Банки
Правовые основы деятельности кредитных организаций установлены:
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 02.12.1990 №
395-1 «О банках и банковской деятельности» (Закон о банках); - Федеральным законом от 10.07.2002 №
86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; - Федеральным законом от 08.08.2001 №
129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; - Федеральным законом от 23.12.2003 №
177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»; - Федеральным законом от 26.12.1995 №
208-ФЗ «Об акционерных обществах»; - Федеральным законом от 08.02.1998 №
14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
а также нормативными актами Банка России — Инструкцией №135-И от 02.04.2010, Положением №625-П от 27.12.2017, Положением №626-П от 28.12.2017, Указанием №4662-У от 25.12.2017 .
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 №
1) универсальная лицензия на осуществление банковских операций;
2) базовая лицензия на осуществление банковских операций.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
- размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №
- 1 млрд рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
- 300 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией.
- 3 млрд 600 млн рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией, предусматривающей привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
Для государственной регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГР КО) соискатель представляет в Банк России документы в соответствии со статьей 14 Закона о банках, Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №
Для государственной регистрации банка с иностранными инвестициями и получения лицензии на осуществление банковских операций до представления документов, указанных в статье 14 Закона о банках, необходимо представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 17 Закона о банках и Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями».
В соответствии со статьей 15 Закона о банках срок рассмотрения документов, представленных для принятия Банком России решения о государственной регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом — 6 месяцев с даты предоставления всех документов.
1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.
2. Проверьте соответствие кандидатов на должность руководителей и иных лиц создаваемого банка предъявляемым квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Перечень лиц указан в статье 11.1 Закона о банках и статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 №
Квалификационные требования и требования к деловой репутации этих лиц установлены статьей 16 Закона о банках.
Для проведения проверки рекомендуем пользоваться:
- сайтами Федеральной налоговой службы, федеральных арбитражных судов РФ и Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по финансовому мониторингу;
- ГАС «Правосудие»;
- Единым федеральным реестром сведений о банкротстве;
- Единым порталом государственных услуг;
- Сервисом Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес»;
- ресурсом Рособрнадзора для проверки сведений о документе, подтверждающем наличие высшего образования.
3. Соберите документы для проведения оценки финансового положения учредителей банка и иных лиц, предусмотренных Законом о банках.
Проведение такой оценки предусмотрено Федеральным законом от 02.12.1990 №
Порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению установлены Положением Банка России от 28.12.2017 №
4. Выберите уникальное наименование для создаваемого банка.
Требования к наименованию установлены статьями 54 и 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о банках и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №
Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться КГР КО и единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).
До принятия решения о создании банка учредителям необходимо направить в Банк России запрос о возможности использования предполагаемых полного фирменного и сокращенного фирменного наименований банка (на русском языке).
5. Уплатите государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.
За предоставление лицензии на осуществление банковских операций уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 93 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размер госпошлины — 0,1% заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 тыс. рублей.
Конструктор платежных поручений
6. Подготовьте и представьте в Банк России комплект документов для государственной регистрации банка.
Комплект документов для государственной регистрации банка можно направить в Банк России через личный кабинет, а также по почте или нарочным в экспедицию Банка России.
7. Получите уведомление о внесении сведений о банке в ЕГРЮЛ и свидетельство о регистрации Банка России.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации банка направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.
На основании решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации банка уведомляет об этом его учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала банка. Также регулятор выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в ЕГРЮЛ, и свидетельство о регистрации Банка России, присваивает банку регистрационный номер Банка России и вносит сведения о нем в КГР КО.
8. Оплатите уставный капитал и получите лицензию на осуществление банковских операций.
При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала банка, Банк России в трехдневный срок выдает банку лицензию на осуществление банковских операций.
Информация о банке после его создания и выдачи ему лицензии размещается в Справочнике финансовых организаций на официальном сайте Банка России.
Сообщение о государственной регистрации банка публикуется в «Вестнике Банка России».
Банк имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.