Департамент национальной платежной системы
Национальная платежная система Российской Федерации развивается высокими темпами: постоянно расширяется перечень доступных услуг, на рынок выходят новые игроки, появляются новые сервисы и технологии. Обеспечить в этих условиях стабильность и развитие национальной платежной системы (НПС) — одна из целей Банка России, и реализация этой цели — ключевая задача Департамента национальной платежной системы.
Для ее решения департамент использует разные направления своей деятельности: устанавливает правила работы на платежном рынке Российской Федерации, осуществляет проактивный надзор и наблюдение за деятельностью субъектов НПС, постоянно совершенствует собственную платежную систему Банка России, развивая традиционные услуги (сервисы срочного и несрочного перевода ) и внедряя инновационные — такие как Система быстрых платежей и система передачи финансовых сообщений.
Создание условий для реализации и внедрения новых технологий, сервисов и услуг в платежном пространстве — не менее важная область деятельности департамента. Департамент отвечает за создание национальных инфраструктурных решений с равным доступом для всех участников, что содействует развитию конкуренции и повышению финансовой доступности. Здесь необходимо быть в постоянном контакте с рынком, находиться в едином информационном поле с коллегами из центральных банков других стран, быстро и четко реагировать на новые потребности участников рынка. Особое значение при этом уделяется развитию национального платежного инструмента — карты «Мир».
Развитие платежного рынка осуществляется не только путем регулирования, надзора и наблюдения, но и посредством предложения качественного платежного сервиса в платежной системе Банка России, которая является основным каналом расчетов в рублях между российскими банками. На создание равных условий для участников и повышение доступности финансовых услуг направлено и внедрение нового сервиса платежной системы Банка России — Системы быстрых платежей, позволяющей круглосуточно в режиме реального времени осуществлять различные переводы денежных средств по упрощенным идентификаторам.
Повышать качество платежных услуг, анализируя их доступность для населения, позволяет работа с нетиповыми обращениями. Департамент выявляет зоны развития при оказании платежных услуг участниками рынка и повышает финансовую грамотность населения. Кроме того, департамент собирает, анализирует и публикует статистику национальной платежной системы России.
Еще одно направление деятельности департамента — организация обслуживания бюджетных счетов как в Банке России, так и в коммерческих банках, а также администрирование доходов бюджета от поступлений в виде пошлин и штрафов в рамках выполнения Банком России функций мегарегулятора.