В отдалённых районах Приморья повышается уровень доступности финансовых услуг
Специалисты Банка России оценили результаты работы по повышению доступности финансовых услуг в отдалённых районах Приморья. В рамках специальной рабочей поездки представители мегарегулятора посетили семь удалённых населенных пунктов, где не только лично проверили качество связи и возможность пользования финансовыми услугами, но и провели просветительские мероприятия для жителей.
«Когда летом прошлого года стартовал пилотный проект по повышению доступности финансовых услуг, многие населённые пункты Приморья на тепловой карте региона были отмечены красным цветом. Чтобы снять наличные, оплатить услуги с помощью карты или перевести деньги родным, жителям этих сёл и посёлков приходилось ехать за сотни километров в соседний крупный населённый пункт. Такие поездки за финансовыми услугами могут позволить себе далеко не все», – рассказал заместитель начальника Дальневосточного главного управления Банка России Василий Прокофьев.
За год совместной работы всех участников проекта красных точек на карте стало меньше, а зелёная зона увеличилась. Операторы связи провели устойчивый интернет в отдалённые посёлки и сёла, банки установили терминалы для внесения и снятия наличных в отделениях почты и магазинах.
В ходе рабочей поездки представители Банка России встретились с главами сельских поселений, узнали мнения жителей районов об уровне доступности финансовых услуг. В населённых пунктах, где нет офисов банков и банкоматов, участники поездки заходили в почтовые отделения и магазины, чтобы проверить возможность оплаты товаров по карте и снятия наличных. Выяснилось, что практически во всех «позеленевших» населённых пунктах доступ к финансовым услугам действительно есть. А там, где нет, зачастую пока отсутствует ментальная готовность муниципальных властей, предпринимателей и населения переходить на использование новых технологий.
Но пользоваться новыми технологиями готова приморская молодёжь. По пути автопробега сотрудники Дальневосточного ГУ Банка России провели занятия по финансовой грамотности с сельскими школьниками. Ребят из старших классов в ходе деловой игры учили планировать свой бюджет, а школьников помладше знакомили с финансовыми терминами с помощью ребусов.
«Нам, сельским жителям, очень важно правильно рассчитать свой бюджет: доходы населения здесь невелики и зачастую зависят от урожая, от погодных условий – важно иметь подушку безопасности, чтобы содержать семьи и не влезать в долги. Особенно актуально научить экономии старшеклассников, которые уже в ближайшем будущем будут распоряжаться своими финансами», – отметила учитель обществознания из села Реттиховка Черниговского района Ритта Зайцева.
Село Реттиховка стало одним из наиболее показательных примеров решения проблемы недоступности финансовых услуг в крае. Год назад один из местных жителей пожаловался в Банк России на закрытие единственного банковского офиса. По его словам, после этого сельчанам пришлось совсем тяжело: негде снять наличные, чтобы купить продукты или оплатить услуги тракториста, невозможно отправить деньги детям-студентам. Силами участников пилотного проекта в Реттиховке вновь открыли офис банка, провели интернет, установили терминал с возможностью выдачи наличных на почте. На встрече с представителями Банка России местные жители говорили, что уже с удовольствием платят в магазинах с помощью карт, и потребность в наличных значительно уменьшилась.
В каждом посёлке по пути маршрута представители Банка России рассказывали местным жителям, как пользоваться финансовыми услугами грамотно, как распознать мошенников и защитить свои права, если их нарушают. Таким образом проникновение финансовой доступности вглубь дальневосточных регионов сопровождается и постепенным повышением уровня финансовой грамотности населения.
Дальневосточное главное управление Центрального банка Российской Федерации