Меморандум о взаимопонимании между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Центральным банком Кипра в области банковского надзора

25.12.2007
Неофициальный перевод1

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Центральный банк Кипра, именуемые в дальнейшем «органами банковского надзора», достигли взаимопонимания о необходимости обмена информацией для эффективного выполнения своих функций и содействия надежности и стабильному функционированию поднадзорных организаций в своих странах, руководствуясь рекомендациями Базельского Комитета по банковскому надзору о принципах осуществления консолидированного и всестороннего надзора и сотрудничества между органами банковского надзора.

1. Полномочия органов банковского надзора

1.1. Российская Федерация

В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами (банковскими холдингами) банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных Банком России обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры к кредитным организациям, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

1.2. Республика Кипр

В соответствии с Законом о банковской деятельности от 1997 года Центральный банк Кипра является национальным органом банковского лицензирования и банковского надзора. Вышеупомянутый закон наделяет Центральный банк Кипра правом предоставлять, изменять и отзывать лицензии на осуществление банковской деятельности, осуществлять банковский надзор посредством дистанционного наблюдения, а также инспекционных проверок на местах, издавать директивы, циркулярные предписания и рекомендации банкам. В соответствии с Законом о Центральном банке Кипра от 2002 года Центральный банк Кипра наделяется правом управлять, принимать участие или выступать в качестве члена любой платежной системы или системы расчетов, правом осуществлять надзор за деятельностью всех систем платежей и расчетов, функционирующих на территории Республики Кипр, правом издавать директивы, регулирующие функционирование и операционную деятельность всех систем платежей и расчетов, а также правом приостанавливать операционную деятельность любой системы платежей и расчетов или прекращать участие любого члена в любой поднадзорной ему системе платежей и расчетов.

2. Для целей настоящего Меморандума

2.1. Поднадзорная организация — юридическое лицо, имеющее право осуществлять банковские операции и деятельность которого подлежит лицензированию и банковскому надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Республики Кипр.

2.1.1. В Российской Федерации

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

2.1.2. В Республике Кипр

Банк — юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковской деятельности, предусмотренной положениями Закона о банковской деятельности от 1997 года.

Под термином «банковская деятельность» понимается деятельность, осуществляемая на территории Республики Кипр или с территории Республики Кипр и состоящая из предоставления в кредит средств, привлеченных в связи с принятием на себя обязательств в форме депозитов, ценных бумаг или других долговых инструментов.

2.2. Поднадзорная материнская организация — поднадзорная организация, расположенная на территории одной из стран и имеющая трансграничное учреждение (дочернюю кредитную организацию, филиал, представительство).

2.3. Трансграничные учреждения

2.3.1. Российская Федерация

В Российской Федерации иностранные банки вправе создавать дочерние кредитные организации-резиденты Российской Федерации или в иной форме участвовать в уставном капитале кредитной организации-резидента Российской Федерации, а также открывать представительства. Деятельность кредитных организаций с участием иностранного капитала подлежит лицензированию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации

Дочерняя кредитная организация — юридическое лицо, в котором поднадзорная материнская организация в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней кредитной организацией.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения поднадзорной материнской организации. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство кредитной организации не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшей его кредитной организацией.

2.3.2. Республика Кипр

Банки стран ЕС могут свободно пользоваться своим правом создавать филиалы на территории Республики Кипр или предоставлять трансграничные услуги без образования физического присутствия в соответствии с положениями Статьи 20 Директивы ЕС № 2000/ЕС. Банки стран, не являющихся членами ЕС, могут учреждать филиалы в Республике Кипр, как это предусмотрено Законом о банковской деятельности 1997 года, с предварительного одобрения Центрального банка Кипра, а также в соответствии с политикой Центрального банка Кипра применительно к подобным случаям.

Иностранные банки (независимо от того, зарегистрированы они в ЕС или нет) могут учреждать дочерние банки или представительства на территории Республики Кипр на основании положений Закона о банковской деятельности 1997 г. при предварительном одобрении Центральным банком Кипра, а также в соответствии с политикой Центрального банка Кипра применительно к подобным случаям.

Филиал банка является операционным подразделением, которое зарегистрировано в Республике Кипр на основании Закона о компаниях, не обладает статусом юридического лица и, следовательно, является составной частью банка, зарегистрированного за пределами Республики Кипр.

Дочерний банк является юридически независимой организацией, зарегистрированной в Республике Кипр на основании Закона о компаниях. 100% или контрольный пакет ее капитала принадлежит банку, зарегистрированному за пределами Республики Кипр.

Представительство является подразделением, которое зарегистрировано в Республике Кипр на основании Закона о компаниях, не имеет статуса юридического лица, и, таким образом, является составной частью иностранного банка, зарегистрированного за пределами Республики Кипр. Представительство осуществляет обеспечение интересов указанного иностранного банка, однако не осуществляет банковской деятельности.

2.4. Страна происхождения — страна регистрации поднадзорной материнской организации.

2.5. Страна пребывания — страна регистрации трансграничного учреждения.

3. Обмен информацией

3.1. Органы банковского надзора выражают готовность регулярно обмениваться информацией в следующих областях: лицензирование, надзор за текущей деятельностью трансграничных учреждений, в том числе проведение инспекций, принятие решения о согласовании приобретения акций (долей) поднадзорных материнских организаций, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), состояние и развитие банковского сектора, требования национального законодательства в области банковского надзора, а также об их важнейших изменениях.

Органы банковского надзора также предоставляют друг другу всю возможную информацию, требуемую для идентификации реальных собственников поднадзорных организаций, подающих обращение о выдаче лицензии на создание трансграничного учреждения и/или осуществляющих трансграничные операции с поднадзорными организациями в Российской Федерации или Республике Кипр соответственно. Если органы банковского надзора не располагают запрашиваемой информацией, то они предпринимают все возможные меры для ее получения.

3.2. В Российской Федерации обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым Банк России вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства информацию или документы, полученные от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов при условии обеспечения органом банковского надзора иностранного государства режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Информация и/или документы, полученные от органов банковского надзора иностранных государств, могут быть предоставлены Банком России третьим сторонам при условии, что соответствующее законодательство Российской Федерации это позволяет. При предоставлении информации и/или документов, полученных от органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан также учитывать требования соответствующего законодательства иностранного государства, предоставившего данную информацию.

3.3. В Республике Кипр вопросы обмена информацией с иностранными органами банковского надзора регулируются положениями раздела 27 Закона о банковской деятельности 1997 года, которые предусматривают, что Центральный банк Кипра может предоставлять соответствующим образом уполномоченному органу банковского надзора территории за пределами Республики Кипр любую имеющуюся у него информацию, которая, по мнению Центрального банка Кипра, даст возможность подобному органу исполнять функции, соответствующие функциям Центрального банка Кипра, предусмотренным положениями Закона о банковской деятельности 1997 года и имеющим отношение к деятельности банка, зарегистрированного на этой территории, или к деятельности банка, зарегистрированного в Республике Кипр, который имеет или намерен создать на этой территории дочернюю кредитную организацию, филиал или представительство.

Положения подраздела 2 упомянутого выше раздела запрещают Центральному банку Кипра разглашать любую информацию, предусмотренную положениями этого раздела, касающуюся индивидуальных депозитных счетов.

Информация, которая имеется у Центрального банка Кипра, является секретной в соответствии с положениями Закона о Центральном банке Кипра 2002 года. В соответствии с положениями раздела 25 упомянутого выше закона секретность, однако, не применяется по отношению к Верховному суду Республики, Комиссии по расследованию, назначенной и действующей на основании Закона о Комиссии по расследованию, следователю по уголовным делам, осуществляющему следственные действия на основании Закона об уголовном процессе, подразделению по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, на основании Закона о предотвращении и пресечении деятельности по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и Парламентскому комитету на основании Закона о предоставлении информации Палате представителей и Парламентскому комитету.

3.4. Сотрудничество в рамках настоящего Меморандума осуществляется на основании запроса органа банковского надзора об оказании содействия (далее — запрос).

3.5. Запрос направляется в письменном виде. Для передачи запроса могут использоваться любые виды связи.

3.6. В оказании содействия в рамках настоящего Меморандума может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемый орган банковского надзора полагает, что выполнение запроса противоречит законодательству его государства или противоречит государственным интересам. В этом случае запрашивающий орган банковского надзора письменно уведомляется с указанием причин отказа.

3.7. Каждый орган банковского надзора принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного ответа на запрос другого органа банковского надзора или уведомляет последнего об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих исполнение запроса.

3.8. Каждый орган банковского надзора самостоятельно несет расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Меморандума, если не будет согласован иной порядок.

4. Обеспечение конфиденциальности информации

4.1. Органы банковского надзора принимают соответствующие меры по обеспечению конфиденциальности информации и/или документов при ее хранении, использовании и передаче друг другу любыми видами связи.

4.2. Конфиденциальная информация и/или документы, предоставленные в рамках данного Меморандума, не могут быть использованы без согласия предоставившего ее органа банковского надзора в иных целях, чем те, в связи с которыми они запрашивались и были предоставлены.

4.3. Предоставление конфиденциальной информации и/или документов третьим лицам допускается в каждом конкретном случае на основании письменного согласия органа банковского надзора, предоставившего конфиденциальную информацию, кроме случаев, когда обязанность предоставить информацию предусмотрена национальным законодательством.

4.4. В случае прекращения действия данного Меморандума, надзорная информация, полученная в рамках данного Меморандума, продолжает считаться конфиденциальной.

5. Лицензирование

5.1. Обращение поднадзорной организации страны происхождения в орган банковского надзора страны пребывания о выдаче лицензии (разрешения) на создание трансграничного учреждения (далее — обращение) рассматриваются в пределах сроков и в соответствии с требованиями национального законодательства.

5.2. Орган банковского надзора, получивший обращение, информирует другой орган банковского надзора о его содержании и после рассмотрения — о результатах рассмотрения обращения. Орган банковского надзора страны пребывания выдает лицензию (разрешение) на открытие трансграничного учреждения при отсутствии возражений со стороны органа банковского надзора страны происхождения.

5.3.Органы банковского надзора письменно информируют друг друга о принятом решении о создании поднадзорной организацией, указанной в пункте 5.1, трансграничных учреждений.

5.4. Орган банковского надзора страны происхождения предоставляет органу банковского надзора страны пребывания по его запросу информацию о поднадзорной материнской организации, необходимую для принятия решения об открытии трансграничного учреждения, которая может быть предоставлена в рамках настоящего Меморандума.

5.5. Орган банковского надзора страны происхождения информирует орган банковского надзора страны пребывания о требованиях к консолидированной отчетности.

5.6. Органы банковского надзора обмениваются информацией о кандидатах на должность руководителя трансграничного учреждения, насколько это допустимо в рамках национального законодательства и возможно в рамках имеющейся информации.

6. Сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения акций (долей) поднадзорной организации

6.1. Органы банковского надзора осуществляют сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц акций (долей) поднадзорной материнской организации.

6.2. Приобретением в целях настоящего Меморандума считается сделка, в результате которой приобретается доля участия в капитале поднадзорной организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации или на территории Республики Кипр, в размере, приобретение которого в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны требует предварительного согласования с соответствующим органом банковского надзора.

7. Сотрудничество в области надзора за текущей деятельностью трансграничных учреждений

7.1. Орган банковского надзора страны пребывания осуществляет надзор за деятельностью трансграничных учреждений в соответствии со своим национальным законодательством.

7.2. Орган банковского надзора страны пребывания не будет препятствовать представлению трансграничными учреждениями информации и отчетности поднадзорной материнской организации, необходимой для консолидированного надзора и составления консолидированной отчетности по формам, установленным в стране происхождения.

7.3. Орган банковского надзора страны происхождения информирует орган банковского надзора страны пребывания о формах отчетности и другой информации, предоставляемой трансграничным учреждением поднадзорной материнской организации, необходимой для составления консолидированной отчетности.

7.4. Орган банковского надзора страны происхождения в отношении поднадзорных материнских организаций и орган банковского надзора страны пребывания в отношении трансграничных учреждений на основании соответствующих запросов обмениваются следующей информацией:

— о допущенных поднадзорными материнскими организациями и их трансграничными учреждениями нарушениях банковского законодательства и законодательства о ПОД/ФТ;

— о взыскании штрафов и иных мерах, примененных в отношении поднадзорной материнской организации органом банковского надзора страны происхождения и органом банковского надзора страны пребывания — в отношении трансграничного учреждения.

8. Сотрудничество при проведении инспекций

8.1. Орган банковского надзора страны происхождения самостоятельно регулирует отношения с трансграничными учреждениями по вопросам допуска своих представителей для проведения инспекции.

8.2. Орган банковского надзора страны происхождения не менее, чем за 25 (двадцать пять) рабочих дней до предполагаемой даты начала проведения инспекции уведомляет орган банковского надзора страны пребывания о своем намерении провести инспекцию с указанием наименования трансграничного учреждения, инспектируемого периода, вопросов и сроков проведения инспекции, сведений о проверяющих, порядка представления информации о результатах инспекции органу банковского надзора страны пребывания.

9. Сотрудничество в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

В рамках сотрудничества в области ПОД/ФТ органы банковского надзора обмениваются информацией.

9.1. О требованиях законодательства в области ПОД/ФТ, которые относятся к компетенции органов банковского надзора.

9.2. О практике применения принципа «Знай своего клиента», а также процедур идентификации и изучения выгодоприобретателей по операциям клиентов, связанным с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

9.3. О соблюдении трансграничными учреждениями и поднадзорными материнскими организациями требований национального законодательства в области ПОД/ФТ.

9.4. О типовых схемах и методах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

10. Прочие положения

10.1. Органы банковского надзора выражают свое желание развивать сотрудничество в рамках визитов с целью обмена информацией и специалистами, в частности, в области подготовки кадров в целях повышения эффективности банковского надзора в обеих странах.

10.2. Для обеспечения практического сотрудничества после вступления в силу данного Меморандума органы банковского надзора обменяются в письменной форме списками контактных лиц (с фамилиями и именами, должностями, номерами телефонов, факсов и адресами электронной почты).

10.3. Информация о Банке России, банковской системе Российской Федерации, а также нормативно-правовая база размещается на сайте Банка России в сети Интернет по адресу: www.cbr.ru

Информация о Центральном банке Кипра, банковской системе, а также о законах и нормативно-правовых актах можно найти на сайте Центрального банка Кипра в сети Интернет по адресу: www.centralbank.gov.cy

Банк России и Центральный банк Кипра не возражают против публичного размещения настоящего Меморандума на своих Интернет-сайтах.

10.4. Настоящий Меморандум вступает в силу с даты его подписания и действует, пока один из органов банковского надзора предварительно не уведомит другой орган банковского надзора в письменном виде о своем желании отказаться от участия в нем. В этом случае Меморандум продолжает действовать в течение 30 дней с даты уведомления. Запросы об оказании содействия, направленные до даты указанного уведомления, подлежат рассмотрению органами банковского надзора в соответствии с условиями настоящего Меморандума.

10.5. В случае внесения изменений в национальное законодательство в настоящий Меморандум могут быть внесены соответствующие изменения.

10.6. Настоящий Меморандум составлен в двух экземплярах на английском языке.

10.7. С даты вступления в силу настоящего Меморандума в отношениях между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Центральным банком Кипра прекращает действие Меморандум о взаимопонимании между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Центральным банком Кипра в области надзора за деятельностью поднадзорных организаций, подписанный 27 июля 1998 года.

Дата 17 декабря 2007 года

От имени Центрального банка
Российской Федерации (Банка России)

С. М. Игнатьев

Председатель

Дата 2 ноября 2007 года

От имени Центрального банка Кипра

Афанасиос Орфанидес

Председатель

1 Оригинал на английском языке.

× Закрыть