Музей-заповедник "Царицыно" В.И. Баженова
Аверс
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – год выпуска "2013 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
слева вверху на зеркальном секторе диска – погрудный портрет В.И. Баженова с надписью над ним вдоль канта: "ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ", справа внизу на втором зеркальном секторе – рельефное изображение Фигурного моста западного въезда в Царицыно, на двух матовых секторах – объекты комплекса из первоначального проекта ансамбля В.И. Баженова: справа вверху – Большой кавалерский корпус, слева внизу – церковь Пресвятой Богородицы и Шестиугольный Павильон, в центре диска – цветное изображение капители ионического ордера.
Авторы
Художник: Е.В. Крамская.
Скульптор: А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 252 рифления.
Историко-тематическая справка
Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов
Серия: Архитектурные шедевры России
Музей-заповедник «Царицыно» В.И. Баженова
Каталожный номер:
Царицыно в качестве подмосковной резиденции для императрицы Екатерины II было начато строительством по проекту архитектора Василия Баженова в мае 1776 года на территории купленной у князя Кантемира усадьбы «Черная грязь». Название Царицыно возникло позднее. Резиденция задумывалась как архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из нескольких дворцов и построек различного назначения, оформленных в одном стиле. Первоначальным проектом предусматривалось возведение 17 крупных объектов и нескольких парковых павильонов. Основными объектами являлись Главный корпус (объединявший три дворца — для Екатерины II, для наследника престола Павла и для внуков императрицы Александра и Константина), Малый дворец — собственные покои императрицы, Средний дворец, или Оперный дом (предположительно как место для официальных приемов), Большой, Первый, Второй и Третий Кавалерские корпуса и Камер-юнфорский корпус, предназначавшиеся для свиты императрицы, и массивный Хлебный дом (Кухонный корпус).
Ансамблю не было суждено стать императорской резиденцией:
в 1785 году, когда строительство большинства ее объектов было завершено,
Екатерина II «изволила восприять шествие в село Царицыно», после чего
приказала снести не понравившийся ей Большой дворец и поручила Матвею
Федоровичу Казакову построить другой. Разобран был не только Большой
дворец, но и Камер-юнфорский корпус, Большой Кавалерский корпус. М.Ф.
Казаков строил новый Большой дворец в течение 10 лет. Это был
протяженный с башнями дворец-замок в неоготическом стиле, ознакомиться с
которым Екатерина II не успела. После ее смерти в 1796 году император
Павел распорядился прекратить строительные работы, и ансамбль стал
постепенно приходить в запущение. Его масштабная реконструкций ансамбля
началась в середине
Наряду с дворцами и основными корпусами выдающимися памятниками архитектуры ансамбля Царицино являются Большой (Готический) мост, перекинутый через широкий овраг, Фигурный мост, Фигурные ворота, Павильон «Миловидов», галерея с аркой.
Источники: копия оригинального проекта ансамбля Царицыно В. Баженова, информационные порталы: www.http://msk-guide.ru; www.http://museum.ru.