В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики (ДКП), свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе.
В 2025 году российская экономика продолжает расти. Ее рост более умеренный, чем в предыдущие годы. Инвестиционная активность остается высокой, в том числе благодаря государственной поддержке приоритетных отраслей. Рост спроса все больше соответствует возможностям экономики наращивать производство. Инфляция замедляется. Этому способствовала проводимая жесткая ДКП.
В дальнейшем экономика вернется на траекторию сбалансированного и устойчивого экономического роста, а инфляция закрепится на цели.
Цели и принципы
Цель ДКП — ценовая стабильность. Она является условием сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Устойчиво низкая инфляция вблизи 4% в год:
- Защищает доходы и сбережения от непредсказуемого обесценения.
- Способствует росту доступности финансирования — как за счет кредитов, так и за счет выпуска облигаций и акций.
- Повышает доверие населения, бизнеса и международных партнеров к рублю.
- Повышает устойчивость экономики к изменению внешних условий.
Таргетирование инфляции:
- Позволяет успешно проходить кризисные периоды.
- Снижает масштабы спада или перегрева в экономике.
- Лучшая мировая практика — 47 стран и объединений следуют режиму таргетирования инфляции, почти для всех из них характерен высокий или средний уровень доходов граждан.
Принципы ДКП
- Цель – годовая инфляция вблизи 4%. Цель действует на постоянной основе.
- Инфляция рассчитывается на основе индекса потребительских цен (ИПЦ, Росстат).
- После стабилизации инфляции вблизи 4% Банк России оценит целесообразность снижения уровня цели. Снижение возможно не ранее 2029 года.
Плавающий курс валюты сглаживает влияние внешних факторов на экономику и необходим для эффективной ДКП.
- Банк России не устанавливает цели по уровню курса или темпам его изменения и не проводит операции в этих целях.
- Курс рубля определяется в основном спросом импортеров на валюту и ее предложением экспортерами. Влияние потоков капитала на динамику курса остается менее значительным, чем до 2022 года. При этом разница в процентных ставках между Россией и другими странами продолжает влиять на привлекательность вложений в рублевые активы со стороны резидентов и нерезидентов и, как следствие, на курс рубля.
- Банк России может проводить операции на валютном рынке в целях финансовой стабильности.
- Ограничения на движение капитала — исключительно инструмент поддержания финансовой стабильности в условиях санкций и блокировки валютных счетов.
С помощью ключевой ставки и коммуникации о решениях в области ДКП Банк России формирует денежно-кредитные условия в экономике, которые позволяют возвращать и поддерживать инфляцию на цели.
- Ключевая ставка и коммуникация влияют на процентные ставки в экономике, котировки ценных бумаг и курс рубля, от которых зависят решения граждан и компаний о потреблении, инвестициях, сбережениях и, как следствие, внутренний спрос в экономике и динамика цен.
- Решения по ДКП начинают действовать на экономику сразу, но требуется
3–6 кварталов, чтобы они отразились на динамике цен в полной мере. - Банк России дает словесный сигнал о возможных дальнейших решениях по ключевой ставке и публикует ее прогнозную траекторию.
Решения по ДКП влияют на динамику цен со временем, поэтому Банк России опирается на среднесрочный прогноз развития экономики.
- Банк России постоянно совершенствует модельный прогнозный аппарат.
- Решения по ДКП принимаются в условиях неполной определенности.
- При подготовке прогноза Банк России проводит детальный анализ широкого круга информации и учитывает решения по другим видам государственной политики.
- При оценке рисков прогноза Банк России придает большее значение проинфляционным рискам.
- Банк России стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России старается сделать коммуникацию по денежно-кредитной политике более адресной, в том числе на региональном уровне.
- Понимание обществом действий Банка России и доверие к ДКП помогают быстрее достигать цели по инфляции.
ДКП Банка России в конце 2024 и в 2025 году
Ключевая ставка Банка России и инфляция
Во второй половине 2024 года отклонение экономики от траектории сбалансированного роста увеличилось. Основным драйвером был внутренний спрос. К перегреву спроса привел накопленный эффект быстрого увеличения кредитования и масштабного бюджетного импульса в предшествующие периоды. Это привело к ускорению инфляции.
Стремясь сбалансировать рост спроса и возможности предложения и тем самым обеспечить снижение инфляции, Банк России с середины 2024 года ужесточал ДКП. В конце октября 2024 года он повысил ключевую ставку до 21% годовых и сохранял на этом уровне до июня 2025 года.
В первом полугодии 2025 года под влиянием жесткой ДКП разрыв между спросом и потенциальными возможностями производства начал постепенно закрываться. Это выражалось в некотором замедлении роста потребительской и инвестиционной активности. Кредитование существенно охладилось, а сбережения продолжали расти высокими темпами. Появились небольшие признаки ослабления дефицита кадров в экономике.
Как следствие, текущие темпы роста цен заметно снизились. В июне — июле 2025 года, убедившись в устойчивости дезинфляции, Банк России перешел к снижению ключевой ставки. Ставка была понижена в совокупности на 3 п.п., до 18% годовых.
Учитывая преобладание проинфляционных рисков, Банк России в июне — июле давал нейтральный сигнал о дальнейших решениях по ключевой ставке, предполагая возможность пауз в ее снижении.
Прогнозные сценарии
Ситуация последних пяти лет подтверждает, что параметры мировой и российской экономики могут меняться крайне быстро. Чтобы принимать взвешенные решения по ДКП и быть готовым к любому развитию событий, Банк России разрабатывает несколько сценариев, отличающихся друг от друга предпосылками в части внешних и внутренних условий.
Внутренние условия:
- Структурная трансформация отечественной экономики.
- Параметры бюджетной политики.
- Динамика инфляционных ожиданий экономических агентов.
Внешние условия:
- Процессы деглобализации и рост протекционизма во внешнеторговых отношениях.
- Инфляционные процессы в мире и действия зарубежных центробанков.
- Динамика цен на основные товары российского экспорта.
- Ситуация на мировых финансовых рынках.
- Геополитические условия (новые санкции, вторичные эффекты санкций).
Базовый сценарий
2024 (факт) |
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |
---|---|---|---|---|---|
Годовая инфляция, % | 9,5 | 6,0–7,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых | 17,5 | 18,8–19,6 | 12,0–13,0 | 7,5–8,5 | 7,5–8,5 |
Валовой внутренний продукт, % к предыдущему году | 4,3 | 1,0–2,0 | 0,5–1,5 | 1,5–2,5 | 1,5–2,5 |
— в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года | 4,5 | 0,0–1,0 | 1,0–2,0 | 1,5–2,5 | 1,5–2,5 |
Денежная масса в национальном определении, % к предыдущему году | 19,2 | 6–9 | 5–10 | 7–12 | 7–12 |
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте, % к предыдущему году, в том числе: | 16,5 | 7–10 | 6–11 | 8–13 | 8–13 |
● к организациям | 19,2 | 9–12 | 7–12 | 8–13 | 8–13 |
● к населению, в том числе: | 9,7 | 1–4 | 5–10 | 8–13 | 8–13 |
— ипотечные жилищные кредиты | 10,4 | 3–6 | 6–11 | 10–15 | 10–15 |
Счет текущих операций, млрд долл. США | 63 | 33 | 28 | 32 | 32 |
Сальдо финансового счета, исключая резервные активы, млрд долл. США | 57 | 53 | 42 | 34 | 35 |
Чистое принятие обязательств | 10 | 6 | 5 | 4 | 5 |
Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы | 67 | 58 | 47 | 38 | 40 |
Изменение резервных активов | -4 | -29 | -14 | -2 | -4 |
Базовый сценарий построен на наиболее вероятных, с точки зрения Банка России, предпосылках развития экономической ситуации в мире и в России.
Внутренние условия:
- Трансформация экономики продолжится. Российская экономика будет ориентироваться преимущественно на внутренний спрос.
- Темп роста ВВП в
2025–2026 годах замедлится. Доля инвестиций в ВВП сохранится на высоком уровне. В 2027 году экономика перейдет к траектории сбалансированного роста. - Вклад потребительского спроса в динамику ВВП в
2026–2027 годах увеличится по мере снижения процентных ставок. Рост доходов граждан продолжится, что отчасти поддержит потребительский спрос, но в большей степени будет транслироваться в рост сбережений. - Нормализация бюджетной политики с возвратом к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила будет иметь дезинфляционное влияние на прогнозном горизонте.
- С учетом проводимой ДКП годовая инфляция в 2026 году вернется к целевому уровню 4% и стабилизируется на нем в дальнейшем.
Внешние условия:
- Внешнеторговые противоречия между странами окажут сдерживающее влияние на рост выпуска в мировой экономике и объемы международной торговли. В
2025–2028 годах мировая экономика будет в среднем расти темпами ниже тех, что наблюдались в2000–2019 годах. - В сценарии предполагается снижение мировых цен на нефть на прогнозном горизонте.
- Центральные банки развитых стран продолжат смягчать ДКП для поддержки экономик по мере замедления инфляции.
- Важным фактором останется внешнеторговая политика США: предполагается постепенное снижение импортных пошлин на среднесрочном горизонте после резкого повышения в 2025 году.
- Сохранение санкционных ограничений для российской экономики продолжит несколько сдерживать рост экспорта и импорта.
Сценарий «Дезинфляционный»
2024 (факт) |
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |
---|---|---|---|---|---|
Годовая инфляция, % | 9,5 | 6,0–7,0 | 3,0–4,0 | 4,0 | 4,0 |
Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых | 17,5 | 18,8–19,6 | 10,5–11,5 | 7,5–8,5 | 7,5–8,5 |
Валовой внутренний продукт, % к предыдущему году | 4,3 | 1,0–2,0 | 2,5–3,5 | 2,0–3,0 | 1,5–2,5 |
— в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года | 4,5 | 0,0–1,0 | 2,5–3,5 | 2,0–3,0 | 1,5–2,5 |
Денежная масса в национальном определении, % к предыдущему году | 19,2 | 6–9 | 7–12 | 8–13 | 7–12 |
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте, % к предыдущему году, в том числе: | 16,5 | 7–10 | 8–13 | 9–14 | 8–13 |
● к организациям | 19,2 | 9–12 | 9–14 | 9–14 | 8–13 |
● к населению, в том числе: | 9,7 | 1–4 | 7–12 | 9–14 | 8–13 |
— ипотечные жилищные кредиты | 10,4 | 3–6 | 8–13 | 10–15 | 10–15 |
Счет текущих операций, млрд долл. США | 63 | 33 | 19 | 23 | 25 |
Сальдо финансового счета, исключая резервные активы, млрд долл. США | 57 | 53 | 33 | 25 | 28 |
Чистое принятие обязательств | 10 | 6 | 6 | 5 | 6 |
Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы | 67 | 58 | 40 | 30 | 34 |
Изменение резервных активов | -4 | -29 | -14 | -2 | -4 |
В сценарии «Дезинфляционный» рост потенциального ВВП выше в
Внутренние условия:
- Предполагается, что для интенсификации производства в условиях растущего дефицита трудовых ресурсов компании будут инвестировать в большем объеме, чем в базовом сценарии, как в частном, так и в государственном секторе.
- Эффективное освоение инвестиций и ускоренный рост совокупной факторной производительности приведут к более существенному росту предложения товаров и услуг. Расширяющееся совокупное предложение полностью покроет внутренний спрос в
2026–2027 годах. Темпы роста экономики в2026–2027 годах будут выше, чем в базовом сценарии. - Ускорение роста реальных заработных плат не окажет серьезного проинфляционного эффекта благодаря увеличению производительности труда.
- Предпосылки по бюджетной политике совпадают с базовым сценарием.
- Инфляционное давление будет сокращаться быстрее и устойчивее, чем в базовом сценарии, что позволит Банку России проводить более мягкую ДКП.
Внешние условия:
- В части предпосылок по мировой экономике и геополитическим условиям сценарий совпадает с базовым.
Сценарий «Проинфляционный»
2024 (факт) |
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |
---|---|---|---|---|---|
Годовая инфляция, % | 9,5 | 6,0–7,0 | 4,0–5,0 | 4,0 | 4,0 |
Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых | 17,5 | 18,8–19,6 | 14,0–16,0 | 10,5–11,5 | 8,5–9,5 |
Валовой внутренний продукт, % к предыдущему году | 4,3 | 1,0–2,0 | 1,0–2,0 | 0,5–1,5 | 1,5–2,5 |
— в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года | 4,5 | 0,0–1,0 | 1,0–2,0 | 0,5–1,5 | 1,5–2,5 |
Денежная масса в национальном определении, % к предыдущему году | 19,2 | 6–9 | 8–13 | 7–12 | 7–12 |
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте, % к предыдущему году, в том числе: | 16,5 | 7–10 | 9–14 | 8–13 | 8–13 |
● к организациям | 19,2 | 9–12 | 10–15 | 8–13 | 8–13 |
● к населению, в том числе: | 9,7 | 1–4 | 8–13 | 8–13 | 8–13 |
— ипотечные жилищные кредиты | 10,4 | 3–6 | 9–14 | 10–15 | 10–15 |
Счет текущих операций, млрд долл. США | 63 | 33 | 25 | 26 | 27 |
Сальдо финансового счета, исключая резервные активы, млрд долл. США | 57 | 53 | 39 | 34 | 37 |
Чистое принятие обязательств | 10 | 6 | 5 | 3 | 4 |
Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы | 67 | 58 | 44 | 36 | 40 |
Изменение резервных активов | -4 | -29 | -14 | -8 | -10 |
В сценарии «Проинфляционный» внутренний спрос выше, а предложение несколько ниже, чем в базовом сценарии. Требуется больше времени и более жесткая ДКП, чтобы вернуть инфляцию к цели.
Вероятность данного сценария выше, чем сценария «Дезинфляционный».
Внутренние условия:
- В этом сценарии охлаждение внутреннего спроса и снижение инфляционного давления окажутся менее устойчивыми. Более высокому спросу сопутствует меньший объем предложения в сравнении с базовым сценарием из-за усиления санкционного давления.
- Предполагается расширение правительственных мер протекционистского характера. Они приведут к удорожанию импортных товаров и повышению спроса на отечественные товары, что переложится в рост цен и на них.
- Рост производительности труда будет отставать от роста заработных плат, что окажет дополнительное давление на цены.
- Предполагается устойчиво более высокая доля расходов на льготные программы кредитования.
- Инфляционные ожидания граждан и бизнеса будут снижаться медленнее, чем в базовом сценарии, и более чувствительно реагировать на прочие проинфляционные факторы.
- Банку России придется проводить более жесткую ДКП, чем в базовом сценарии, чтобы вернуть инфляцию к цели.
Внешние условия:
- Негативное влияние на динамику предложения окажет усиление санкционного давления, что будет сдерживать инвестиции и снижать производительность из-за потери доступа к части технологий.
- Цены на российскую нефть будут ниже, чем в базовом сценарии, из-за усиления санкционных ограничений.
Сценарий «Рисковый»
2024 (факт) |
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |
---|---|---|---|---|---|
Годовая инфляция, % | 9,5 | 6,0–7,0 | 10,0–12,0 | 8,0–10,0 | 4,0-4,5 |
Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых | 17,5 | 18,8–19,6 | 16,0–18,0 | 18,0–20,0 | 10,0–11,0 |
Валовой внутренний продукт, % к предыдущему году | 4,3 | 1,0–2,0 | (-3,5)–(-2,5) | (-3,0)–(-2,0) | 2,0–3,0 |
— в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года | 4,5 | 0,0–1,0 | (-7,0)–(-6,0) | 0,0–1,0 | 3,0–4,0 |
Денежная масса в национальном определении, % к предыдущему году | 19,2 | 6–9 | 4–9 | 6–11 | 8–13 |
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте, % к предыдущему году, в том числе: | 16,5 | 7–10 | 0–5 | 2–7 | 9–14 |
● к организациям | 19,2 | 9–12 | 2–7 | 4–9 | 9–14 |
● к населению, в том числе: | 9,7 | 1–4 | (-4)–1 | (-2)–3 | 9–14 |
— ипотечные жилищные кредиты | 10,4 | 3–6 | 1–6 | 1–6 | 11–16 |
Счет текущих операций, млрд долл. США | 63 | 33 | 2 | 12 | 15 |
Сальдо финансового счета, исключая резервные активы, млрд долл. США | 57 | 53 | 17 | 20 | 19 |
Чистое принятие обязательств | 10 | 6 | -5 | 0 | 2 |
Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы | 67 | 58 | 12 | 20 | 21 |
Изменение резервных активов | -4 | -29 | -15 | -8 | -4 |
В сценарии «Рисковый» предполагается значительное ухудшение внешних условий в 2026 году, что негативно повлияет на российскую экономику и приведет к ускорению инфляции. Это потребует проведения более жесткой ДКП, чем в базовом сценарии.
Вероятность реализации данного сценария низкая.
Внутренние условия:
- Из-за возникновения в 2026 году мирового финансового кризиса и усиления санкционного давления снизится как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста.
- ВВП будет снижаться на протяжении двух лет. Существенное сокращение предложения приведет к повышению инфляции.
- Предполагается поддержка экономики со стороны бюджетной политики в виде ненулевого структурного первичного дефицита. Для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов будут активно использоваться средства ФНБ, что создает риски исчерпания ликвидной части ФНБ по итогам 2026 года.
- Потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к новым уровням базовой цены нефти: 45 долл. США за баррель в 2026 году и 40 долл. США за баррель с 2027 года.
- Чтобы предотвратить раскручивание инфляционной спирали, Банк России в
2026–2027 годах будет проводить более жесткую ДКП. Это приведет к замедлению инфляции до4,0–4,5% по итогам 2028 года. - В 2028 году экономика будет расти восстановительным темпом
2,0–3,0% в год. Ожидается возврат к формированию расходов в соответствии с бюджетным правилом.
Внешние условия:
- Резкая эскалация тарифных ограничений в 2026 году приведет к жесткой посадке крупнейших экономик.
- Негативные явления на рынке капитала, а также накопившиеся дисбалансы на финансовых рынках развитых стран приведут к мировому финансовому кризису, сопоставимому по масштабам с кризисом
2007–2008 годов. - Мировой спрос резко упадет на фоне рецессии в двух крупнейших экономиках (США и еврозоне) и существенного замедления экономического роста в Китае. Центральные банки отреагируют на кризис снижением ставок.
- Усиление санкций приведет к расширению дисконта на российские товары, а также умеренному сокращению экспорта и добычи нефти. Цены на нефть в 2026 году заметно снизятся и даже к концу прогнозного горизонта не восстановятся до уровней базового сценария.
Применение инструментов ДКП
Ставки денежного рынка
Операционная цель ДКП — поддержание ставок овернайт денежного рынка вблизи ключевой ставки. Операционный ориентир — ставка RUONIA. Для достижения операционной цели Банк России использует систему инструментов: аукционы и операции постоянного действия по предоставлению и абсорбированию ликвидности, обязательные резервы.
В первой половине 2025 года однодневная ставка RUONIA формировалась преимущественно в нижней половине процентного коридора Банка России, вблизи ключевой ставки. Среднее отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки (спред) в январе — июле 2025 года составило −12 б.п. (−24 б.п. в 2024 году).
В 2025 году банковский сектор перейдет к структурному дефициту ликвидности, который будет сохраняться на прогнозном горизонте.
Банк России продолжит развивать систему инструментов ДКП с учетом ситуации с ликвидностью банковского сектора, изменений в платежной и финансовой инфраструктуре.
Дополнительные материалы
Врезки
1. Уровень цели по инфляции в России.
2. Преимущества плавающего курса.
3. Модельный аппарат и его развитие.
4. Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетной политики.
5. Денежно-кредитная политика и поддержание устойчивости финансового сектора.
6. Динамика инфляции в регионах.
7. Мониторинг предприятий для целей денежно-кредитной политики.
8. Изменения банковского регулирования в
9. Бюджетная политика в
10. Концепция долгосрочного равновесия в экономике и отклонения от него основных макроэкономических переменных.
11. Льготное кредитование и его влияние на трансмиссионный механизм.
12. Трансфертная кривая и формирование процентных ставок по банковским операциям.
13. Процентные расходы компаний и канал издержек.
Приложения
1. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в России.
2. Показатели инфляции, используемые Банком России.
3. Количественный анализ причин отклонения инфляции от цели и декомпозиция ВВП на шоки.
4. Разовые факторы инфляции на стороне предложения.
5. Инфляционные ожидания экономических агентов.
6. Коммуникация Банка России по вопросам денежно-кредитной политики.
7. Нейтральная процентная ставка и ее оценка.
8. Развитие финансового рынка.
9. Денежная программа.