Обратиться в Банк России
Здесь вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы, проконсультироваться со специалистами, записаться на личный прием или направить электронное обращение в Банк России.
в Интернет-приемную
по вашему вопросу и заполните форму обращения
обращения
в Банк России
записи. При себе необходимо иметь паспорт и документы,
касающиеся вашего вопроса (при их наличии)
в контактный центр
с тарифами оператора
сотовых операторов
мобильного приложения
в любое удобное для вас время.
Скачайте приложение
и ответы
на различные темы
Ответы на популярные вопросы
Программа долгосрочных сбережений (ПДС) — новый финансовый продукт, с помощью которого можно сформировать дополнительный доход на пенсию, отложить средства на важные цели или создать финансовую подушку безопасности.
Основные особенности:
- Участие в ПДС добровольное, договор долгосрочных сбережений можно оформить для себя, ребенка или другого человека.
- Чтобы начать формировать сбережения, нужно заключить договор долгосрочных сбережений с НПФ (онлайн или в офисе), а после начать отчислять взносы в ПДС. Можно перевести в ПДС средства пенсионных накоплений, сформированные в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
- Государственное софинансирование – до 36 000 рублей в год при взносах от 2 000 рублей в год, в течение 10 лет. Размер софинансирования зависит от суммы, внесенной вкладчиком, и его среднемесячного дохода.
- Предусмотрен налоговый вычет на взносы до 400 тыс. рублей в год. Эта льгота распространяется на ИИС типа III, ПДС и на взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения. Максимальный вычет может составить от 52 до 88 тыс. рублей в год, в зависимости от доходов инвестора/вкладчика.
- Гарантии безопасности – личные средства, внесенные в ПДС, гарантированы в объеме 2,8 млн руб., также государство гарантирует полный возврат полученного софинансирования, средств пенсионных накоплений, переведенных в ПДС, и инвестиционного дохода, начисленного на эти средства.
- Наследование накоплений, если не назначены пожизненные выплаты.
- Досрочный вывод средств без потерь возможен в случае особой жизненной ситуации: потери кормильца или для оплаты дорогостоящего лечения.
Условия выплат:
- Начать получать выплаты можно через 15 лет или при достижении 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).
- Формы выплат: пожизненные, срочные (от 10 лет), единовременные, а также срочные менее 10 лет по договору.
- Досрочно без причин гражданин вправе забрать из ПДС только личные средства (однако к ним могут быть применены понижающие коэффициенты, установленные правилами формирования долгосрочных сбережений НПФ или договором). Средства пенсионных накоплений, переведенные в ПДС, средства софинансирования и инвестиционный доход, полученный на эти средства, забрать получится только при наступлении оснований для получения выплат.
Инвестиции и надежность:
- Банк России устанавливает особые требования к составу и структуре активов НПФ. Они существенно ограничивают размещение сбережений клиентов НПФ в активы с повышенными рисками.
- НПФ должны обеспечить безубыточность инвестиций для своих клиентов.
- Средства клиентов отделены от собственных средств НПФ и не могут использоваться НПФ для покрытия собственных расходов.
- НПФ обязаны проходить стресс-тестирование для оценки своей финансовой устойчивости и соблюдать требования к достаточности капитала для ее поддержания.
Итоги и популярность:
С информацией о том, сколько договоров заключено, а также об объемах привлеченных средств можно ознакомиться на сайте Банка России.
ПДС — удобный и надежный способ сформировать сбережения с поддержкой государства, налоговыми льготами и финансовой защитой.
Подробнее ознакомиться с информацией по теме можно здесь и здесь.
Банк вправе приостановить использование банковской карты, онлайн-банкинга и других электронных средств платежа, если сведения о клиенте или его платежных средствах содержатся в базе данных Банка России. При этом банк обязан это сделать, если в базу данных Банка России поступила информация от МВД России. Это значит, что правоохранительные органы по факту обращения пострадавшего уже занимаются расследованием факта мошенничества. Доступ к банковской карте и к онлайн-банку приостанавливается до тех пор, пока сведения о клиенте есть в базе.
При этом, если банк не воспользовался своим правом и не заблокировал клиенту – физическому лицу карту и доступ к онлайн-банкингу, с 15 мая 2025 года такой клиент не может переводить себе или другим людям с использованием электронного средства платежа больше 100 тыс. рублей в месяц.
Ограничение действует, пока сведения о человеке находятся в базе данных Банка России. Чтобы совершить перевод на сумму, превышающую установленный законом лимит, человеку необходимо обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.
На переводы в адрес юридических лиц ограничение не распространяется. Это значит, что человек, сведения о котором или информация о его платежных средствах есть в базе данных Банка России, по-прежнему может с использованием карт и онлайн-банкинга покупать товары в магазинах или на маркетплейсах, оплачивать жилищно-коммунальные и другие услуги.
Включение реквизитов в базу можно обжаловать двумя способами:
- Обратиться с заявлением об исключении сведений о клиенте из базы данных в любой из банков, клиентом которого вы являетесь. Банк обязан перенаправить такое заявление клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня.
- Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы «Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента».
Гражданину независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
- фамилию, имя и отчество (при наличии);
- серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
- полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;
- номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;
- номер телефона (при наличии).
Дополнительно вы можете указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о возможности исключения реквизитов из базы данных. Если клиент обращался с заявлением в свой банк, то решение регулятора будет направлено в адрес банка, а банк направит решение Банка России клиенту не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения, в порядке, предусмотренном договором.
В случае, когда клиент банка обращался напрямую в Банк России, решение регулятора будет направлено клиенту. Если банк обратился самостоятельно (без участия клиента), то решение регулятора будет направлено в банк.
Но иногда клиенты финансовых организаций становятся участниками недобросовестных практик, даже не подозревая об этом. Для того, чтобы не стать жертвой такой ситуации, рекомендуем ознакомиться с информацией на сайте «Финансовая культура» в статье «Как не оказаться соучастником преступления — дроппером».
С 1 марта 2025 года самозапрет – добровольный отказ от заключения договоров кредита (займа) для того, чтобы обезопасить себя мошенничества – можно установить через портал «Госуслуги». Не позднее 1 сентября 2025 года такую услугу будут предоставлять и МФЦ. Оформление самозапрета бесплатно.
Для того, чтобы установить самозапрет с помощью Госуслуг, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале с указанным ИНН в личном кабинете. При оформлении нужно выбрать, какой самозапрет вы хотите установить: полный (в банках и МФО в офисе и через Интернет) или частичный (например, только для МФО или онлайн-заявок), сформировать и отправить заявление. Действовать он начнет на следующий день после включения сведений в кредитную историю.
При необходимости получить кредит, нужно будет также подать заявление о снятии самозапрета на Госуслугах. Чтобы минимизировать возможность получения денежных средств под давлением мошенников и предоставить потенциальному заемщику время для принятия осознанного решения о необходимости кредита, он будет снят через день после дня включения сведений о снятии в кредитную историю.
Установить и снять самозапрет можно любое количество раз.
Самозапрет нельзя установить на ипотеку, автокредиты, образовательные кредиты, когда оплата обучения сразу перечисляется в образовательную организацию, и поручительства. Он не распространяется на выдачу денежных средств по уже имеющимся кредитным картам и на оплату задолженности по ранее выданным кредитам или займам.
Подробнее о самозапрете читайте в разделе «Кредитные истории».
Сотрудники Банка России, а также государственных и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры. Так поступают мошенники, которые представляются в том числе сотрудниками Банка России. Иногда злоумышленники направляют в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение с логотипом и печатью Банка России. Такие документы иногда содержат имена реальных сотрудников, сведения о которых мошенники могут получить на сайте регулятора или каким-либо другим способом. Высылая фальшивое удостоверение, они рассчитывают добиться доверия, чтобы потом обманом выманить у человека деньги или оформить на него кредит.
Кроме того, с 1 июня 2025 года установлен законодательный запрет на использование служащими Банка России и сотрудниками банков иностранных мессенджеров для информирования физических лиц.
Если вам позвонили через мессенджер якобы «работники» Банка России, банков или правоохранительных органов и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Никому и никогда не переводите деньги и не сообщайте свои личные и финансовые данные по просьбе незнакомого абонента, кем бы он ни представлялся.
О схемах мошенников можно почитать на сайте «Финансовая культура», а также на официальном сайте Банка России в подразделе «Противодействие мошенническим практикам».
из регионов России