Ожидания ярославского бизнеса по восстановлению экономики схожи с общероссийскими
Банк России на прошлой неделе организовал в Ярославле коммуникационную сессию с участием местного бизнеса и органов власти. Участники поделились своим видением динамики восстановления экономики после «антиковидных» локдаунов и закрытия границ, а также обсудили реальное положение дел в различных отраслях. О том, как влияют такие встречи на принятие регулятором решения об изменении ключевой ставки, может ли региональный бизнес повлиять на этот процесс и каковы прогнозы по уровню инфляции в интервью «Ъ-Ярославль» рассказал директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов.
— В течение двух дней вы встречались с представителями власти и предпринимателями Ярославской области. Каким-то образом такие встречи влияют на формирование ключевой ставки? Что они дают ЦБ?
— В первую очередь мы работаем с макропоказателями, опираясь на данные Росстата по экономике в целом. Нам важно понимать, в какой точке экономического цикла мы находимся. Например, инфляция ускоряется, когда ситуация «перегрета» и спрос начинает превышать предложение, и наоборот. Банк России проводит контрциклическую политику: если спрос начинает перегреваться — мы повышаем ставку, если проваливается — снижаем ее. Чтобы лучше понимать, какова реальная ситуация в различных сферах экономики, мы организуем встречи в регионах. Обсуждение экономической ситуации и рекомендаций к решению по ставке совета директоров Центробанка — это процесс, который длится целую неделю, и где мы буквально по косточкам разбираем весь массив имеющейся информации и формируем те или иные гипотезы. Эти гипотезы всегда требуют подтверждения. И встречи с бизнесом — это как раз очень хорошая возможность получить подтверждение или опровержение своей гипотезы. Кстати, на встрече с ярославским бизнесом я получил подтверждение тех наблюдений, которые уже сформированы у специалистов Банка России, наблюдения ярославцев очень хорошо «легли» на наше общее понимание текущей экономической картины. Но эти встречи преследуют и другую важную цель: повышают доверие к действиям регулятора со стороны субъектов экономики, а доверие — краеугольный камень нашей политики.
— Та информация, которую вы услышали на прошедших в Ярославле встречах, соответствует общероссийским трендам?
— Да, картина очень близка. Понятно, что структура ярославской экономики отличается от общефедеральной, есть уклон в сторону обрабатывающей промышленности. А наиболее резкие структурные изменения в кризис произошли именно в тех отраслях, которые связаны с внутренним спросом, с обрабатывающей промышленностью. Но в целом картина по Ярославлю близка к тому, что мы видим по стране. И можно сказать, что ожидания ярославского бизнеса по восстановлению экономики схожи с общероссийскими.
— Как, на ваш взгляд, восстанавливается бизнес от «ковидных» ограничений, вернулся ли на допандемийные показатели?
В долгосрочном плане есть некий тренд, который определяется потенциалом. Потенциал роста российской экономики в настоящее время оценивается в
До 2020 года мы примерно росли на потенциальном уровне, затем произошел резкий спад, когда мы отклонились от потенциала. Локдаун привел к падению доходов. В этих условиях надо было поддержать спрос, и ЦБ резко снизил ставку. Это поддержало кредитование и спрос. Дальше пошло
Центробанк опустил ключевую ставку до исторического минимума в 4,25 % годовых. В свою очередь, это простимулировало кредитование. Также на ситуацию повлияли льготные программы правительства России, например, льготная ипотека. Второй важный фактор, который стимулирует спрос — это как раз, я считаю, ключевое структурное изменение, произошедшее именно в нашей экономике: закрытие границ. Традиционно, у нас очень высока доля импорта услуг. До кризиса, например в 2019 году, примерно 2,3 трлн рублей люди тратили на поездки за границу. Это, к слову, 2,5% ВВП, и это очень много. У нас же в стране иностранные туристы расходовали гораздо меньше, порядка
На встрече с представителями местных органов власти и бизнесом в Ярославле я рассказал наше понимание истории, и представители одной машиностроительной компании, которые производят квадроциклы и прочие товары для досуга, подтвердили мои слова. Директор предприятия рассказал, что с июля прошлого года, когда локдаун закончился, резко вырос спрос.
Люди направили те деньги, которые раньше тратили за границей, на внутренние товары. Спрос вырос, и он до сих пор остается высоким, так как границы второй год находятся в «полузакрытом» состоянии.
Если посмотреть на компоненты инфляции, то в части непродовольственных товаров наиболее сильный рост показывает все, что связано с жильем — стройматериалы, мебель, инструменты. Мы наблюдаем двузначный рост цен на эти категории товаров. С чем это связано? Спрос-то может изменяться резко, а бизнесу, чтобы запустить процессы, подстроить предложение под этот спрос, нужны время, мощности, ресурсы.
Мы часто видим такие истории — с одной стороны, резкое восстановление спроса на фоне всевозможных стимулов и структурных изменений, а с другой стороны — ограниченное предложение. Это происходит по всему миру, наиболее яркий пример — рост стоимости контейнерных перевозок, который возник в силу того, что есть дисбаланс спроса и предложения. Поэтому, можно сказать, мы получили такой шок, который вызвал сейчас отклонение инфляции от цели. В этих условиях, видя, что спрос в целом немножко перегрет, Центробанк принял решение весной о возвращении ключевой ставки в нейтральный диапазон.
— Что будет с кредитами и ставками по ним? В регионе активно строится жилье, поэтому интересует, прежде всего, ипотека.
— Нам часто говорят: вы повышаете ключевую ставку — ипотека будет дороже. Не факт. Дело в том, что стоимость денег зависит от сроков кредитования. Ключевой ставкой мы регулируем стоимость «коротких денег». Мы повышаем ставку — достаточно быстро и практически параллельно с ключевой меняются ставки по кредитам и по депозитам на срок до года. В меньшей мере меняются ставки на срок до трех лет. Ставки на
Я думаю, что при такой ситуации, если бы мы не реагировали, долгосрочные ставки пошли бы вверх очень существенно, потому что рынок начал бы сомневаться в том, что мы можем удержать инфляцию. То есть могли возникнуть какие-то подозрения, это пошатнуло бы доверие и вызвало бы рост ставок, и в этом случае отреагировала бы и ипотека.
Ожидания по будущим ставкам «складываются» в кривую ОФЗ (кривая доходности гособлигаций), а уже к ней банки добавляют различные параметры рисков, которые присущи конкретному заемщику. Так работает ценообразование на рынке кредитов. Так как мы оперативно отреагировали на изменившуюся ситуацию, очень быстро диагностировали рост спроса, то в ответ на наше повышение ставки изменилась форма кривой ОФЗ (это было очень характерно после апрельского заседания, когда ставку подняли на 0,50 п.п.): короткий конец кривой доходности двинулся вверх вслед за нашим повышением ставки, а длинный конец кривой даже немного откатился вниз. С марта доходность
— Известно, что вы лично продвигаете вопросы поддержания ценовой стабильности и другие задачи денежно-кредитной политики в видеороликах, которые публикуете на YouTube. На ваш взгляд такая деятельность повышает доверие общества к действиям регулятора или вам просто нравится проводить такой ликбез?
— Для Банка России расширение коммуникаций с обществом — это стратегическое направление. Наши действия должны быть понятны. Блогерство мне кажется удачным форматом для этого. Мы действительно предпринимаем большие усилия, чтобы расширить наши коммуникации с бизнесом, обществом. Будь моя воля, я бы эти ролики записывал чаще, но работа директора департамента не позволяет заниматься блогерством активно.
— То есть вы положительно относитесь к тренду, когда далекие от понимания экономических процессов люди начали больше интересоваться темой финансов?
— Мы со своей стороны абсолютно четко понимаем, что разъяснения нашей политики — это очень важный аспект этой политики. Общество в широком смысле (экономические субъекты, бизнес, население) должны понимать цели денежно-кредитной политики и ее логику. Наши действия должны быть прозрачны и понятны. Это вырабатывает доверие. Вы начинаете доверять, когда вам на пальцах, просто, разъясняют, как что-то работает. И потом своими действиями регулярно эту логику подтверждает. Вы начинаете понимать, что 4% цель по инфляции — это не что-то эфемерное, а это действительно очень жесткая цель, к которой мы уверенно стремимся.
Чтобы у нас было больше гибкости в вопросах денежно-кредитной политики, нам необходимо, чтобы инфляционные ожидания были, выражаясь нашим языком, «заякорены» на этой цели. Сейчас ситуация такова, что у профессионалов финансовых рынков, например, фондовых аналитиков (прогнозы которых мы регулярно смотрим на различных ресурсах, а с недавнего времени — сами опрашиваем и размещаем результаты опроса на нашем сайте для всех), ожидания действительно «заякорены». Да, они прогнозируют инфляцию на этот год выше 4%, все последующие годы их ожидания лежат на нашем таргете. То есть они действительно понимают, что мы делаем, понимают, как мы реагируем на изменения экономической среды, знают, что мы именно так и поступим. Понимают, что мы не принесем инфляцию в жертву каким-то другим соображениям, у них нет оснований в этом сомневаться.
На самом деле, если посмотреть историю с 2016 по 2020 год включительно, за эти пять лет среднегодовая инфляция составила как раз 4%. И это следствие того, что Банк России, перейдя к политике таргетирования инфляции, с этого пути никуда не сворачивал все эти годы. Да, сейчас в силу пандемии произошло отклонение инфляции от цели, она составляет более 6%. Но важно понимать, что Банк России продолжает работать, и инфляция вернется к 4%. В августе-сентябре, возможно, мы увидим дезинфляционные процессы, связанные с урожаем. К концу года мы ждем инфляцию ниже текущих значений. Возвращение к цели в 4% мы прогнозируем во второй половине 2022 года. И в дальнейшем мы видим инфляцию вблизи этой цифры.
— Само население, на ваш взгляд, как-то может повлиять на инфляцию?
Давайте посмотрим на пример за рубежом. В США намного дольше нас занимаются таргетированием инфляции. Там все последние годы инфляция держалась ниже 2%. Опросы населения все предыдущие годы показывали, что инфляционные ожидания были где-то на уровне
Ксения Гавриш