• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

О задачах и функциях создаваемого в центральном аппарате Банка России Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями

9 августа 2013 года
Пресс-релиз
Поделиться

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что Совет директоров Банка России 9 августа 2013 года принял решение об образовании c 1 октября 2013 года в центральном аппарате Банка России Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями.

Вопрос специального внимания к крупнейшим финансовым институтам, ведущим деятельность как в банковском секторе, так и в других сегментах финансового рынка, на международном уровне регулярно рассматривается в рамках Совета по финансовой стабильности и группы G-20. Базельский комитет по банковскому надзору поддерживает данное направление развития регулирования, разрабатывая подходы и обобщая практику мер в отношении крупнейших банков.

Создание нового подразделения необходимо для обеспечения пропорциональности между системной значимостью отдельных кредитных организаций и характером надзорной деятельности Банка России. В настоящее время в Банке России сфера повышенного организационного внимания охватывает свыше 200 банков «второго контура» надзора, в который входят как все системно значимые кредитные организации, так и заметные по величине вкладов и активов на региональном уровне банки, отличающиеся по характеру бизнеса и специфике рисков от лидеров отрасли. Первые 20 крупнейших банков консолидируют более 70 процентов активов и обязательств банковского сектора. Именно крупнейшие банки наиболее динамично развивают коммерческое присутствие на зарубежных рынках, проводят сложные финансовые операции, что по объективным экономическим причинам недоступно для банков меньшего размера.

Необходимость создания Департамента обусловлена также изменениями в законодательстве, расширяющими возможности по осуществлению Банком России банковского надзора по направлениям, содержание которых требует концентрации организационных усилий и кадровых ресурсов именно в отношении крупнейших банков. К таким направлениям, которые в полном объеме смогут заработать к началу 2015 года, относится надзор на консолидированной основе, использование продвинутых подходов к оценке рисков с применением математического моделирования и другие предусмотренные законодательством возможности. Масштабы деятельности крупнейших кредитных организаций предполагают для целей правильного понимания профиля рисков банка проведение стресс-тестирования кредитных организаций на основе макроэкономических сценариев. Такая работа в большей степени характерна для центрального аппарата, чем для территориального учреждения Банка России.

С 1 сентября 2013 года сфера ответственности Банка России дополняется функцией надзора за некредитными организациями, работающими на финансовых рынках. Многие из них уже сейчас входят в состав банковских групп и банковских холдингов с участием кредитных организаций. По мере решения Банком России организационных и методологических вопросов надзора за некредитными организациями, роста доверия к ним, актуальным станет вопрос обеспечения организационного внимания не только к системно значимым кредитным организациям, но и к институтам иных секторов финансового рынка.

Поэтому практическая деятельность Департамента по всему кругу системно значимых кредитных организаций к началу 2015 года необходима для того, чтобы по истечении переходного периода интеграции ФСФР в Банк России развить организационно систему надзора за системно значимыми финансовыми институтами. Такой подход в полной мере отвечает целям повышения доверия ко всем сегментам финансового рынка, которые закладывались при наделении Банка России функциями мегарегулятора.

Функции Департамента определены, исходя из необходимости концентрации основной ответственности за осуществление надзора в отношении сиcтемно значимых кредитных организаций. «Второй контур» надзора, реализуемый в настоящее время Департаментом банковского надзора Банка России, сохранится, в том числе в отношении системно значимых кредитных организаций.

При организации работы Департамента постоянное надзорное внимание каждой кредитной организации будет обеспечено регулярными квартальными комплексными обзорами финансового состояния, которые будут дополняться тематическими (не реже 1 раз в полгода) обзорами «зон» рисков методами дистанционного обзора на основе получения информации от уполномоченных представителей Банка России в разрезе отдельных направлений бизнеса, «географии» концентрации рисков. Более глубокие комплексные обследования финансового состояния кредитных организаций предполагается осуществлять с учетом результатов инспекционных проверок не реже одного раза в 24 месяца. Во всех вопросах деятельности кредитных организаций предусмотрено непосредственное участие руководства Банка России, включая рассмотрение информации о финансовом состоянии и принятие решения о применении мер воздействия.

По мере разработки и принятия нормативных актов Банка России Департамент станет осуществлять функции в сфере консолидированного надзора за банковскими группами и банковскими холдингами, применять методики определения количественной величины рисков на основе продвинутых подходов, оценивать системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутренние процедуры оценки достаточности собственных средств (капитала).

В отношении системно значимых кредитных организаций, надзор за которыми осуществляет Департамент, территориальные учреждения Банка России продолжат осуществление полного объема функций, не связанных с надзорной деятельностью, а также сохранят ряд технологических полномочий, как-то: прием отчетности, взаимодействие с внутренними структурными подразделениями кредитных организаций, отдельные вопросы валютного контроля, передача информации об операциях клиентов в Росфинмониторинг. Создание Департамента не затронет осуществление Банком России расчетов по корреспондентским счетам кредитных организаций, кассового обслуживания кредитных организаций, поэтому в отношении клиентов, вкладчиков, заемщиков кредитных организаций изменений в банковском обслуживании не произойдет.

Осуществление Департаментом надзора за всеми системно значимыми кредитными организациями предполагается после 1 октября 2014 года. В период с 1 октября 2013 года по 1 октября 2014 года надзор за отдельными кредитными организациями будет передаваться в Департамент по мере наращивания им организационных возможностей. Окончательно состав системно значимых кредитных организаций, надзор за которыми предполагается осуществлять Департаментом, определится в конце 2013 — начале 2014 года на базе разрабатываемого в настоящее время нормативного акта Банка России о методике определения системно значимых кредитных организаций. Примерное количество системно значимых кредитных организаций может составить около 20. До принятия Банком России нормативного акта о методике определения системно значимых кредитных организаций надзор за отдельными кредитными организациями будет передаваться распорядительным актом Председателя Банка России на базе Перечня системно значимых кредитных организаций, утвержденного Председателем Банка России.

На этапе формирования Департамента предусмотрена работа по информационному обмену с подразделениями Службы Банка России по финансовым рынкам по получению информации о некредитных организациях, необходимой для выполнения функций банковского надзора. Перспективная задача разработки Концепции надзора за системно значимыми финансовыми организациями запланирована во второй половине 2014 года по мере практической интеграции ФСФР в систему Банка России.


При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Сохранить в PDF