• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Выступление заместителя Председателя Банка России Алексея Заботкина о проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы

2 сентября 2025 года
Выступление
Поделиться

Добрый день!

Сегодня мы опубликовали первый проект нашего ежегодного стратегического документа — Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года.

Цели и принципы денежно-кредитной политики не изменились

Наша политика направлена на то, чтобы инфляция в стране была низкой и стабильной. Ценовая стабильность — это необходимое условие для сбалансированного и устойчивого экономического роста.

При реализации денежно-кредитной политики мы следуем стратегии таргетирования инфляции.

Наша цель в цифрах — годовая инфляция вблизи 4%. При этом мы считаем возможным снижение — но точно не повышение — целевого уровня в будущем. Мы сохранили указание на это в документе. Когда и если такое решение будет принято, мы объявим о нем заранее. Фактическое снижение целевого уровня возможно за пределами прогнозного периода, то есть не ранее 2029 года. Подробнее нашу позицию мы отразили во врезке 1.

Основные инструменты денежно-кредитной политики — это ключевая ставка и коммуникация. От уровня ключевой ставки зависят ставки по кредитам и депозитам, темпы роста кредита и денежных агрегатов, совокупный спрос в экономике, обменный курс рубля. Все это, в свою очередь, влияет на то, в какой мере спрос со стороны населения и компаний соразмерен текущим производственным возможностям. И насколько рост спроса согласуется с расширением этих возможностей в будущем. А уже это соотношение формирует динамику цен в экономике.

Нашу коммуникацию, то есть объяснение принятых решений по ключевой ставке, а также прогноз Банка России, в том числе прогнозную траекторию ключевой ставки, граждане и бизнес, участники рынка учитывают, когда принимают решения о том, стоит им брать кредит и совершать крупные покупки и инвестиции или сейчас выгоднее, наоборот, делать сбережения. От этих решений зависит то, как быстро будет расти спрос на товары и услуги, а значит, и какая будет инфляция.

Поскольку денежно-кредитная политика влияет на инфляцию с течением времени, то при принятии решений мы опираемся на макроэкономический прогноз. Прогноз строится с помощью модельного аппарата, который мы постоянно совершенствуем.

Подчеркну, что важным принципом нашей политики остается режим плавающего валютного курса. Гибкий курс позволяет экономике быстрее подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Благодаря плавающему курсу российские экономические власти, Банк России имеют возможность проводить самостоятельную, независимую от денежных властей других стран денежно-кредитную политику. Хотя потоки капитала сейчас меньше влияют на динамику курса, чем это было до 2022 года, разница в процентных ставках между Россией и другими странами остается важным критерием привлекательности рубля как инструмента сбережений. И таким образом, разница процентных ставок по-прежнему воздействует на курс рубля. Яркое подтверждение этому — динамика курса за последний год. Курс рубля сегодня крепче, чем он был летом прошлого года, и это укрепление произошло после дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики во второй половине прошлого года.

Чтобы эффективно контролировать инфляцию, необходимо доверие людей к нашей политике, снижение их инфляционных ожиданий. Для этого мы максимально оперативно и открыто говорим о наших решениях, объясняем их. Открытая коммуникация особенно важна в период жесткой денежно-кредитной политики, чтобы предприятия и граждане формировали свои долгосрочные планы, ориентируясь на возвращение к низкой инфляции и точно понимая, каким образом процентные ставки и инфляция влияют друг на друга. Мы стремимся быть ближе к нашим аудиториям — ведем прямой диалог с бизнесом на региональных площадках, активно используем социальные сети для общения с населением. Аудитория наших аккаунтов в социальных сетях существенно выросла за последний год. Коммуникации Банка России по вопросам денежно-кредитной политики посвящено приложение 6.

Текущая ситуация

Раздел 2 Основных направлений традиционно посвящен ретроспективе событий в экономике и наших решений с середины 2024 года по сегодняшний день.

В прошлом году инфляция превышала 4% четвертый год подряд. Более того, отклонение от цели даже увеличилось. Это произошло из-за мощного импульса к расширению внутреннего спроса, который существенно опередил возможности наращивания предложения. В ответ на это во второй половине года мы существенно ужесточили денежно-кредитную политику. Результаты мы уже можем наблюдать. Темпы роста цен в этом году планомерно и существенно замедляются. Полагаем, что достигнутой жесткости денежно-кредитной политики достаточно, чтобы по итогам 2026 года годовая инфляция вернулась к цели 4%.

Прогнозные сценарии

Как и в прошлом году, в проекте представлены 4 сценария: базовый и 3 альтернативных. Их конфигурация очень близка к тому, как был структурирован набор сценариев в прошлогодних Основных направлениях. Развилки по сценариям учитывают как внешние, так и внутренние факторы.

Базовый сценарий мы уже опубликовали в июле вместе с решением по ключевой ставке. Напомню: мы ожидаем, что годовая инфляция снизится до 6,0–7,0% в этом году, вернется к 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.

Возвращение экономики на траекторию сбалансированного роста, а инфляции — к цели предполагает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики в этом сценарии. Ключевая ставка в 2025 году в среднем составит 18,8–19,6% годовых, а в 2026 году — 12,0–13,0% годовых. После стабилизации инфляции на 4% и снижения инфляционных ожиданий ключевая ставка будет находиться на нейтральном уровне в 2027 году и далее. Оценка Советом директоров Банка России нейтральной ставки для базового сценария в этом году не изменилась — 7,5–8,5%.

После сдержанных темпов 2025–2026 годов рост ВВП возвратится к долгосрочным потенциальным темпам в 2027 году и далее. Потенциальный рост определяется долгосрочными тенденциями в численности рабочей силы, производительности труда, отдаче на инвестиции в основной капитал, улучшениями в организации производственных процессов.

В этом году на сайте была опубликована отдельная исследовательская работа о методах оценки нейтральной ставки и долгосрочного темпа роста потенциального ВВП. Ссылку на нее мы добавили в приложение 7, посвященное теме нейтральной ставки.

Теперь об альтернативных сценариях. Сценарий «Дезинфляционный», как и в прошлом году, предполагает более высокую, чем в базовом сценарии, отдачу на инвестиции, осуществленные в последние годы. Результатом этого будет более быстрое расширение потенциального ВВП в 2026 и 2027 годах, чем в базовом сценарии. Более высокая траектория потенциального ВВП означает, что совокупное предложение будет способно обеспечить более высокий уровень спроса в 2026–2027 годах. Соответственно, инфляционное давление снижается быстрее, чем в базовом. Это позволяет достичь низкой инфляции при меньшей жесткости денежно-кредитной политики, чем в базовом сценарии.

Сценарий «Проинфляционный» сочетает в себе комбинацию внешних и внутренних факторов, под влиянием которых спрос сложится выше, а предложение ниже, чем в базовом сценарии. Так же как и в прошлом году, в проинфляционном сценарии предполагается расширение масштабов программ льготного кредитования и усиление мер протекционистского характера, направленных на поддержку импортозамещения. Кроме того, темп расширения производственного потенциала будет меньше, чем в базовом сценарии, из-за предполагаемого в данном случае усиления санкционного давления. Ужесточение санкций также в данном случае повлечет за собой формирование цен на российскую нефть на несколько более низких уровнях, чем в базовом сценарии. Это будет означать, что при том же уровне спроса инфляционное давление будет сильнее, чем в базовом сценарии. Соответственно, возвращение к низкой инфляции потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики. С учетом лагов ее действия годовая инфляция вернется к цели лишь в 2027 году.

Важно заметить, что устойчиво более значительный вклад льготного кредита в совокупный спрос и прирост денежных агрегатов в этом случае оставит меньше пространства для расширения рыночного кредита на всем прогнозном горизонте и за его пределами. Это выливается в более высокий уровень нейтральной ставки (8,5–9,5%) в этом проинфляционном сценарии, чем в базовом сценарии.

Сценарий «Рисковый» повторяет логику одноименного сценария из прошлогодних Основных направлений. Он предполагает усиление внешнеторговых противоречий в мировой экономике, нарастание процессов деглобализации, повышение импортных пошлин в мире больше, чем в базовом сценарии, и сильное снижение темпов роста крупнейших экономик. Для российской экономики в этом сценарии предполагается также усиление санкционного давления, так же как это было и в прошлогоднем рисковом сценарии.

Бюджетная политика будет оказывать существенную поддержку экономике в 2026–2027 годах в результате контрциклической стимулирующей политики. При этом с учетом более низкого равновесия мировых цен на сырье встанет вопрос о снижении цены отсечения в бюджетном правиле.

Ускорение инфляции потребует от Банка России повторного значительного ужесточения денежно-кредитной политики. Своевременная и соразмерная реакция позволит снизить инфляцию до 4,0–4,5% в 2028 году. Ключевая ставка вернется в нейтральный диапазон уже за пределами прогнозного горизонта.

Среди сценариев наиболее вероятный, естественно, базовый. Его вероятность, как всегда, существенно выше, чем суммарная вероятность всех альтернативных сценариев вместе взятых.

Во всех сценариях бюджетная политика остается важным фактором, который будет влиять на экономику. В этом году мы дополнили Основные направления врезкой о взаимодействии денежно-кредитной и бюджетной политики (врезка 4), где более подробно разобрали как теоретические аспекты, так и практику реализации той и другой политики с начала 2000-х годов. Мы показали, что обе политики дополняют друг друга, чтобы создать условия для реализации ключевых общественных приоритетов развития, и как именно они взаимодействуют друг с другом.

Заключение

Основные направления наглядно демонстрируют, что при самых различных сценариях денежно-кредитная политика способна вернуть инфляцию к целевому низкому уровню и защитить покупательную способность нашей национальной валюты.

Повторю: только в экономике со стабильно низкой инфляцией предприятия могут рассчитывать на умеренную стоимость долгосрочного финансирования и длинный горизонт планирования. А граждане — на сохранение покупательной способности своих доходов и сбережений. И то и другое необходимо, чтобы наша экономика устойчиво развивалась, а благосостояние людей стабильно росло.