Как пожаловаться в Центральный банк России
На что можно жаловаться в Банк России?
В Банк России можно пожаловаться, если вы считаете, что финансовая организация нарушила ваши права. Например, можно пожаловаться на невозможность оформить полис ОСАГО, на отказ в кредитных каникулах, если вы считаете его необоснованным, на отказ в возврате денег за дополнительные услуги к кредиту или займу в период охлаждения, на продажу вам не того финансового продукта, который вы хотели купить (мисселинг).
Банк России рассматривает жалобы на все легальные финансовые организации: банки, страховые компании, микрофинансовые организации, ломбарды, брокеров, биржи, негосударственные пенсионные фонды и другие. Проверить, легально ли работает финансовая организация, можно здесь.
Подробнее о том, что делать, если ваши права нарушены, — в материале «Финансовой культуры».
Какие жалобы на финансовые организации Банк России не рассматривает?
Некоторые виды нарушений прав потребителей финансовых услуг находятся в компетенции федеральных органов власти. Так, жалобы на недобросовестную рекламу финансовых организаций рассматривает Федеральная антимонопольная служба, на неправомерное использование персональных данных — Роскомнадзор, на нарушения в ходе исполнительного производства — Федеральная служба судебных приставов, на предустановленные согласия на оплату страховок для пассажиров и клиентов сервисов аренды — Роспотребнадзор.
Имущественные споры граждан с финансовыми организациями разбирают суды и финансовый уполномоченный. Так, обращения по поводу размера страхового возмещения по полису ОСАГО можно направлять финансовому уполномоченному при условии, что предварительно потребитель обращался с претензией непосредственно в страховую компанию.
Меня обманули телефонные мошенники. Куда обращаться?
Как пожаловаться в Банк России на банк, МФО, страховую компанию, брокера?
Подать жалобу в Банк России можно несколькими способами:
- в электронной форме через Интернет-приемную;
- письмом на почтовый адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России;
- лично через Общественную приемную Банка России в Москве (требуется предварительная запись).
Перед подачей жалобы вы можете ознакомиться с ответами на популярные вопросы и проконсультироваться со специалистами Банка России — в чате приложения «ЦБ онлайн» или по бесплатным телефонам 300 (для звонков с мобильного) и
При регистрации обращения через Интернет-приемную мне пришло СМС-сообщение. Может ли Банк России прислать СМС-сообщение? Или это мошенники?
С номеров CBR.RU и 300 могут направляться коды для подтверждения действий пользователя при отправке обращений через Интернет-приемную Банка России.
С номера 3000 может прийти СМС-сообщение с предложением оценить ответ на обращение, поданное через Интернет-приемную. Отправка ответных сообщений на номер 3000 для пользователей, находящихся на территории России, бесплатна.
Почему мое обращение перенаправлено в другой город / другое подразделение Банка России?
Ответ на обращение может прийти из подразделений Банка России в Москве, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также из подразделений в других городах. Обращения могут распределяться между ними независимо от того, из какого региона они поступили. Сотрудники там обладают одинаковой квалификацией и одинаковыми возможностями по решению проблемы заявителя.
Я жаловался в другое ведомство. Почему мне отвечает Банк России, ведь я к вам не обращался?
Другие органы власти могут перенаправлять обращения, которые к ним поступили, в Банк России, если они затрагивают вопросы, относящиеся к его компетенции.
Почему Банк России переслал мою жалобу на финансовую организацию в Федеральную службу судебных приставов или другой орган государственной власти?
Если предмет жалобы не относится к компетенции Банка России, то по закону обращение должно быть перенаправлено на рассмотрение в другой государственный орган по принадлежности.
Ответ может поступить от нескольких органов власти в зависимости от поставленных в обращении вопросов.
Как проверить статус моего обращения?
В разделе Интернет-приемная Банка России нажмите на кнопку «Узнать статус обращения». В появившейся форме введите номер обращения и дату его регистрации (используйте номер и дату, полученные в первом уведомлении о регистрации обращения), а также адрес электронной почты. Информация о статусе поступит на этот адрес в течение нескольких минут.
В какие сроки Банк России отвечает на обращения?
По общему правилу Банк России направляет ответ в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, связанных с запросом документов, этот срок может быть продлен до 60 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.
Регистрация обращения происходит в течение трех дней. Если оно подавалось через Интернет-приемную, уведомление с регистрационным номером и датой регистрации обращения поступит на адрес электронной почты, указанный заявителем.
Если в обращении есть вопросы, решение которых не относится к компетенции Банка России, то оно в течение семи дней с даты регистрации должно быть перенаправлено в соответствующий орган или должностному лицу по компетенции.
Мне на электронную почту пришёл ответ на обращение в Банк России, которое я направлял через интернет-приёмную. В ответе несколько файлов, в том числе файл формата sig, который не открывается. Что это за файл и как его открыть?
В файле формата sig содержится электронная цифровая подпись, которой представитель Банка России подписал ответ на ваше обращение.
Вы можете убедиться в действительности подписи, загрузив этот файл и ответ на обращение (файл формата pdf с визуализацией электронной подписи с указанием номера сертификата, периода его действия и владельца) на Единый портал государственных услуг (раздел «Проверка электронной подписи электронного документа»).
Банк России применяет электронные подписи в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №