Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без добровольного согласия клиента
Банк России формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» на основе сведений, которые предоставляют банки и другие участники информационного обмена с регулятором.
Если банк ограничил вам пользование электронным средством платежа (например, платежной картой, онлайн-банкингом), согласно Федеральному закону №
Банк России формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» на основе сведений, которые предоставляют банки и другие участники информационного обмена с регулятором. Они по закону (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.06.2011 №
Следует отметить, что реквизиты получателя денег по операциям без добровольного согласия клиента попадают в базу данных регулятора в результате дополнительной проверки, которая проводится в том числе в рамках взаимодействия с банками.
Кроме того, в базу данных Банка России могут поступать сведения от МВД России.
Если сведения о вас или вашей организации попали в базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование вашего электронного средства платежа (платежные карты, онлайн-банкинг и др.) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы. В случае, когда сведения поступили в базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной.Банк вправе приостановить использование банковской карты, онлайн-банкинга и других электронных средств платежа в том случае, если сведения о клиенте или его платежных средствах содержатся в базе данных Банка России (ч. 11.6 ст. 9 ФЗ №
В случае блокировки банковской карты или приостановления доступа клиента к онлайн-банкингу по указанным выше основаниям банк обязан незамедлительно уведомить об этом клиента, а также сообщить о праве клиента подать заявление в Банк России, в том числе через банк, об исключении сведений из базы данных регулятора.
Использование банковской карты или онлайн-банкинга приостанавливается на период нахождения сведений о клиенте банка в базе данных регулятора. При исключении данных из базы банк обязан незамедлительно возобновить использование клиентом банковской карты или онлайн-банкинга и уведомить его об этом.
Это можно сделать двумя способами:
- Обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
- Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
- фамилию, имя и отчество (при наличии);
- серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
- номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;
- номер телефона (при наличии).
Дополнительно вы можете указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
- Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
- Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
Это можно сделать одним из двух способов:
- Обратиться с заявлением в любой из банков, в котором обслуживаетесь вы или ваша компания. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
- Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.
Независимо от способа обращения индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:
- серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
- ИНН;
- номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков.
Дополнительно вы можете указать в заявлении полные и сокращенные (при наличии) наименования банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды, а также номер телефона.
Юридическому лицу в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:
- ИНН;
- номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков.
Юридическое лицо может дополнительно представить серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность, СНИЛС физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также полные и сокращенные (при наличии) наименования банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды.
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
Если клиент обращался с заявлением в свой банк, то решение регулятора будет направлено в адрес банка. При этом ответ Банка России кредитная организация обязана сообщить клиенту не позднее следующего рабочего дня.
В случае, когда клиент банка обращался напрямую в Банк России, решение регулятора будет направлено клиенту.
Если банк самостоятельно инициировал процесс обжалования (без участия клиента), то решение регулятора будет направлено в банк.
Банк России может предоставить список кредитных организаций, подтвердивших обоснованность включения сведений, относящихся к вам, в Базу данных Банка России, в случае направления вами заявления об исключении сведений о вас из базы данных в порядке, установленном Указанием Банка России от 13.06.2024 №
Это можно сделать одним из двух способов:
- Обратиться с заявлением в любой из банков, в котором обслуживаетесь вы или ваша компания. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
- Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.