• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

ЯК-3

Дата выпуска
03.02.2014
Каталожный номер
5109-0109
История русской авиации
Дата выпуска
03.02.2014
Каталожный номер
5109-0109
Номинал
1 рубль
Качество
пруф
Металл, проба
серебро 925/1000
Масса общая, г
8,53 (±0,09)
Содержание химически чистого металла не менее, г
7,78
Диаметр, мм
25,00 (±0,20)
Толщина, мм
2,20 (±0,20)
Тираж, шт.
5 000

Аверс

в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ОДИН РУБЛЬ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска "2014 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

на матовом поле аквамаринового цвета – широкая светлая полоса, образованная расходящимися линиями, на ней в центре – рельефное изображение летящего одномоторного винтового самолета с цветной надписью справа внизу: "ЯК-3", вверху вдоль канта – надпись: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ".

Авторы

Художники: А.А. Брынза.
Скульпторы: А.Н. Бессонов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 200 рифлений.

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Серия: История русской авиации

ЯК-3

Каталожный номер: 5109-0109

Як-3 — одноместный одномоторный фронтовой самолет-истребитель, один из лучших истребителей Второй мировой войны. Он был разработан в 1943 году коллективом, возглавляемым А.С. Яковлевым, на базе уже оправдавшего себе в боях истребителя Як-1М. От своего предшественника он отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 м2 вместо 17,15 м2) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Як-3 был одним из самых легких истребителей в мире первой половины 40-х годов, вес пустого самолета был всего 2105 кг, полетный вес — 2660 кг, обладал высокой маневренностью, простотой пилотирования и отличными летными характеристиками: скорость — более 650 км/ч, время набора высоты 5000 м — 4,1 мин, максимальная высота — 11800 м. Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как и на всех истребителях Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор располагался за кабиной пилота особенным образом: он был глубоко «утоплен» в фюзеляж и снабжен каналом подвода воздуха, который резко расширялся перед радиатором. Это позволило уменьшить скорость воздушного потока, обдувающего радиатор, повысить эффективность охлаждения двигателя и существенно снизить аэродинамическое сопротивление самого радиатора и его наружного обтекателя. Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов истребителя. Вооружение Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБ.

Отличные летно-технические данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом самолете, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны, способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал собирательным символом советского истребителя, предвестником Победы.

Источники: официальный сайт ОКБ им. А.С. Яковлева: http://www.yak.ru/, информационный ресурс: http://www.airwar.ru/.

Страница была полезной?