• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл.

Дата выпуска
01.06.2012
Каталожный номер
5111-0235
Памятники архитектуры России
Дата выпуска
01.06.2012
Каталожный номер
5111-0235
Номинал
3 рубля
Качество
пруф
Металл, проба
серебро 925/1000
Масса общая, г
33,94 (±0,31)
Содержание химически чистого металла не менее, г
31,10
Диаметр, мм
39,00 (±0,30)
Толщина, мм
3,30 (±0,35)
Тираж, шт.
5 000

Аверс

в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2012 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

в центральной части диска монеты, на зеркальном поле, обрамленном изображениями колонн со скульптурами у подножий - рельефное изображение пятиглавого собора, на матовых полосах вдоль канта - надписи, верху: "СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР", внизу: "БЕЛОЗЕРСК".

Авторы

Художник и скульптор: Л.А. Евдокимова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.

Историко-тематическая справка

Памятные монеты Банка России из недрагоценных металлов

Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов

Серия: Памятники архитектуры России

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл.

Каталожный номер: 5111-0235

Спасо-Преображенский собор построен во второй половине XVII в. (1668-1670-е гг.) на территории Белозерского кремля. Большой, несколько вросший в землю четверик венчают пять мощных луковичных глав на световых барабанах. С востока примыкает трехапсидный алтарь. Массивные стены очень скупо декорированы — пилястры членят плоскость стены на три прясла. На этом фоне выделяются перспективные порталы, явно тяготеющие к XVI в. Стены органично переходят в полуциркульные закомары. Пышно декорированы барабаны: маленькие округлые кокошники у основания, аркатурный пояс, орнаментальная кирпичная кладка — все говорит о стиле «узорочье», получившем распространение в XVII в.

Храм не дошел до наших дней в первоначальном виде. Во второй половине XVIII в. проходила перестройка собора: были растёсаны и украшены новыми наличниками оконные проемы храма, перестроена кровля основного объема и алтарных апсид, пристроен притвор. Тогда же был размещён в соборе редкий по красоте и целостности ансамбль монументально-декоративного искусства XVIII-XIX вв. В убранстве интерьера сочетается стиль барокко и классицизм. Полихромная с позолотой скульптура, обильная золочёная декоративная резьба, сияющая на цветном фоне, яркая выразительная живопись создают эффект торжественности. Проект ансамбля был выполнен в Москве, предположительно в мастерской известного архитектора Матвея Казакова. В его составе: иконостас, надпрестольная сень, настенные и настолпные обрамления икон.

Иконостас собора по своей форме восходит к триумфальной арке. Он кардинальным образом отличается от традиционных русских иконостасов, которые представляют собой сплошную преграду, отделяющую алтарь от помещения для молящихся и состоят из горизонтальных рядов икон. Поражает обилие золочёной резьбы, выполненной на высоком профессиональном уровне новгородскими резчиками. Скульптура выполнена местными мастерами.

Обычно иконостас завершается распятием. Здесь завершение уникальное — в фронтоне размещен Ковчег Завета, а выше вздымается к самому куполу скульптурная композиция на сюжет из первой главы «Откровения Иоанна Богослова»: припавший к земле Иоанн, в страхе смотрящий вверх — на «подобного Сыну Человеческому», окруженного семью горящими светильниками. К сожалению, коленопреклонённая фигура Иоанна Богослова утрачена.

Дореволюционные фотографии позволяют увидеть, каким богатым и пышным было убранство храма. У колонн, перед царскими вратами, размещались фигуры Аарона, Моисея и двух ангелов. В 1915 г. они были переданы белозерскими священнослужителями в Череповецкий музей. Царские врата были богато украшены. На них размещались три небольшие иконы в резных модульонах. Выше с помощью барельефов изображалась сцена «Благовещенья».

В 70-90-е гг. XX в. в Спасо-Преображенском соборе проводились реставрационные работы. В настоящее время памятник снова нуждается в реставрации.

Источник: официальный сайт Белозерского областного краеведческого музея: http://www.belozermus.ru/.

Страница была полезной?