АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки»

Служба Банка России по финансовым рынкам
Служба Банка России, осуществляющая принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

«Выпуск инфраструктурных облигаций позволяет объединить потребность в инвестиционных ресурсах»

интервью Заместителя Руководителя ФСФР России А.Ю. Синенко газете "РБК daily" о разработанных службой изменениях в положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, связанных с особенностями выпуска инфраструктурных облигаций.

26 декабря 2008 года, РБК daily

2013
2012
2011
2010
2009
2008
Декабрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июль
Июнь
Март
Февраль
2007

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разработала изменения в положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, связанные с особенностями выпуска инфраструктурных облигаций. О том, кто и как может выпускать эти облигации, а также кому они предназначены, корреспонденту РБК daily ПОЛИНЕ СМОРОДСКОЙ рассказал заместитель руководителя ФСФР АЛЕКСАНДР СИНЕНКО.

— В связи с чем были разработаны изменения в положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг?

— Эти изменения назрели, они необходимы для того, чтобы заработал инструмент инфраструктурных облигаций. Есть поручение президента и правительства. Предложений по решению задачи финансирования инфраструктурных объектов много, а решения нет. А оно необходимо! Мы обсуждали этот вопрос совместно с Минтрансом и Минэкономразвития, а также с рядом депутатов Госдумы. У нас в стране очень большой износ инфраструктуры и даже ее нехватка — это прежде всего касается транспорта и энергетики, а строительство и возведение таких масштабных проектов невозможно без длительного финансирования. С другой стороны, у нас есть институциональные инвесторы: пенсионные фонды, страховые компании, которые в силу закона обязаны размещать деньги в доходные и желательно длинные ценные бумаги. Выпуск инфраструктурных облигаций позволяет объединить потребность в инвестиционных ресурсах и предложить рынку длинную и достаточно доходную бумагу. Особенно хотелось отметить, что мы также пытаемся решить проблему по инвестированию пенсионных накоплений. Основным ограничением для фондов является приобретение ценных бумаг только из котировального списка высшей категории — А1. Поскольку требования к листингу устанавливаются ФСФР, у нас и родилась идея решить вопрос введения инфраструктурных облигаций путем внесения изменений в положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

— Новый документ снимает практически все требования к инфраструктурным облигациям для их внесения в список А1. Будут ли эти бумаги дей­ствительно надежными для инвесторов?

— Для включения в список А1 и к бумагам, и к эмитенту предъявляются самые жесткие требования: надо иметь историю не менее трех лет существования, отсутствие убытков, наличие МСФО и еще дополнительные требования по каждому виду бумаги. Все это сделано для обеспечения максимального раскрытия информации и соответствия определенным требованиям. Сейчас масштабные инфраструктурные проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства по закону о концессионных соглашениях. Потенциальный эмитент инфраструктурных облигаций — это компания, которая победила на концессионном конкурсе. Поскольку такая компания по опыту иностранных государств организуется специально для реализации этого проекта по типу SPV, понятно, что у нее не может быть истории. Но при этом мы понимаем, что именно они нуждаются в привлечении длинных денег через выпуск облигаций. Кроме того, вопрос о гарантиях и надежности облигаций такого эмитента уже предусмотрен законом о концессионных соглашениях, то есть этот закон уже достаточно жестко вводит требования к надежности такого проекта и компании, которая его реализует. Это позволяет нам говорить, что для такого эмитента мы готовы путем внесения изменений в наш приказ создать условия для того, чтобы облигации сразу попали при выполнении определенных условий в список А1.

— Какие это определенные условия?

— Помимо того что компания-эмитент должна быть победителем концессионного конкурса, цель выкупа облигаций должна предусматривать реализацию кон­цессионного соглашения, и эта цель должна быть прописана в решении о выпуске облигаций. Кроме того, естественно, эмитент должен взять на себя обязательст­во ведения отчетности по международным стандартам.

— В чем состоят эти обязательства?

— Компания должна принять соответствующие внутренние правила, в том числе правила внутреннего учета, отражающие его движение в сторону использования международных стандартов отчетности. Если эмитент не будет осуществлять переход на МСФО, то его облигации будут делистингованы.

— Но согласно вашему документу эмитент должен перейти на МСФО только через четыре года после выпуска облигаций?

— Это ничего не меняет. Инфраструктурные облигации — долгосрочный инструмент. Да и переход на международные стандарты требует времени и усилий. Это первый шаг и очень важный.

— Когда может быть осуществлен выпуск первых инфраструктурных облигаций?

— Рассчитываем, что первый выпуск будет довольно скоро. У нас уже есть два победителя первых концессионных конкурсов федерального уровня, с одним из них прорабатываются в рабочем порядке параметры потенциальной эмиссии. Можно сказать, есть пилотный проект — это проект по строитель­ству платной дороги. Предполагаем, что первый выпуск инфраструктурных облигаций будет не самый большой — порядка 5—7 млрд руб. Сроки обращения этих бумаг уточняются, думаю, можно говорить о пятилетних бумагах.

— Необходимо ли вносить изменения в нормативную базу для возможности инвестирования средств институциональных инвесторов в инфраструктурные облигации?

— Да, это необходимо для Банка развития, который является государственной управляющей компанией средств «молчунов». В отношении него есть еще более жест­кие требования по разрешенным активам: только государственные ценные бумаги. Это требование федерального закона и постановления правительства. Для того чтобы допустить эти масштабные денежные средства к инфраструктурным облигациям, необходимо внеси изменения в закон.

— По вашим оценкам, институциональные инвесторы будут заинтересованы в этих облигациях?

— Мы уже провели переговоры с рядом негосударственных пенсионных фондов, и два ведущих российских фонда выразили большую заинтересованность во вложении своих пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации.

— В связи с чем в упрощенном порядке в список А1 допускаются не только облигации концессионера, но и облигации с госгарантией?

— Я бы спросил наоборот: почему не только с госгарантией. Гос­гарантия по бумагам — безусловный индикатор надежности этих бумаг. В том, что они включаются в лист А1, революции нет. А вот то, что мы пошли на включение инфраструктурных облигаций, это рискованное, но абсолютно осмысленное и ответственное решение.

— Будет ли инвестор иметь право предъявить облигации к погашению досрочно?

— В документе такое право действительно предусмотрено при определенных условиях. Это будет определенной гарантией инвестору, которая должна быть прописана в решении о выпуске инфраструктурных облигаций. Держатель облигаций имеет право на досрочное погашение бумаг в случае делистинга облигаций на бирже, на которой осуществляется наибольший оборот по этой бумаге, а также в случае обращений одной из сторон концессионного договора в суд с требованием досрочного расторжения соглашения или досрочного прекращения соглашения.

— Понятие «инфраструктурные облигации» появится в законодательстве?

— Нам необходимо было получить оперативный механизм выпуска таких облигаций, и мы решили нецелесообразным вводить сейчас понятие нового вида облигаций. Не исключаю, что в будущем, после анализа реализации первых пилотных проектов, мы придем к выводу, что все-таки необходимо разработать и внести соответствующие поправки.

— Требуется ли внесение изменений в закон о концессионных соглашениях?

— На наш взгляд, требуется. Сейчас в этом законе, например, есть прямой запрет залога имущественных прав концессионеров, а это как раз мешает реализовывать такую удачную и общепринятую схему на Западе, когда обеспечением по облигациям является право на доходы, которые будет получать концессионер после введения объекта в эксплуатацию. Кроме того, в законе об акционерных обществах есть запрет на залог в качестве обеспечения по облигациям, за исключением ценных бумаг или недвижимости. Также нужно предусмотреть некоторые налоговые льготы в случае выпуска инфраструктурных облигаций.

— Будет ли возможность включить эти облигации в ломбардный список и использовать в качестве актива по рефинансированию?

— Чтобы включить в ломбардный список, нужно менять положения Банка России, поскольку для включения в список бумага должна обладать рейтингом. А получить рейтинг такого уровня, который требует ЦБ, это достаточно длительная процедура. Но мы планируем начать работу с ЦБ и убедить их в правильности включения таких облигаций в ломбардный список. Они не хуже акций, которые ЦБ уже включает в такой список.

Распечатать