• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Об основных направлениях и сроках реализации пакета реформ Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III)

29 марта 2011 года
Пресс-релиз
Поделиться

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 16 декабря 2010 года на web-сайте Базельского комитета по банковскому надзору (Комитет) в сети Интернет был опубликован пакет реформ, направленных на совершенствование регулирования деятельности банков с учетом уроков кризиса: «Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора» и «Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности»1 (Базель III). Данные документы ранее были одобрены Группой управляющих центральными банками и глав надзорных органов стран — участниц Комитета, а также поддержаны главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года.

Базель III предусматривает повышенные требования к качеству и достаточности капитала банков; введение показателя левереджа (соотношение капитала к объему активов и забалансовых обязательств, не взвешенных по рискам), специальных «буферов» капитала, позволяющих абсорбировать убытки в периоды стресса, а также двух нормативов ликвидности (показателей краткосрочной ликвидности и чистого стабильного фондирования).

В соответствии с планом поэтапного внедрения новых регулятивных подходов, опубликованным в документах Комитета «Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора» и «Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности», новые требования к регулятивному капиталу и нормативы ликвидности должны поэтапно внедряться в странах — членах Комитета в течение 2012-2018 гг. В соответствии с указанным планом предполагаются следующие направления и сроки реализации Базеля III:

1) в отношении подходов к регулятивному капиталу:

— новые требования к структуре собственных средств (капитала) (в части требований к инструментам акционерного капитала, капитала 1-го и 2-го уровней и требований о поэтапном (в течение 10 лет) списании инструментов капитала, не удовлетворяющих новым критериям) предполагается внедрять с 1 января 2013 года;

— новые требования к достаточности акционерного капитала и капитала 1-го уровня планируется внедрять поэтапно в течение 2013-2014 гг.; новые требования к достаточности акционерного капитала и совокупного капитала с учетом защитного буфера (conservation buffer) — в течение 2016-2018 гг.;

2) в отношении введения в состав обязательных требований (нормативов) показателя левереджа:

— в течение 2013-2016 гг. предусмотрен «параллельный» расчет банками показателя левереджа с существующим показателем достаточности капитала. В течение данного периода будет осуществляться наблюдение за значением показателя левереджа и его компонентов, а также за изменением показателя в сравнении с существующим показателем достаточности капитала;

— с 1 января 2015 года предполагается раскрытие банками информации по показателю левереджа;

— с 1 января 2018 года данный показатель, порядок расчета и значение которого планируется уточнить в первой половине 2017 года с учетом результатов периода «параллельного» расчета, предполагается включить в перечень обязательных;

3) в отношении введения новых нормативов ликвидности:

— начиная с 1 января 2012 года планируется представление банками отчетности по расчету показателя краткосрочной ликвидности (ПКЛ) и показателя чистого стабильного фондирования (ПЧСФ) на регулярной основе. Представление банками отчетности будет осуществляться в рамках периода мониторинга за значениями показателей ликвидности и их компонентов;

— с 1 января 2015 года (ПКЛ) и с 1 января 2018 года (ПЧСФ) новые нормативы ликвидности предполагается включить в перечень обязательных.

Российская Федерация как участник «Группы 20» и Комитета должна обеспечить своевременную и надлежащую реализацию в российском банковском секторе новых международных регулятивных требований. В этой связи Банк России информирует о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора в соответствии с указанными выше сроками поэтапного внедрения. Соответствующие положения предусмотрены проектом Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, подготовленным Правительством Российской Федерации и Банком России.

1 «Basel III: A global regulatory framework for more resilient banks and banking systems»; «Basel III: International framework for liquidity risk measurement, standards and monitoring».


При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Сохранить в PDF