№ 3624-У от 15.04.2015 Указание Банка России «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»
Банк просит дать дополнительные разъяснения в отношении требований Указания Банка России № 3624-У и Положения Банка России от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (далее - Положение Банка России № 242-П) с учетом информационного письма Банка России об исключении конфликта интересов и условий его возникновения от 08.07.2019 № ИН-03-41/58.
В соответствии с указанным письмом участие руководителя и сотрудников службы управления рисками в деятельности комитетов, принимающих решения об осуществлении операций и сделок, связанных с принятием рисков, с правом голоса (в том числе в роли Председателя комитета) не соответствует требованиям пункта 2.7 Указания Банка России № 3624-У и пункта 3.4.2 Положения Банка России № 242-П.
Пункт 2.7 Указания Банка России № 3624-У предписывает кредитной организации обеспечить распределение между структурными подразделениями функций, связанных с принятием и управлением рисками, таким образом, чтобы осуществление операций (сделок), связанных с принятием рисков, и управление рисками не являлись функциями одного подразделения, но, по мнению Банка, не накладывает ограничений на участие руководителя и сотрудников службы управления рисками в деятельности комитетов, принимающих решения о совершении операций и сделок, связанных с принятием рисков (далее - комитеты), с правом голоса.
Пункт 3.4.2 Положения Банка России № 242-П предписывает обеспечить распределение должностных обязанностей в кредитной организации таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения, и также не содержит ограничений на участие руководителя и сотрудников службы управления рисками в комитетах с правом голоса.
По мнению Банка, в случае если служба управления рисками проводит независимую от бизнес-подразделений экспертизу по вопросам осуществления операций, связанных с принятием рисков, требование Указания Банка России № 3624-У о разграничении функций соблюдается. Участие руководителя и сотрудников службы управления рисками в составе комитетов с правом голоса способствует исключению возможного конфликта интересов, поскольку обеспечивает риск-ориентированный подход к рассмотрению кредитных проектов и принятие взвешенных решений с учетом всесторонней оценки рисков.
Одновременно отмечаем, что участие руководителя и сотрудников службы управления рисками в работе комитетов с правом голоса не противоречит рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. Данный аспект поясняется в документе «Принципы корпоративного управления» («Corporate governance principles for banks», July, 2015, параграф 110 Принципа 6 «Функция управления риском», сноска 27), в котором указано, что участие руководителя службы управления рисками в кредитном комитете может благоприятно отразиться на процедуре принятия решений, а также на выполнении руководителем службы управления рисками функции по мониторингу принятых кредитных рисков. В указанном документе отмечено, что отдельными банками может использоваться подход, при котором руководителю управления рисками предоставляется только право вето. При этом прямая рекомендация применения данной практики кредитным организациям отсутствует.
Таким образом, по мнению Банка, участие руководителя и сотрудников службы управления рисками в деятельности комитетов (в том числе в роли Председателя комитета) с правом голоса не содержит конфликта интересов и не противоречит требованиям пункта 2.7 Указания Банка России № 3624-У, пункта 3.4.2 Положения Банка России № 242-П и рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.
Учитывая изложенное, просим дать дополнительные разъяснения по указанным вопросам, в т.ч. просим пояснить, каким именно нормам указанных выше документов Банка России противоречит наличие в составе комитетов руководителя и сотрудников службы управлении рисками с правом голоса.
Полагаем, что отсутствие сотрудников службы управления рисками с правом голоса в составе комитетов или непредоставление им такого права может крайне негативно отразиться на качестве принятия решений, связанных с принятием рисков, и может привести, в том числе, к ухудшению качества кредитных портфелей банков.
Ответ
от 09.09.2019 № 3624-U-2019/16
Участие сотрудника, осуществляющего управление рисками, в деятельности комитетов с правом голоса по вопросам, связанным с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок, фактически приравнивает его к лицам, принимающим решения об осуществлении операций и сделок. В этом случае в кредитной организации будут отсутствовать лица, осуществляющие независимую оценку риска, то есть, осуществляющие функции по защите кредитной организации от возможных убытков. Это противоречит пункту 2.7 Указания Банка России № 3624-У, а также подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
Участие руководителя и сотрудников СУР в деятельности комитетов, на которых принимаются решения об осуществлении кредитной организацией операций и сделок, связанных с принятием риска, по мнению ДБР, возможно в случае предоставления им права совещательного голоса (например, в части предоставления заключения о соответствии (несоответствии) рассматриваемых сделок установленным лимитам, показателям склонности к риску и т.д., которое может повлиять на волеизъявление членов комитета с правом голоса, и, как следствие, выработать и принять коллегиальным органом решение с учетом политики кредитной организации по управлению рисками и установленной склонности к риску), или права вето на совершение операций, если такое право предусматривается внутренними документами кредитной организации.
Указанный подход также соответствует положениям документа Базельского комитета банковского надзора «Принципы корпоративного управления» («Corporate governance principles for banks», July, 2015). В сноске 27 к параграфу 110 Принципа 6 «Функция управления риском» признается, что хотя участие руководителя СУР в заседаниях кредитного комитета может благоприятно отразиться на процедуре принятие решений по сделке, но при этом такое участие может привести к конфликту интересов в случае если в будущем такая сделка приведет к повышенным рискам для кредитной организации. При этом лучшей практикой данным документом признается представление руководителю службы управления рисками только права вето.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с Приложением 2 Инструкции Банка России от 17.06.2014 № 154-И «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда» к работникам кредитной организации, принимающим риски относятся руководители и иные работники подразделений (направлений деятельности), принимающие решения о существенных условиях проводимых кредитной организацией операций и иных сделок как самостоятельно, так и в составе коллегиальных органов. Система оплаты труда указанных сотрудников должна зависеть от результатов деятельности кредитной организации, в то время как система оплаты труда сотрудников, осуществляющих управление рисками, не должна зависеть от финансового результата структурных подразделений (органов), принимающих решения о совершении банковских операций и иных сделок.
На данный момент Банк проводит работу по актуализации и перераспределению полномочий между комитетами, принимающими решения на разных стадиях кредитного процесса, и определяет порядок участия представителей риск-подразделений в деятельности этих комитетов в соответствии с письмом Банка России от 08.07.2019 №ИН-03-41/58. В том числе Банк планирует объединить в единый Комитет по кредитной политике и управлению рисками (далее - Комитет) два действующих комитета: Комитет по кредитной политике и Операционно-технологический комитет.
Задачами Комитета будет определение основных направлений кредитной политики в разрезе клиентских сегментов (бизнес-линий), управление рисками кредитного процесса и осуществление контроля стоимости кредитного процесса, а также управление операционными и иными нефинансовыми рисками в рамках утвержденных Наблюдательным советом Банка Стратегией управления рисками и капиталом, включая риск-аппетит, и политик по управлению соответствующими рисками.
Основными функциями Комитета будут утверждение принципов кредитования в разрезе клиентских сегментов, утверждение методик оценки и выявления рисков, контроль эффективности применяемых мер по управлению рисками, утверждение риск-условий кредитных продуктов и процессов (общие требования к клиентам, к обеспеченности, к иным параметрам кредитных сделок в рамках продуктов, объем необходимых проверок и экспертиз профильных подразделений Банка, ограничения на принимаемые риски и т.п.) с учетом необходимости соблюдения в условиях продуктов и процессах утвержденного риск-аппетита и регуляторных нормативов деятельности Банка.
Комитет не будет принимать решений о совершении конкретных сделок, операций или об установлении лимитов риска конкретным клиентам и контрагентам Банка.
Состав комитета - это представители риск-подразделения и представили бизнеса на паритетной основе под председательством директора Дирекции рисков.
Учитывая вышеизложенное, просьба подтвердить мнение Банка, заключающееся в том, что Комитет по кредитной политике и управлению рисками не будет являться комитетом, принимающим решения об осуществлении операций и сделок, связанных с принятием риска (будет комитетом, управляющим рисками), и участие представителей риск-подразделений в его составе с правом голоса не будет нарушением требований нормативных актов Банка России.
Ответ
от 06.09.2019 № 3624-U-2019/15
Руководитель и сотрудники службы управления рисками (далее – СУР) вправе принимать участие с правом голоса в деятельности комитетов по вопросам, не связанным с одобрением отдельных операций (сделок), изменением/установлением лимитов по конкретным контрагентам, изменением условий заключенных кредитных договоров.
Исходя из информации, изложенной в обращении, полагаем, что участие с правом голоса представителей СУР в деятельности Комитета по кредитной политике и управлению рисками не противоречит требованиям нормативных актов Банка России.
В соответствии с пунктом 5.2 Указания Банка России № 3624-У Банк, размера активов которого составляет менее 500 млрд. рублей, при осуществлении стресс-тестирования вправе ограничиться анализом чувствительности по отношению к кредитному риску, процентному риску и риску концентрацию.
При этом пунктом 5.5 Указания Банка России № 3624-У установлено, что стресс-тестирование должно охватывать все значимые для кредитной организации риски и направления деятельности.
Исходя из вышеизложенного, вправе ли Банк, размер активов которого составляет менее 500 млрд. рублей, не проводить стресс-тестирование по операционному и рыночному рискам, признанным значимыми для Банка?
Ответ
от 13.12.2018 № 3624-U-2018/14
В соответствии с пунктом 5.5. Указания Банка России № 3624-У «стресс-тестирование должно охватывать все значимые для кредитной организации риски и направления деятельности. Согласно пункту 5.2 Указания Банка России № 3624-У кредитные организации, размер активов которых составляет менее 500 млрд. руб., могут ограничиться анализом чувствительности по отношению к кредитному, процентному рискам и риску концентрации, при условии, что рыночный и операционный риски не являются иными значимыми для указанной кредитной организации рисками.
1. Система ВПОДК функционирует в Банке с 01.01.2017 г. (первые редакции внутренних документов Банка, регламентирующих ВПОДК, утверждены 30.12.2016 г.). После первого года функционирования системы ВПОДК многие документы были доработаны на предмет более полного соответствия требованиям Указания Банка России № 3624-У и в начале 2018 года утверждены их новые редакции.
В Разделе 4 формы 0409111 "Информация об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) и их результатах" (далее – форма 0409111) Банку необходимо представить информацию об имеющихся на 01.01.2018 г. несоответствиях системы ВПОДК Банка требованиям Указания Банка России № 3624-У и сроках их исправления.
Просим разъяснить, какую информацию должен отразить Банк в Разделе 4 формы 0409111, а именно, нужно ли Банку указать имеющиеся на 01.01.2018 г. несоответствия (хотя на данный момент они уже исправлены), и какие в таком случае даты нужно указать в графе «сроки исполнения», фактические даты утверждения новых редакций внутренних документов в 2018 году?
2. Также Банком в течение 2017 года были приняты новые редакции отдельных внутренних документов, регламентирующих систему ВПОДК, например, в течение 2017 года было принято две новые редакции внутреннего документа «Положение о порядке управления риском потери ликвидности Банка».
Необходимо ли в перечне прилагаемых документов и, соответственно, в глоссарии и Разделе 2 формы 0409111 представлять все редакции внутреннего документа, действующие с начала и в течение 2017 года, или достаточно указать последнюю редакцию, действующую на 01.01.2018г.?
3. В соответствии с вопросом 137 подраздела 1.5 Раздела 1 формы 0409111 Банку необходимо представить отчеты, формируемые Банком в рамках ВПОДК. В составе отчетности, предоставляемой органам управления Банка в рамках ВПОДК, находятся отчеты, предоставляемые на ежегодной, ежеквартальной, ежемесячной и ежедневной основе. Банку необходимо представить все указанные отчеты за 2017 год, сформированные в рамках ВПОДК, включая ежедневные?
Ответ
от 12.12.2018 № 3624-U-2018/13
По вопросу 1.
Выявленные и устраненные Банком в 2018 году недостатки во ВПОДК следует отразить в разделе 4 приложения 2 к Указанию Банка России № 3624-У, указав в графе 3 фактические даты устранения несоответствий. Также полагаем целесообразным отразить суть внесенных изменений при заполнении графы 4 соответствующих вопросов и дополнительно дать ссылку на актуализированные документы в графе 5.
По вопросу 2.
При заполнении формы по ВПОДК необходимо прикладывать все документы, действовавшие в Банке в течение отчетного периода. В случае актуализации/обновления документов, в дополнение к основному документу необходимо приложить все изменения/дополнения.
По вопросу 3.
При заполнении графы 5 по вопросу 137 в отношении ежедневных отчетов, формируемых в рамках ВПОДК, Банк может ограничиться представлением пяти последовательных ежедневных отчетов, направляемых руководителю службы управления рисками, руководителям подразделений и членам комитетов кредитной организации, в компетенцию которых входит управление рисками.
Пунктом 6.4. раздела 6 Указания Банка России № 3624-У, определено, что кредитная организация формирует отчетность ВПОДК на регулярной основе.
Отчеты о результатах выполнения ВПОДК представляются совету директоров (наблюдательному совету) и исполнительным органам кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) ежегодно.
Отчеты о результатах стресс-тестирования представляются совету директоров (наблюдательному совету) и исполнительным органам кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) ежегодно.
Отчеты о значимых рисках, о выполнении обязательных нормативов, о размере капитала и о результатах оценки достаточности капитала кредитной организации, крупного участника банковской группы (понятие крупного участника банковской группы принимается в значении, определенном в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 Указания Банка России от 25.10.2013 № 3080-У «О формах, порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 02.12.2013 № 30513 («Вестник Банка России» от 19.12.2013 № 74), представляются:
совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) - ежеквартально:
исполнительным органам кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) - не реже одного раза в месяц.
В пункте 8.4 Раздела 8 Письма Банка России от 29.06.2011 № 96-T «О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала» определено следующее: «Важно, чтобы отчетность ВПОДК формировалась на регулярной основе. Периодичность составления и представления отчетности ВПОДК может определяться во внутренних документах кредитной организации. Отдельные формы отчетности ВПОДК могут иметь разную периодичность составления и представления. Например, развернутый отчет о результатах ВПОДК для представления органам управления кредитной организации, как и отчетность Банку России о внутренней оценке достаточности капитала, может формироваться ежегодно. Для отчетов по рискам и о соблюдении подразделениями кредитной организации установленных лимитов, используемых в целях принятия бизнес-решений, целесообразно устанавливать более частую периодичность (вплоть до ежедневной).»
Просим пояснить позицию Банка России по следующим вопросам:
1. Может ли Банк самостоятельно определить и зафиксировать во внутренних нормативных документах, разработанных в рамках ВПОДК, сроки представления отчетности органам управления:
- для отчетов, формируемых ежемесячно - в течение календарного месяца, следующего за отчетным;
- для отчетов, формируемых на ежеквартальной основе - в течение квартала, следующего за отчетным кварталом;
- для ежегодной отчетности - в течение календарного года, следующего за отчетным?
При этом при установлении сроков представления отчетности, Банк должен обеспечить регулярность, достаточность и своевременность получения информации органами управления, необходимой для адекватной оценки объема всех значимых рисков, оценки достаточности капитала для их покрытия и принятия управленческих решений.
2. Будет ли являться регулярным и своевременным, по мнению Банка России, установление следующих сроков предоставления отчетности, формируемой в рамках ВПОДК:
- для отчетов, формируемых ежемесячно - в течение 15 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем;
- для отчетов, формируемых на ежеквартальной основе - в течение 30 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом;
- для Отчета о результатах выполнения ВПОДК, формируемого на ежегодной основе - не позднее 1 апреля календарного года, следующего за отчетным;
- для Отчета о результатах стресс-тестирования, формируемого на ежегодной основе - не позднее 1 июня календарного года, следующего за отчетным?
Ответ
от 03.12.2018 № 3624-U-2018/12
Кредитная организация вправе самостоятельно установить во внутренних документах, разрабатываемых в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК), сроки представления органам управления отчетности, формируемой в рамках ВПОДК. При этом при определении указанных сроков кредитная организация должна обеспечить своевременное информирование органов управления кредитной организации об уровне принятых рисков и достаточности капитала в целях оперативного выявления нарушений ключевых показателей деятельности кредитной организации и своевременного принятия мер по их устранению.
Вместе с тем, полагаем целесообразным при установлении периодичности рассмотрения отчетов, формируемых в рамках ВПОДК, учитывать необходимую оперативность их рассмотрения различными органами управления кредитной организации, например:
для отчетов, предоставляемых совету директоров и исполнительным органам на ежегодной основе, может быть достаточным срок рассмотрения информации в течение первого квартала года, следующего за отчетным;
для отчетов, предоставляемых совету директоров, исполнительным органам на ежеквартальной основе – срок не позднее 1-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным.
При этом ежемесячные отчеты, предоставляемые исполнительным органам, должны рассматриваться более оперативно, например, в течение 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
Руководитель службы управления рисками, руководители подразделений и члены комитетов, в компетенцию которых входит управление рисками, осуществляющие оперативный контроль за деятельностью кредитной организации, должны рассматривать ежемесячные отчеты еще в более оперативном режиме, например, в течение 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
Одновременно сообщаем, что соответствующие изменения планируется внести в Указание Банка России № 3624-У.
В соответствии с требованиями п. 5.2 Приложения к Указанию Банка России № 3624-У в качестве метода оценки процентного риска кредитная организация использует гэп-анализ с применением стресс-теста на изменение уровня процентной ставки на 400 базисных пунктов. Учитывая, что текущий уровень ключевой ставки составляет 7,50% годовых, который существенно ниже уровня ключевой ставки, действовавшей в период подготовки и вступления в силу вышеуказанного нормативного акта, может ли кредитная организация в рамках соблюдения требования п. 5.2 Приложения к Указанию Банка России № 3624-У использовать метод оценки процентного риска гэп-анализ с применением стресс-теста на изменение уровня процентной ставки на 200 базисных пунктов, т.е. в соответствии с формой 0409127 «Сведения о риске процентной ставки», установленной Приложением 1 к Указанию Банка России от 24.11.2016 № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации»?
Ответ
от 28.11.2018 № 3624-U-2018/11
В соответствии с требованиями пункта 5.2 Приложения 1 к Указанию Банка России № 3624-У в рамках реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала в отношении процентного риска необходимо применять стресс-тест на изменение уровня процентной ставки на 400 базисных пунктов.
Одновременно сообщаем, что соответствующие изменения планируется внести в форму 0409127 «Сведения о риске процентной ставки», установленную Приложением 1 к Указанию Банка России от 24.11.2017 №4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
Банк, размер активов которого составляет менее 500 миллиардов рублей, просит дать разъяснения по применению Указания Банка России №3624-У.
1. Согласно п. 2.3 Указания Банка России № 3624-У Совет директоров (наблюдательный совет) утверждает порядок управления наиболее значимыми рисками и капиталом кредитной организации. Согласно п. 2.4 Указания Банка России № 3624-У единоличный и коллегиальный исполнительные органы утверждают процедуры управления рисками и капиталом.
Слова порядок и процедура - синонимы, в связи с чем Банк просит пояснить, чем должны отличаться документ определяющий порядок управления наиболее значимыми рисками и капиталом кредитной организации, утверждаемый Советом директоров (наблюдательным советом), и документ, определяющий процедуру управления рисками и капиталом, утверждаемый единоличным и коллегиальным исполнительным органом?
Вправе ли Банк, учитывая принцип пропорциональности, установленный п. 1.4 Указания Банка России № 3624-У, ограничиться одним документом по каждому значимому риску, который утвержден Советом директоров (наблюдательным советом)?
Вправе ли Банк не утверждать порядок / процедуры управления рисками, которые не отнесены к значимым, в соответствии с методикой, разработанной во исполнение требований п. 3.2 Указания Банка России № 3624-У?
Обязательно ли дублирование процедуры утверждения документов и коллегиальным, и единоличным органами управления, как установлено п. 2.4 Указания Банка России № 3624-У?
В Банке установлена процедура утверждения внутренних документов, согласно которой документы, утвержденные коллегиальным органом управления (Правление) вводятся в действие приказом единоличного органа управления (Председателя Правления). Является ли такой порядок достаточным для исполнения требований п. 2.4 Указания Банка России № 3624-У?
2. Согласно п. 3.3 Указания Банка России № 3624-У в отношении каждого из значимых рисков кредитная организация определяет методологию определения потребности в капитале. При этом, согласно п. 4.9.1 Указания Банка России № З624-У, количественные требования к капиталу как минимум должны определяться кредитной организацией по кредитному, рыночному, операционному рискам. Таким образом, учитывая требования указанных пунктов, кредитный, рыночный и операционный риски относятся к значимым рискам по умолчанию. Однако согласно п. 3.2 Указания Банка России № 3624-У кредитная организация обязана устанавливать методологию определения значимых для кредитной организации рисков, которая должна основываться на системе показателей, а также не реже одного раза в год осуществлять оценку рисков, присущих ее деятельности на предмет их значимости.
Вправе ли Банк не устанавливать методологию определения значимости в отношении кредитного, рыночного и операционного рисков и не осуществлять ежегодную оценку указанных рисков на предмет их значимости, а закрепить значимость этих рисков в Стратегии управления рисками и капиталом?
Какой орган управления должен утвердить методологию определения значимых для кредитной организации рисков? Совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или единоличный исполнительный орган?
3. Согласно абз.1 пункта 3.3. Указания Банка России № 3624-У Банк обязан определить процедуры стресс-тестирования в отношении каждого из значимых рисков. При этом, согласно п.5.2 Указания Банка России № № З624-У, кредитная организация, размер активов которой составляет менее 500 миллиардов рублей, и не использующая при оценке рисков и достаточности капитала методы, отличные от установленных нормативными актами Банка России, при осуществлении стресс-тестирования вправе ограничиться анализом чувствительности по отношению к кредитному, процентному рискам и риску концентрации.
Вправе ли Банк руководствоваться только п. 5.2 Указания Банка России № № 3624-У, не исполняя требования п. 3.3 в части определения процедуры стресс-тестирования в отношении каждого из значимых рисков?
Вправе ли Банк, соответствующий критериям, установленным в п. 5.2, не проводить анализ чувствительности к риску концентрации, если на основании методики определения значимых рисков, которая разработана в соответствии с п.3.2 Указания, риск концентрации не отнесен к значимым рискам?
4. В соответствии с требованиями п. 3.6 Указания Банка России № 3624-У служба управления рисками может состоять из нескольких подразделений, осуществляющих функции управления рисками.
Согласно п. 3.7 Указания Банка России № 3624-У руководитель службы управления рисками координирует и контролирует работу всех подразделений (работников), осуществляющих функции управления рисками.
Однако в соответствии с требованиями Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее - Положение Банка России № 242-П) в Банке создано самостоятельное подразделение - Служба внутреннего контроля (СВК) для управления регуляторным риском. Руководитель СВК подчиняется единоличному исполнительному органу в соответствии с требованиями п.4 (1)10 Положения Банка России № 242-П. Соответственно, координирует и контролирует работу СВК единоличный исполнительный орган, а не руководитель службы управления рисками.
Каким образом Банк должен обеспечить исполнение указанных выше требований Указания Банка России № 3624-У и Положения Банка России № 242-П?
5. Согласно п. 4.1. Главы 4 Приложения к Указанию Банка России № 3624-У процедуры по управлению операционным риском должны включать методы выявления и оценки принятого операционного риска в отношении различных направлений деятельности Банка, в том числе методы оценки и анализа вероятности реализации операционного риска.
В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 4.3 Главы 4 Приложения к Указанию Банка России № 3624-У кредитная организация должна:
накапливать внешнюю информацию о значительных убытках, понесенных кредитными организациями вследствие реализации операционного риска, включающую данные о суммах убытков, об объеме операций кредитных организаций в регионе, в котором были понесены убытки, о причинах и обстоятельствах их возникновения;
разработать порядок использования аналитической базы данных об убытках, понесенных вследствие реализации операционного риска, а также порядок учета внешней информации в целях оценки принятого кредитной организацией (дочерней организацией) операционного риска.
Банк просит разъяснить, правильно ли он трактует, что вышеуказанные требования главы 4 Приложения к Указанию Банка России № 3624-У распространяются на кредитные организации, применяющие продвинутые методы оценки операционного риска, поскольку метод оценки операционного риска, установленный Положением Банка России от 03.11.2009 № 346-П "О порядке расчета размера операционного риска", не предусматривает учета при оценке операционного риска оценок вероятности реализации операционного риска, оценок убытков, понесённых вследствие реализации операционного риска, а также внешней информации об убытках от реализации операционного риска, а кредитная организация, применяющая метод оценки операционного риска, установленный Положением Банка России № 346-П, вышеуказанные требования главы 4 Приложения к Указанию Банка России № 3624-У может не применять.
6. Согласно п. 2.3. Указания Банка России № 3624-У Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации утверждает стратегию управления рисками и капиталом кредитной организации, определяющую в соответствии с требованиями п. 7.2.1 Указания Банка России № 3624-У сценарии стресс-тестирования. Согласно п. 2.4 Указания Банка России № 3624-У единоличный и коллегиальный исполнительные органы кредитной организации утверждают процедуры стресс-тестирования на основе стратегии управления рисками и капиталом, в которых в соответствии с требованиями п. 5.4 Указания Банка России № 3624-У определяет перечень используемых сценариев и методологию их выбора.
Банк просит уточнить, в каком из документов должны быть определены сценарии стресс-тестирования: в стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, утверждаемой Советом директоров (наблюдательным советом), или в процедурах стресс-тестирования, которые утверждаются единоличным и коллегиальным исполнительным органами кредитной организации? Если они должны быть отражены в обоих из указанных документов, то просим конкретизировать что конкретно в части утверждения сценариев стресс-тестирования должен утверждать каждый из документов.
Ответ
от 29.01.2016 № 3624-U-2016/10
По вопросу 1. Подпунктом 7.2.1. Указания Банка России №3624-У устанавливается состав информации, включаемой в стратегию управления рисками и капиталом кредитной организации, к числу которой, в том числе, относится и порядок управления рисками, в частности, распределение функций, связанных с управлением рисками и капиталом, между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и работниками кредитной организации, перечень подразделений, осуществляющих функции управления рисками и принятия рисков, применяемые методы оценки, ограничения и снижения рисков.
В соответствии с подпунктом 7.2.2 Указания Банка России №3624-У процедуры управления отдельными видами рисков и капиталом включают, в том числе, описание процессов управления рисками, детальную методологию выявления значимых рисков, оценки и контроля рисков, методы агрегирования рисков и оценки достаточности капитала.
Согласно пункту 1.2 Указания Банка России №3624-У система управления рисками кредитной организации должна позволять выявлять и оценивать риски, которые в сочетании с наиболее значимыми рисками могут привести к существенным потерям, и осуществлять контроль за их объемами, а также выявлять потенциальные риски и оценивать достаточность капитала для покрытия значимых и потенциальных рисков. В связи с изложенным в кредитной организации должны быть разработаны процедуры управления рисками, не отнесенными к значимым.
Департамент не имеет возражений против установленной в Банке процедуры утверждения внутренних документов, предусматривающей введение в действие документов, утвержденных коллегиальным исполнительным органом, приказом единоличного исполнительного органа.
По вопросу 2. В соответствии с пунктом 3.2 кредитная организация должна разработать методологию определения значимых рисков, применяемую в отношении всех рисков, присущих ее деятельности. Банк вправе закрепить кредитный, рыночный и операционный риски в качестве значимых в стратегии управления рисками и капиталом. При этом в отношении данных рисков должны соблюдаться требования пунктов 3.3 – 3.5 Указания Банка России №3624-У.
В соответствии с подпунктом 7.2.2 методология выявления значимых рисков является частью процедур управления рисками, которая, на основании пункта 2.4, утверждается единоличным и коллегиальным исполнительными органами.
По вопросу 3. Пунктом 3.3 установлено, что кредитная организация определяет процедуры стресс-тестирования в соответствии с требованиями главы 5 Указания Банка России №3624-У. Пунктом 5.2 устанавливается, что кредитные организации, размер активов которых составляет менее 500 млрд. руб., могут ограничиться анализом чувствительности по отношению к кредитному, процентному рискам и риску концентрации. При этом требование о проведении анализа чувствительности по отношению к риску концентрации является обязательным. Отмечаем, что согласно пункту 7.1 Главы 7 приложения к Указанию Банка России № 3624-У кредитная организация может учитывать проявление риска концентрации в рамках процедур управления значимыми рисками. В случае если кредитная организация учитывает факторы риска концентрации при стресс-тестировании иных значимых для нее рисков, она вправе не проводить отдельного стресс-тестирования риска концентрации.
По вопросу 4. Требование о координации руководителем службы управления рисками работы всех подразделений, осуществляющих функции управления рисками, установленное пунктом 3.7 Указания Банка России № 3624-У, не распространяется на регуляторный риск, управление которым осуществляется службой внутреннего контроля в соответствии с разделом 4 (1) Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Указание Банка России № 3624-У не содержит требования о подчиненности руководителя службы внутреннего контроля руководителю службы управления рисками.
По вопросу 5. Требования, предусмотренные абзацами третьим и четвертым пункта 4.3 приложения к Указанию Банка России № 3624-У, распространяются на кредитные организации, использующие методы оценки операционного риска, отличные от порядка, установленного Положением Банка России от 03.11.2009 № 346-П «О порядке расчета размера операционного риска» (далее – Положение Банка России № 346-П). В соответствии с подпунктом 3.2.3 приложения 2 к Указанию Банка России от 07.12.2015 № 3883-У «О порядке проведения Банком России оценки качества систем управления рисками и капиталом, достаточности капитала кредитной организации и банковской группы» выполнение данных требований Указания Банка России № 3624-У будет оцениваться по кредитным организациям, использующим методы оценки операционного риска, отличные от порядка, установленного Положением Банка России № 346-П.
По вопросу 6. Стратегия управления рисками и капиталом, утверждаемая советом директоров, должна содержать перечень сценариев стресс-тестирования и их основные параметры. Процедуры стресс-тестирования, которые утверждаются единоличным и коллегиальным исполнительными органами, должны включать детальное описание методологии используемых кредитной организацией сценариев стресс-тестирования.
В соответствии с разъяснениями Департамента банковского регулирования работник, осуществляющий управление рисками, может участвовать в работе коллегиального исполнительного органа, но не вправе участвовать в совершении банковских операций и других сделок.
В этой связи просим разъяснить, следует ли рассматривать участие сотрудника, осуществляющего управление рисками, в принятии решений, связанных с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок (голосование), как их совершение.
Ответ
от 28.01.2016 № 3624-U-2016/9
Участие сотрудника, осуществляющего управление рисками, в принятии решений, связанных с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок, следует рассматривать, как участие в их совершении, что противоречит требованиям пункта 2.7 Указания Банка России №3624-У.
Таким образом, в случае, если руководитель службы управления рисками является членом кредитного комитета, он не должен принимать участие в одобрении сделки, но может обладать правом совещательного голоса или наложить вето на совершение сделки. Указанный подход соответствует положениям документа Базельского комитета банковского надзора «Принципы корпоративного управления» (“Corporate governance principles for banks”, July, 2015, параграф 110 Принципа 6 «Функция управления риском»).
Отдельные пункты Указания (п. 1 главы 1.1, п. 3.4 главы 3 приложения к Указанию) допускают выполнение службой внутреннего аудита кредитной организации функции по оценке качества моделей количественной оценки рисков (валидации моделей).
В соответствии с лучшими международными практиками, а также требованиями Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», в целях соблюдения принципов независимости и объективности служба внутреннего аудита не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам.
По мнению Банка, служба внутреннего аудита как независимое подразделение, находящееся на «третьей линии защиты» кредитной организации, осуществляет оценку эффективности валидации моделей количественной оценки рисков, проведенной подразделением «второй линии защиты».
Аналогичный подход закреплен в Положении Банка России от 06.08.2015 № 483-П«О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов» в части осуществления службой внутреннего аудита проверки эффективности проводимой внутренней валидации рейтинговых систем.
Банк просит предоставить позицию Банка России в отношении допустимости проведения службой внутреннего аудита кредитной организации внутренней валидации моделей количественной оценки рисков.
В случае принятия решения об отнесении функции осуществления внутренней валидации моделей количественной оценки рисков к компетенции службы внутреннего аудита, Банк просит описать механизм взаимодействия внутри службы, позволяющий обеспечить соблюдение принципов независимости и объективности при проведении проверки эффективности осуществления валидации моделей количественной оценки риска.
Ответ
от 25.01.2016 № 3624-U-2016/8
Пунктом 1.1 Главы 1 приложения к Указанию Банка России № 3624-У предусмотрена возможность осуществления валидации моделей количественной оценки рисков не только службой внутреннего аудита, но и иным подразделением кредитной организации, независимым от подразделений, осуществляющих функции, связанные с принятием риска и разработкой методов оценки риска, в том числе моделей количественной оценки риска.
Одновременно сообщаем, что Банком России планируется внесение изменений в Указание Банка России № 3624-У, уточняющих, что служба внутреннего аудита кредитной организации проверяет эффективность валидации моделей количественной оценки рисков, но не участвует в проведении самой валидации.
Согласно п. 3.6 Указания Банка России № 3624-У служба управления рисками может состоять из нескольких подразделений, осуществляющих функции управления рисками; в этом случае должно быть установлено распределение обязанностей между данными структурными подразделениями. Следовательно, Указание допускает отсутствие организационной обособленности службы управления рисками (как отдельного подразделения кредитной организации) в тех случаях, когда в управление рисками вовлечены несколько подразделений, имеющих разный уровень подчиненности. Банк полагает возможным назначить в качестве руководителя службы управления рисками любого из начальников соответствующих подразделений (в том числе назначение в порядке внутреннего совместительства или совмещения должностей) при соблюдении всех условий, предусмотренных Указанием, включая его непосредственное подчинение единоличному исполнительному органу или его заместителю, соответствие квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации и т.п. При этом начальники иных структурных подразделений, вовлеченных в управление рисками, по мнению Банка, могут иметь двойное подчинение: по вопросам, отнесенным Указанием к компетенции службы управления рисками, они подчиняются руководителю службы управления рисками; по остальным вопросам они сохраняют подчинение своему непосредственному руководителю согласно утвержденному в кредитной организации штатному расписанию. Такое двойное подчинение, по мнению Банка, будет полностью соответствовать требованиям Указания при условии, что кредитная организация при распределении обязанностей по управлению рисками между структурными подразделениями обеспечит четкий контроль и координацию со стороны руководителя службы управления рисками за работой сотрудников данных подразделений (в части управления рисками) и отсутствие у них конфликта интересов.
Банк планирует в качестве службы управления рисками рассматривать следующие существующие структурные подразделения, осуществляющие функции управления рисками и не участвующие в совершении операций и сделок;
· Аналитический отдел и Отдел кредитного и залогового администрирования (в составе Кредитного департамента), которые отвечают за исполнение порядка предоставления ссуд и координацию принятия решений об их выдаче, включая оценку резервов на возможные потери по ссудам и приравненной к ссудной задолженности;
· Отдел общебанковских рисков (в составе Финансового департамента), который осуществляет оценку и контроль рыночного, операционного рисков, риска ликвидности;
· Отдел российского учета и отчетности (в составе Финансового департамента), который осуществляет оценку и контроль принимаемых рисков по обязательным нормативам и открытой валютной позиции.
Банк просит подтвердить правильность понимания положений пунктов 3.6 и 3.7 Указания Банка России № 3624-У и возможность совмещения одним сотрудником кредитной организации должности главного бухгалтера и должности руководителя службы управления рисками при соблюдении всех требований, предусмотренных в отношении указанных должностей законодательством РФ и нормативными актами Банка России.
Ответ
от 19.01.2016 № 3624-U-2016/7
В соответствии с пунктом 2.7 Указания Банка России № 3624-У в кредитной организации должно быть обеспечено распределение функций между структурными подразделениями таким образом, чтобы в одном структурном подразделении не совмещались функции, связанные с управлением рисками и принятием рисков. Исходя из информации, содержащейся в обращении, в Кредитном департаменте Банка совмещены функции по управлению кредитным риском с функцией принятия риска. Также полагаем, что отдел учета и отчетности, формирующий отчеты о выполнении обязательных нормативов, не может рассматриваться в качестве подразделения, осуществляющего контроль за рисками.
Подразделения, входящие в состав службы управления рисками, должны, в соответствии с пунктом 3.6 Указания Банка России № 3624-У, подчиняться руководителю службы управления рисками. На руководителя службы управления рисками также распространяются требования пункта 2.7, в связи с чем он не может совмещать функции по управлению рисками и участвовать в принятии рисков, поскольку такое совмещение может привести к возникновению конфликта интересов и противоречит требованиям подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Выполнение подразделениями, входящими в состав службы управления рисками, функций, не связанных с управлением рисками, а также их двойное подчинение Указанием Банка России № 3624-У не предусматривается.
Функции главного бухгалтера определены пунктом 1.4 Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» и не включают в себя осуществление контроля за рисками. Совмещение функций главного бухгалтера и руководителя службы управления рисками может привести к возникновению конфликта интересов, а также не соответствует подходам, принятым в международной практике. Документом Базельского комитета банковского надзора «Принципы корпоративного управления в банках» (“Corporate governance principles for banks”, July, 2015, параграф 110 Принципа 6 «Функция управления риском») предусматривается, что в целях предотвращения конфликта интересов на руководителя риск – менеджмента не следует возлагать двойную ответственность, то есть он не должен выполнять иные управленческие функции.
В соответствии с пунктом 1.6. Указания Банка России № 3624-У кредитная организация, входящая в банковскую группу, головная кредитная организация которой зарегистрирована на территории иностранного государства, разрабатывает и выполняет ВПОДК на основе подходов, установленных ВПОДК группы. В связи с этим полагаем целесообразным предложить Банку изучить подходы к организации управления рисками во ВПОДК группы.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что применяемые Банком подходы к организации службы управления рисками не соответствуют требованиям Указания Банка России № 3624-У.
Функции временно исполняющего обязанности начальника Службы управления рисками были возложены на начальника Департамента кредитных рисков. В настоящее время Банк намерен назначить постоянно исполняющего функции руководителя службы управления рисками, возложив соответствующие функции на одного из заместителей Председателя Правления Банка, имеющего необходимый опыт и квалификацию.
Согласно п. 3.6 Указания Банка России № 3624-У в кредитной организации должен быть назначен руководитель службы управления рисками, который должен находиться в непосредственном подчинении единоличного исполнительного органа кредитной организации либо его заместителя, являющегося членом коллегиального исполнительного органа, в подчинение которого не входят подразделения, связанные с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок.
Может ли заместитель Председателя Правления, курирующий направления, которые не совершают банковские операции и другие сделки (операционное управление, управление по обслуживанию клиентов, отдел сопровождения кредитных и документарных операций, отдел сопровождения операций на финансовых рынках), однако помогают бизнес подразделениям технологически, организационно и операционно оформлять сделки, выступать в роли руководителя службы управления рисками?
Относятся ли к заместителю Председателя Правления законодательные ограничения о том, что в его подчинении не должны находиться «подразделения связанные с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок», если такой заместитель Председателя Правления непосредственно является руководителем службы управления рисками, а не курирует работу руководителя службы управления рисками.
Ответ
от 30.12.2015 № 3624-U-2015/6
В соответствии с пунктом 2.7 Указания Банка России № 3624-У в кредитной организации должно быть обеспечено распределение функций между структурными подразделениями таким образом, чтобы в одном структурном подразделении не совмещались функции, связанные с управлением рисками и принятием рисков, в связи с чем подразделения службы управления рисками не должны осуществлять функции, связанные с принятием рисков. Данное требование также распространяется на руководителя службы управления рисками, поскольку совмещение им данных функций может привести к возникновению конфликта интересов и противоречит требованиям подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». В связи с изложенным, заместитель единоличного исполнительного органа при назначении его на должность руководителя службы управления рисками не должен совмещать функции принятия рисков и управления рисками.
Указание Банка России № 3624-У не содержит ограничения в части назначения на должность руководителя службы управления рисками заместителя единоличного исполнительного органа, курирующего подразделения, осуществляющего оформление сделок. Вместе с тем, документом Базельского комитета банковского надзора «Принципы совершенствования корпоративного управления» (“Principles for enhancing corporate governance”, October, 2010, параграфы 71 – 74), предусматривается, что в целях предотвращения конфликта интересов на руководителя риск – менеджмента не следует возлагать двойную ответственность, то есть он не должен выполнять иные управленческие функции, например, возглавлять операционные и бизнес-подразделения.
Банк обращается с просьбой разъяснить статью 4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон) и Указание Банка России № 3624-У в части использования термина «банковская группа».
Банковской группой в целях Закона признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации.
В соответствии с Законом кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом.
При этом пунктом 1.6. Указания Банка России № 3624-У предусмотрено что, кредитная организация, входящая в банковскую группу, головная кредитная организация которой зарегистрирована на территории иностранного государства, разрабатывает и выполняет ВПОДК на основе подходов, установленных ВПОДК группы, с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе Указания Банка России № 3624-У.
Правильно ли Банком сделаны следующие выводы:
Банковская группа в терминах Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не образуется, если кредитная организация находится под контролем иностранного банка?
Однако кредитная организация, находящаяся под контролем иностранного банка (кредитной организации, зарегистрированной на территории иностранного государства) и, в соответствии с законодательством иностранного государства, входящая в банковскую группу, должна соблюдать подходы, установленные ВПОДК группы с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе Указания Банка России № 3624-У, включая предоставление отчетов о значимых рисках иностранному банку, являющемуся головной организацией банковской группы.
Ответ
от 16.12.2015 № 3624-U-2015/5
Банк зарегистрирован на территории Российской Федерации и является головной кредитной организацией банковской группы, о чем свидетельствуют данные формы отчетности 0409801 «Отчет о составе участников банковской группы», представляемой банком в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». В связи с изложенным Банк обязан соблюдать требования, установленные Указанием Банка России № 3624-У в отношении головной кредитной организации банковской группы и разработать ВПОДК по возглавляемой им банковской субгруппе, поскольку Банк одновременно является участником банковской группы, головная кредитная организация которой зарегистрирована на территории иностранного государства. В соответствии с пунктом 1.6 Указания Банка России № 3624-У ВПОДК субгруппы должны разрабатываться на основе подходов, установленных во ВПОДК группы, с учетом требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
1. Касательно определения операционного риска.
В п. 4.1. Главы 4 «Операционный риск» Приложения к Указанию Банка России № 3624-У указано следующее:
Процедуры по управлению риском возникновения убытков в результате ненадежности внутренних процедур управления кредитной организации, недобросовестности работников, отказа информационных систем либо вследствие влияния па деятельность кредитной организации (дочерней организации) внешних событий (далее - операционный риск) должны включать методы выявления и оценки принятого операционного риска в отношении различных направлений деятельности кредитной организации (дочерних организаций), в том числе методы оценки и анализа вероятности реализации операционного риска.
Данное определение существенно отличается от определения операционного риска, приведенного в письмах Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» и от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях», а именно:
Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Банк просит дать разъяснения:
какое определение операционного риска следует рассматривать в качестве основного;
планируется ли Банком России внесение изменений в письма Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» и от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» в части корректировки определения операционного риска.
2. Касательно необходимости накапливать внешнюю информацию об объеме операций кредитных организаций в регионе, в котором понесены убытки.
В п. 4.3. Главы 4 «Операционный риск» Приложения к Указанию Банка России № 3624-У указано следующее:
Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) должна накапливать внешнюю информацию о значительных убытках, понесенных кредитными организациями вследствие реализации операционного риска, включающую данные о суммах убытков, об объеме операций кредитных организаций в регионе, в котором были понесены убытки, о причинах и обстоятельствах их возникновения.
В настоящее время Банк осуществляет мониторинг внешней информации в открытых источниках СМИ о значительных убытках, понесенных кредитными организациями вследствие реализации операционного риска. При этом в большинстве случаев информация, размещенная в открытых источниках СМИ, не содержит данных ни касательно региона, в котором реализовался операционный риск, ни наименования операции.
Банк просит дать разъяснения:
из каких источников, по мнению Банка России, кредитная организация может получать информацию об объеме операций кредитных организаций в регионе, в котором были понесены убытки;
планируется ли Банком России аккумулирование и размещение на сайте Банка России подобной информации в открытом доступе;
следует ли Банку фиксировать внешнюю информацию о значительных убытках, понесенных кредитными организациями, в случае, если не будут известны одновременно все сведения по данному случаю (наименование организации, регион, сумма убытка, причина, объем операций в регионе) и/или отсутствия данных хотя бы по одному из перечисленных выше атрибутов.
Ответ
от 26.10.2015 № 3624-U-2015/4
По вопросу 1. В процессе разработки и реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала кредитным организациям следует руководствоваться определениями рисков, содержащимися в Указании Банка России № 3624-У, которое является нормативным актом Банка России и обязательно к исполнению.
Письма Банка России применяются в части, не противоречащей нормативным актам, внесение в них изменений не предполагается.
По вопросу 2. Требование пункта 4.3 главы 4 приложения к Указанию Банка России № 3624-У в части накопления внешней информации о значительных убытках, понесенных кредитными организациями вследствие реализации операционного риска, относится к кредитным организациям, использующим или планирующим в будущем использовать продвинутые подходы к оценке операционного риска для целей оценки достаточности капитала, применяемые в международной практике, например, Advanced Measurement Approach (АМА). В соответствии с данным подходом кредитной организации следует использовать как внутренние, так и внешние данные о потерях, когда внутренних данных недостаточно для разработки эффективных моделей оценки операционного риска. Помимо оценки достаточности капитала, кредитная организация может использовать внешние данные о случаях реализации операционного риска в банковской отрасли для цели стресс-тестирования и оценки качества собственных систем внутреннего контроля и защиты от реализации операционного риска.
Кредитная организация самостоятельно определяет инструменты и правила сбора, обработки и хранения внешней информации о потерях, возможные и допустимые источники формирования баз данных с учетом оценки качества хранящейся в них информации (надежности, точности, корректности, актуальности и т.п.). Департамент не планирует аккумулировать и размещать на официальном сайте Банка России в сети Интернет подобную информацию. Представляется, что вопрос сбора внешней информации о потерях, понесенных вследствие реализации операционного риска, может решаться путем взаимодействия банковского сообщества (в том числе через банковские ассоциации) с организациями, специализирующимися в этой области. Такое предложение неоднократно высказывалось на открытых встречах с банковским сообществом представителями Департамента банковского регулирования Банка России.
Раздел 2 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее - Положение Банка России № 242-П) определяет систему органов внутреннего контроля. Пункт 2.2. указанного раздела устанавливает, что внутренний контроль должны осуществлять, в том числе, иные структурные подразделения и (или) ответственные сотрудники кредитной организации.
Одним из направлений системы внутреннего контроля кредитной организации в соответствии с пунктом 3.1. Положения Банка России № 242-П является контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков.
Одновременно, пункт 1.1. Указания Банка России № 3624-У устанавливает, что кредитная организация создает систему управления рисками и капиталом, основная функция которой - управление всеми видами рисков, присущих деятельности кредитной организации.
Принимая во внимание изложенное, просим дать разъяснения, правильно ли Небанковская кредитная организация понимает следующее:
1. Система внутреннего контроля и система управления рисками строятся по принципу независимости друг от друга, т.е. система внутреннего контроля не может включать в себя систему управления рисками.
2. Система управления рисками обеспечивает выявление, оценку, агрегирование, мониторинг и контроль всех видов рисков, присущих деятельности кредитной организации. Система внутреннего контроля осуществляет контроль за функционированием системы управления рисками и оценку банковских рисков.
Ответ
от 13.10.2015 № 3624-U-2015/3
Из Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" и Указания Банка России № 3624-У следует, что в рамках системы управления рисками и капиталом осуществляется управление банковскими рисками, включая выявление, оценку, агрегирование наиболее значимых рисков, иных видов рисков, которые в сочетании с наиболее значимыми могут привести к потерям, существенно влияющим на оценку достаточности капитала, и контроль за объемом этих рисков, а в рамках системы внутреннего контроля на постоянной основе осуществляется контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков.
При этом такая оценка в рамках системы внутреннего контроля не является элементом управления рисками, а указывает на необходимость учитывать принимаемые кредитной организацией риски при осуществлении внутреннего контроля, то есть подразумевает применение риск-ориентированного подхода к внутреннему контролю.
Главой 6 Указания Банка России № 3624-У установлены требования к отчетности кредитной организации (банковской группы), формируемой в рамках ВПОДК. Не будет ли противоречить требованиям Банка России использование данных об уровне риска и капитале, подготовленных в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (далее -МСФО) и стандартами Базель II /III для формирования отчетности по ВПОДК согласно Указанию Банка России № 3624-У?
В российских банках, являющихся частью европейских банковских групп, при принятии управленческих решений, планировании капитала и управлении рисками материнские организации используют данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, поскольку она обеспечивает единообразие и сопоставимость информации среди различных организаций, входящих в банковскую группу. Для акционеров и органов управления кредитной организации (банковской группы) отчетность МСФО служит единой, унифицированной и общепринятой на международном уровне основой для оценки финансового положения и устойчивости кредитной организации (банковской группы).
Данные, сформированные в соответствии с МСФО, на постоянной основе применяются в Группе для планирования и управления рисками и капиталом в рамках применения Компонента 2 Базеля II по ICAAP (Internal Capital Adequacy Assessment Process). Таким образом, требование Указания о том, что ВПОДК должны быть интегрированы в систему стратегического планирования, выполняется в Банком на основании данных МСФО. В случае если для ВПОДК потребуется использовать данные по Российским Стандартам Бухгалтерского Учета (далее -РСБУ), это приведет к созданию в рамках ВПОДК дублирующей системы отчетности, которая будет лишена практической целесообразности.
Как следует из Указания, ВПОДК подразумевает проведение экономической оценки, которая может отличаться от регуляторной. Следовательно, цель отчетности по ВПОДК – отражение экономической сути. А значит придавать преобладающее значение форме (правилам бухгалтерского учета) в рамках ВПОДК было бы не вполне верно.
Сравнение отчетности Банка по МСФО и РСБУ позволяет сделать вывод о том, что расхождения в данных по двум стандартам отчетности несущественны. В условиях наблюдаемой в последнее время тенденции к гармонизации и унификации стандартов бухгалтерского учета по РСБУ и МСФО представляется вероятным, что в перспективе риск возникновения существенных различий в данных об активах по РСБУ и МСФО будет снижаться.
В случае если в рамках ВПОДК будет являться обязательным использование данных РСБУ, это может быть сопряжено с определенными сложностями, так как техническое внедрение информационных систем для реализации отчетности ВПОДК по РСБУ предполагает разработку масштабного технологического решения. Такое решение потребует со стороны банков (банковских групп) как значительных денежных расходов, что является нежелательным в текущих экономических условиях, так и существенных временных затрат, что, в свою очередь, может затруднить своевременное выполнение банками требований, описанных в Указании.
Банк просит позволить ему формировать отчетность по ВПОДК согласно Указанию Банка России № 3624-У на основании данных МСФО.
Ответ
от 26.08.2015 № 3624-U-2015/2
Департамент банковского регулирования не имеет возражений против использования данных, сформированных на основе МСФО - отчетности, в целях разработки ВПОДК. Одновременно отмечаем, что в соответствии с Указанием Банка России № 3624-У ВПОДК должны позволять на ежедневной основе соблюдать установленные Банком России значения обязательных нормативов и размеров открытой валютной позиции. Соблюдение кредитными организациями указанного требования будет учитываться Банком России в ходе оценки качества и результатов ВПОДК.
В соответствии с требованиями статьи 11.1-1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в том числе относятся вопросы:
- утверждение стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по кредитной организации, так и по отдельным направлениям ее деятельности, а также утверждение порядка управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками и контроль за реализацией указанного порядка;
- утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков (в случае, предусмотренном статьей 72.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов стресс – тестирования.
Будет ли являться правомерным утверждение единоличным или коллегиальным исполнительными органами кредитной организации внутренних документов, регламентирующих:
- порядок управления регуляторным риском (принимая во внимание требования пункта 4.13 Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»);
- политику управления рисками;
- порядок оценки банковских рисков?
Ответ
от 09.07.2015 № 3624-U-2015/1
Указанием Банка России № 3624-У определена компетенция совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации в части разработки, утверждения и реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала (далее – ВПОДК).
В соответствии с пунктом 2.3 Указания Банка России № 3624-У совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации утверждает стратегию управления рисками и капиталом, а также порядок управления значимыми рисками и капиталом.
Пунктом 7.2.1. Указания Банка России № 3624-У устанавливается состав информации, включаемой в стратегию управления рисками и капиталом кредитной организации, к числу которой, в том числе, относится и порядок управления рисками, в частности, распределение функций, связанных с управлением рисками и капиталом, между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и работниками кредитной организации, перечень подразделений, осуществляющих функции управления рисками и принятия рисков, применяемые методы оценки, ограничения и снижения рисков.
В соответствии с пунктом 2.4 Указания Банка России № 3624-У единоличный и коллегиальный исполнительные органы кредитной организации утверждают процедуры управления рисками и капиталом, включающие описание процессов управления рисками, детальную методологию выявления значимых рисков, оценки и контроля рисков, агрегирования рисков, а также процедуры стресс - тестирования.
Вышеуказанное в том числе касается и регуляторного риска.
Структура баланса кредитной организации такова, что при стресс-тестировании объем отдельных видов принимаемых рисков сокращается (например, при росте курса валют валютный риск снижается). Как в этом случае при стресс-тестировании учесть этот факт при заполнении таблиц подразделов 2.5 и 2.6 формы 0409111? Игнорировать знак “-“ и в таблице подраздела 2.5 в графах 4,6,8 увеличивать риск?
Ответ
Одной из задач стресс-тестирования является определение потребности КО в капитале для покрытия рисков с учетом моделирования факторов и событий, которые могут оказать негативное влияние на уровень принятых рисков.
Требованиями Указания
С технической точки зрения при необходимости ввода отрицательных данных КО следует заполнить графу с нулевыми значениями и привести соответствующие пояснения в комментариях к отчету / таблице.
Как избежать задвоения риска концентрации с иными значимыми рисками при расчете совокупного объема капитала? Можно ли вычесть из необходимого капитала по значимому риску необходимый капитал по риску концентрации, если методики расчета различаются?
Если проявление риска концентрации учитывается кредитной организацией в рамках процедур управления значимыми рисками, как при заполнении таблиц в подразделах 2.5 и 2.6 формы 0409111 в графах
Ответ
В КО должна быть разработана методика оценки необходимого капитала на покрытие каждого значимого риска. Совокупный объем необходимого капитала определяется на основе агрегированной оценки требований по капиталу в отношении всех значимых рисков.
В отношении риска концентрации допустимым является его учет в рамках процедур управления иными значимыми рисками.
В таком случае в отношении значимых рисков должна применяться методика оценки необходимого капитала, учитывающая возможную реализацию риска концентрации. В данном случае графы
Как отразить в форме 0409111 (таблица 2.6) буфер капитала на прочие риски и новые продукты? Следует ли при этом заполнять на прочий риск раздел 1 как отдельный подраздел?
Ответ
В информации об организации ВПОДК и их результатах приводятся сведения о рисках, признанных банком значимыми. Предоставление дополнительных сведений об объемах иных рисков, не признанных значимыми, и капитале, необходимом для их покрытия, не является обязательным.
Для предоставления КО возможности отражать незначимые риски в перечне иных значимых с заполнением данных по ним только в разделе 2 (без необходимости заполнения ответов на вопросы самооценки в разделе 1) в 2024 году запланирована доработка формы 0409111. При использовании данной опции КО целесообразно приводить соответствующую информацию в комментариях к отчету.