• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Банк России провел третий ежегодный замер индикаторов финансовой доступности

18 июля 2017 года
Новости
Поделиться

По итогам 2016 года в России сохраняется тенденция к уменьшению количества офисов финансовых организаций, о чем свидетельствуют данные замера индикаторов финансовой доступности, проведенного Банком России в 2017 году. При этом по результатам замера наблюдается устойчивый рост использования населением дистанционных финансовых услуг.

Статистика показывает, что количество действующих офисов кредитных организаций в 2016 году сократилось на 8,7% (в 2015 году — на 11,2%, в 2014 году — на 4,1%). Уменьшилось и количество банкоматов кредитных организаций с функцией выдачи и/или приема наличных денег с использованием платежных карт (на 2,6%), а также количество банкоматов с функцией приема наличных денег без использования платежных карт (на 5,7%). Данная тенденция является общемировой, поскольку происходит постепенное замещение контактного обслуживания дистанционным, что приводит к снижению потребности в офисах.

Так, в соответствии с результатами замеров, использование дистанционных финансовых услуг становится все более распространенным и в России. Доля взрослого населения, использующего дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств (интернет-банкинг, мобильный банкинг), значительно увеличилась (с 23,7% в 2016 году до 31,5% в 2017 году). В частности, доля взрослого населения, использующего для перевода денежных средств мобильное устройство, выросла с 20,7% в 2016 году до 29,6% в 2017 году (в 2015 году данный показатель был равен 16,8%).

На 18,9% выросло количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли (услуг), а также количество счетов, которые могут использоваться для проведения платежей, открытых физическим лицам (на 5,3%), юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (на 4,1%).

В связи с уменьшением количества точек присутствия кредитных организаций дополнительную значимость для малых городов и сельской местности, где проникновение дистанционных финансовых услуг пока не так велико, приобретает деятельность некредитных финансовых организаций, таких как кредитные кооперативы и МФО. Замер 2017 года показывает, что данный сегмент населения чаще пользуется займами в некредитных финансовых организациях (в том числе в МФО), чем население в целом по стране (6,9 и 5,7% соответственно). Кроме того, доля жителей этих типов населенных пунктов, имеющих банковские вклады, меньше (14,8%), чем в целом по России (19,6%). Также они чаще размещают средства в некредитных финансовых организациях — 2,4% в 2017 году и 1,4% в 2016 году (в целом по России эти показатели составляют 1,9% в 2017 году и 0,9% в 2016 году). Поэтому деятельность Банка России по развитию пропорционального регулирования и надзора в сегменте НФО приобретает особое значение для обеспечения финансовой доступности.

В вопросе предоставления финансовых услуг населению отдаленных и малодоступных регионов может также оказаться полезной реализация концепции пропорционального регулирования кредитных организаций. Предполагается, что банкам с базовой лицензией будет проще достигать окупаемости при работе в небольших населенных пунктах, поскольку регуляторные требования к ним будут смягчены. В свою очередь стратегия развития ПАО «Почта Банк» подразумевает создание крупнейшей сети отделений в России, позволяющей обслуживать население, которое в настоящее время недостаточно охвачено банковскими услугами из-за отсутствия или удаленности точек обслуживания.

В ходе замера индикаторов финансовой доступности также проводится замер уровня удовлетворенности населения финансовыми продуктами и услугами. По его данным, за период с мая 2016 по май 2017 года выросла доля взрослого населения, положительно оценивающего удовлетворенность кредитами (с 36,1 до 38,8%), добровольным страхованием жизни (с 13,9 до 16,7%). Эти показатели являются одними из ключевых, так как позволяют оценить общее отношение к финансовым организациям, продуктам и услугам. В связи с этим Банк России планирует проводить их оценку не на ежегодной основе, а раз в полгода (так, следующий замер планируется провести осенью 2017 года).

Стоит отметить, что, по данным замеров, последовательно снижается уровень недоверия населения к финансовым организациям. Так, доля населения, испытывающего недоверие к любым финансовым организациям, уменьшилась с 4% в 2016 году до 2,9% в 2017 году (в 2015 году данный индикатор был равен 11,9%). Банк России уверен, что уровень доверия между участниками финансового рынка является качественным показателем его стабильности.

Во втором полугодии 2017 года планируется подготовка второго периодического издания Банка России «Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации» по результатам замера 2017 года.

Фото на превью: Andrey_Popov / shutterstock
Сохранить в PDF