• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

И-16

Дата выпуска
01.03.2012
Каталожный номер
5109-0104
История русской авиации
Дата выпуска
01.03.2012
Каталожный номер
5109-0104
Номинал
1 рубль
Качество
пруф
Металл, проба
серебро 925/1000
Масса общая, г
8,53 (±0,09)
Содержание химически чистого металла не менее, г
7,78
Диаметр, мм
25,00 (±0,20)
Толщина, мм
2,20 (±0,20)
Тираж, шт.
5 000

Аверс

в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ОДИН РУБЛЬ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2012 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

в центре диска на светлом поле - винтовой самолет-моноплан в полете с правым креном, цвет сегмента диска над ним плавно переходит от светлого в аквамариновый, под самолетом на полусегменте аквамаринового цвета, в светлом четырехугольнике - горизонтальная надпись: "И-16", внизу вдоль канта - надписи, слева: "ИСТОРИЯ", внизу и справа на аквамариновом участке поля: "РУССКОЙ АВИАЦИИ".

Авторы

Художник и скульптор: А.А. Брынза.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 200 рифлений.

Историко-тематическая справка

Памятные монеты Банка России из недрагоценных металлов

Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов

Серия: История русской авиации

И-16

Каталожный номер: 5109-0104

И-16 (ЦКБ-12) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.

Конструкция — смешанная. Фюзеляж — деревянный, монокок, выклеенный из шпона, с переменной толщиной стенок: от 4 мм в передней части до 2,5 мм в хвостовой. Каркас фюзеляжа составляли 4 лонжерона и 11 шпангоутов — рамных, из сосновых реек фанерных стенок, коробчатого сечения; стрингеры — рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета.

Кабина была первоначально закрытая, затем — открытая. Отказ от закрытой кабины частично был вынужденным: фонарь изготавливался из недостаточно качественного материала, и это ухудшало обзор летчика; частично это было вызвано претензиями летчиков, которые привыкли летать с открытой кабиной, и опасались, что в случае аварии не успеют открыть фонарь.

Первый полёт на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым (лётчик-испытатель Государственного авиационного завода № 39) — 30 декабря 1933 года.

После эксплуатационных испытаний в Крыму самолёт был продемонстрирован широкой публике на первомайском параде. В 1935 году демонстрировался на Международной авиационной выставке в Милане. 1940 год — год самого массового выпуска — около 2710 машин.

Аэродинамическая схема — низконесущий моноплан.

Шасси убирающиеся, с ручным приводом.

Дополнительное оснащение:

— подвесные баки;

— реактивные снаряды РС-82;

— авиабомбы.

Источники: Шавров В.Б. «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года» 4-ое изд., исправленное. Изд.: «Машиностроение», М., 1994, интерактивный ресурс «Википедия».

Самолет-истребитель И-16, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1934 году, был одним из самых быстроходных и маневренных истребителей своего времени. Самолет применялся в войнах в Испании, на Халхин-Голе, с белофиннами и на фронтах Великой Отечественной войны.

Страница была полезной?