесоразведение, применение технологий по улавливанию, хранению и использованию углерода (CCUS) и пр.

Углеродный след — общий объем выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, образующихся в ходе производства продукции либо в ходе оказания услуг, который включает в себя прямые выбросы парниковых газов (образуемые в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности), косвенные выбросы парниковых газов (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии, иных ресурсов, используемых для обеспечения хозяйственной и иной деятельности и полученных от внешних объектов), поглощения парниковых газов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учетом углеродных единиц, в отношении которых произведен зачет (понятие определено в Федеральном законе от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Устойчивое развитие — развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Концептуальная трехмерная модель развития, которая обеспечивает одновременное развитие мировой системы по трем ключевым направлениям: экономическому, социальному и экологическому5.

Участник обращения углеродных единиц — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся исполнителем климатического проекта, и (или) владельцем углеродных единиц, и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц (согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).

Участник эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов — субъект Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент (понятие определено в Федеральном законе от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»).

Физические климатические риски (climate physical risks) — вероятность убытков, связанных с природными явлениями, возникающие вследствие изменения климата. Физические климатические риски подразделяются на экстренные риски (acute risk), связанные с внезапными событиями, и систематические риски (chronic risk), связанные с долгосрочными изменениями климатических характеристик и условий.

Финансовые продукты устойчивого развития — предлагаемые финансовыми организациями финансовые продукты, в частности, облигации (в том числе структурные облигации и облигации со структурным доходом), акции и депозитарные расписки на акции, паи паевых инвестиционных фондов, биржевых инвестиционных фондов (ETF), производные финансовые инструменты, а также оказываемые финансовыми организациями услуги на основании заключаемых с клиентами договоров (доверительного управления, страхования (кроме договоров обязательного медицинского страхования),  негосударственного пенсионного обеспечения, кредита, займа, банковского вклада, банковского счета), которые прямо или косвенно способствуют достижению целей устойчивого развития и (или) целей Парижского соглашении по климату, а также национальных целей развития Российской Федерации и(или) являются финансовыми продуктами при формировании и поддержании которых организации учитывают ESG-факторы и связанные с ними риски и возможности. Финансовые продукты устойчивого развития, связанные с предоставлением заемных средств, могут также иметь целью предоставление средств на общекорпоративные цели при условии обязательства заемщика достичь в рамках своей деятельности значимых целей стратегии климатического перехода заемщика или целевых значений ключевых показателей деятельности заемщика, связанных с достижением целей устойчивого развития.

Цели устойчивого развития — перечень целей, установленных в документе «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года.

Цепочки поставок (supply chain) — совокупность ресурсов, технологий, действий и лиц, обеспечивающих каждый этап создания и реализации товаров и услуг от поставки материалов и производства до распределения и продажи конечным потребителям.

Цепочка создания стоимости (value chain) — совокупность всех процессов организации, отражающих ее бизнес-модель и характеризующихся трансформацией входящих потоков в исходящие путем создания добавленной стоимости.

Экологические риски — вероятность убытков, связанных с последствиями деградации окружающей среды, включая чрезмерное потребление субъектами экономики природных ресурсов. К числу возможных риск-событий относятся: экологические преступления; загрязнение воздуха, воды или почвы; незаконное использование природных ресурсов; экологические катастрофы и другие.

Энергопереход — глобальное структурное изменение в энергетической системе. Первый энергопереход состоял в отказе от биотоплива (дров, древесного угля и т.п.) к углю, второй — в увеличении доли нефти, третий — в расширении доли газа, четвертый (текущий) — в переходе к возобновляемым источникам энергии (от солнца, ветра, приливов и т.п.) и другим видам устойчивой энергетики (т.е. текущие энергетические потребности удовлетворяются без ущерба для энергетических потребностей будущих поколений). Энергопереход включает в себя четыре элемента: энергоэффективность, декарбонизацию, децентрализацию и цифровизацию.

Энергетическая эффективность (энергоэффективность) — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (согласно Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

ESG‑факторы6 — факторы, связанные с окружающей средой (в том числе экологические факторы и факторы, связанные с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением.

ESG-рейтинг — широкий спектр публичных информационных продуктов и оценок в области ESG.


1 European Commission. Guidelines on reporting climate-related information. https://ec.europa.eu/info/files/190618-climate-relatedinformation-reporting-guidelines_en.
Financing for Sustainable Development Report 2021, Inter-agency Task Force on Financing for Development of United Nations, p.71.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
4 Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения».
5 Цели устойчивого развития предусмотрены в Декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года : https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf
6 В международной практике используется термин «ESG — Environmental, Social and Governance».

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 15.05.2023