АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России.

Служба Банка России по финансовым рынкам
Служба Банка России, осуществляющая принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

«Не попасть в красную зону»

интервью заместителя Руководителя ФСФР России С.К. Харламова журналу "Прямые инвестиции"

2 февраля 2009 года, Прямые инвестиции

2013
2012
2011
2010
2009
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
2008
2007

Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил Стратегию развития финансового рынка России на период до 2020 года. Об основных положениях стратегии журналу «Прямые инВЕСТИции» рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Сергей Харламов.

В связи с кризисом эксперты ставят под сомнение возможность достижения некоторых целей, сформулированных в Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года. Напомним, в документе запланирован рост капитализации фондового рынка к 2020 году более чем в 20 раз. Не видно и реальных предпосылок превращения РФ в полноценный финансовый центр. Как повлиял кризис на основные положения и ориентиры Стратегии?

— В ближайшие годы даже в кризисных условиях Россия, как страна со значительным потенциалом развития, имеет хорошие перспективы в реализации полноценного финансового центра. В период кризиса наше представление о необходимых действиях на будущее по основным направлениям существенно не изменилось. В любом случае необходимо институциональное развитие рынка, повышение его емкости, интеграция российского сектора в мировую финансовую систему для получения возможности доступа к перераспределяемым в глобальном масштабе финансовым потокам. Причем процесс интеграции не должен сказываться на устойчивости отечественного рынка к внешним воздействиям. Поиски разумного баланса здесь будут продолжены в процессе развития финансового рынка и совершенствования нормативной базы. Думаю, что оценка последствий кризиса даст нам возможность ответить на вопрос, в какой степени мы должны интегрироваться в мировую финансовую систему. Институциональное развитие предполагает решение вопросов, связанных с привлечением на финансовый рынок средств населения (а в нашей стране достаточно высокий уровень сбережений), формированием институциональных инвесторов — пенсионных и инвестиционных фондов. Необходимая база для развития инвестфондов уже сформирована — в прошлом году подготовлена значительная часть нормативных актов к закону «Об инвестиционных фондах».

Надеюсь, что Минздрав, Минфин, МЭР и ФСФР также подготовят нормативную базу для развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Таким образом, все условия для становления класса российских институциональных инвесторов, которые способствуют стабилизации финансовой системы, будут созданы. Что касается поведения нерезидентов, полагаю, что в не столь отдаленной перспективе возобновится процесс притока их капитала на отечественный рынок. Так, некоторые специалисты полагают, что это произойдет по следующим причинам. Во-первых, восстановительные процессы в России будут протекать более активно, чем в странах с развитой экономикой. Во-вторых, в ближайшие несколько лет инвестиционная среда, в частности в США, будет менее благоприятной из-за ужесточения федерального законодательства, а также скандалов, связанных с финансовыми махинациями. Если будут складываться подобные сценарные условия, то иностранный капитал будет искать альтернативные площадки для привлечения средств и торговли ценными бумагами. Таким образом, Россия (наряду с другими развивающимися рынками) потенциально имеет уникальный шанс войти в список стран, где будут формироваться региональные финансовые центры.

Стратегия-2020 предполагает внедрение механизма, обеспечивающего защиту розничных инвесторов. По каким принципам будут определяться нормативы отчислений в компенсационный фонд компаниями-профучастниками, у которых открыты счета частных клиентов? В каких случаях предполагается выплата средств?

— Стратегия привлечения розничных инвесторов предполагает, в частности, развитие регулирования, связанного с ретейлом. Как известно, во многих случаях западный механизм регулирования финансового рынка формировался на основании предоставления услуг розничному инвестору, там предусматриваются некоторые исключения для квалификационных инвесторов.

Развитие регулирования в России шло в обратном направлении. Сейчас мы прилагаем необходимые усилия в части регулирования предоставления услуг розничным инвесторам. Очевидна необходимость повышенных требований к предлагающим розничные услуги профучастникам, их внутренним документам, раскрытию информации, ее доведению до инвесторов-физлиц, а также к их участию в системе компенсации гражданам — физическим лицам. В этом году мы должны разработать концепцию и, собственно, законопроект «О компенсации гражданам», внести его в Думу. Сейчас обсуждается целый ряд вопросов, связанных с реализацией компенсационных механизмов, в частности относящихся к механизмам внесения средств участниками системы компенсации, гарантирования выплат и т.д.

Рассматривается ли возможность создания единого страхового агентства на банковском и финансовом рынке?

— Такую возможность мы не исключаем. Каким будет институт страхования розничных инвесторов, мы сможем понять, определив, каким образом должны осуществляться отчисления в компенсационный фонд, как они будут соотноситься со страхуемыми суммами, какими должны быть размеры отчислений (процент от средств, которые физлица приносят брокеру, в негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию — или абсолютные величины), что станет источником выплат и т.д. При этом мы не исключаем возможности добровольного создания компенсационных фондов компаниями, предлагающими розничные услуги, например, под эгидой саморегулируемых организаций. Возможно также страхование операционных рисков и профессиональной деятельности, как в настоящее время делают учетные институты на рынке ценных бумаг. Эти вопросы будут рассматриваться отдельно от закона о компенсациях, однако следует учитывать, что все эти механизмы в совокупности позволят создать надежную систему защиты интересов розничных инвесторов.

Во многих странах существуют системы защиты инвесторов на рынке ценных бумаг. Насколько эффективными оказались они в кризисных условиях?

— Подобные фонды существуют во многих странах. Вопрос, насколько они были эффективны в период кризиса, нами изучается, точный ответ на него сейчас дать невозможно. Позитивный опыт найдет отражение в нашей концепции.

В рамках Стратеги-2020 требования к биржам планируется повысить, а полномочия существенно расширить. Насколько значительным, по вашему мнению, должно быть вмешательство правительства в деятельность российских фондовых бирж?

— Мы готовим три структурных законопроекта, затрагивающих полномочия бирж: «О биржах и организованных торгах», «О клиринге и клиринговой деятельности», «О центральном депозитарии». Предполагается изменение статуса бирж: в их исключительные полномочия войдет листинг ценных бумаг, то есть допуск бумаг к торгам без госрегистрации выпуска, а также отчета об итогах эмиссии. Сегодня по такому принципу выпускают биржевые облигации. Кроме того, в полномочия биржи войдет регистрация сделок, совершаемых вне организованных торгов, а также отчет и заключение участника торгов, выполняющего функции маркетмейкера. Эти полномочия также будут исключительно биржевыми.

Что касается законопроекта «О центральном депозитарии», наименее проработанного на сегодняшний день, но уже рассмотренного во втором чтении, по моему мнению, следует более внимательно оценить уровень развития учетной и расчетной инфраструктуры российского рынка ценных бумаг. Этот сегмент уже сложился — мы имеем два крупных расчетных депозитария: Национальный депозитарный центр (НДЦ), обслуживающий ММВБ, и Депозитарноклиринговую компанию (ДКК), работающую с РТС. Как известно, центральные депозитарии на Западе создавались для централизованного хранения и учета ценных бумаг в документарном виде, в России ценные бумаги существуют в основном в бездокументарной форме. Сегодня перед регулятором стоит задача обеспечения концентрации ликвидности и надежности расчетов по операциям с ценными бумагами. Для этого надо создать структуру с функциями централизованного учета и хранения бумаг, традиционно называемую на Западе центральным депозитарием. Но фактически речь идет о централизованной системе учета и расчетов по операциям с ценными бумагами, ориентированной в первую очередь на организованный рынок.

ФСФР предлагает принять вертикально-интегрированную модель биржевого холдинга, которая аккумулировала бы управленческие, технологические и финансовые ресурсы. Чем обусловлено такое предложение?

— Сегодня много домыслов по поводу того, что подразумевается под вертикальной интеграцией бирж. Полагаю, что следовало бы говорить о технологической интеграции для обеспечения перетока ликвидности между площадками. Известно, что каждая из двух крупнейших бирж имеет свою специализацию. Большая доля операций с акциями и облигациями, а также на денежном рынке приходится на ММВБ, значительная часть операций на срочном рынке — на РТС. Это обуславливает шаги регулятора по повышению технологических требований к биржам. Их реализация позволит адекватно решить вопрос вертикальной интеграции в среднеи долгосрочной перспективе. Однако условий для интеграции в ближайшее время нет — достаточно сложно решить проблемы согласования интересов акционеров бирж. В течение этого года возможна лишь технологическая интеграция и создание заделов для реальной вертикальной интеграции. Как в дальнейшем будет развиваться этот процесс — покажет время.

Думаю, что сейчас необходимо в первую очередь сосредоточиться на реализации закона о биржах и организованных торгах, подготовке подзаконных актов для расширения возможности бирж за счет новых для них функций саморегулирования, повышения их ответственности, введения дополнительных требований к уровню качества корпоративного управления.

Среди законопроектов, которые будут разработаны в течение 2009 года, — о регулировании деятельности инвестконсультантов, об изменениях в законодательстве о секьюритизации финансовых активов, о клиринговой деятельности, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Почему эти законопроекты актуальны сегодня?

— Законопроект о секьюритизации прорабатывается достаточно давно. Несмотря на то, что начало нынешнему кризису положили проблемы с секьюритизированными активами, необходимость в доступе к ликвидности с использованием этого инструмента очевидна. Новая версия подготовленного ФСФР законопроекта «О секьюритизации...» сейчас проходит согласование в ведомствах.

Концепция и текст закона «Об инвестконсультантах » разрабатываются параллельно с решением задачи по привлечению на рынок розничных инвесторов. Совершенствование предоставления розничных услуг будет связано с развитием деятельности инвестконсультантов. В последнее время интерес населения к финансовому рынку существенно повысился. Несмотря на кризис, полагаю, он и в дальнейшем будет расти. Здесь хорошим подспорьем станут услуги инвестконсультантов, для обеспечения более широкого доступа к услугам финансового рынка. Проект закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком » внесен в Думу, но пока не рассматривался в первом чтении. Документ определяет понятия злоупотребления инсайдерской информацией и ответственности за нарушение. Степень нарушений будет определяться поправками в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс, которые внесены в Думу.

Предотвращение манипулирования рынком — одна из ключевых тем, которыми занимаются западные регуляторы, саморегулируемые организации и торговые площадки. Я, наверное, не открою большой тайны: чем меньше емкость рынка, чем меньше сконцентрирована на нем ликвидность, тем больше возможностей для злоупотреблений — инсайда и манипулирования. В этой связи решение подобных проблем в России весьма актуально. Закон о клиринге и клиринговой деятельности, по моему мнению, сегодня является ключевым, поскольку определяет предмет деятельности клиринговой организации. Документ также призван решить вопрос создания центрального контрагента, ключевого элемента в управлении рисками при проведении сделок. Мы готовим и концепцию, и текст законопроекта. Взаимопонимание с центральным банком по этому документу достигнуто. Полагаю, что в феврале мы передадим текст законопроекта на согласование в ведомства. И тогда комплекс законов — о биржах и организованных торгах, о клиринге, а также о центральном депозитарии или о централизованной системе расчетов и учета — даст нам возможность обеспечить фондовый рынок необходимой инфраструктурной составляющей. Это одна из ключевых задач при создании международного финансового центра.

Частые приостановки торгов повлияли на переток ликвидности с российских бирж на зарубежные площадки. Что вы намерены предпринять в связи с этим?

— На правительственном сайте размещен перечень принятых правительством антикризисных мер, расцениваемых как важные и необходимые в кризисный период. Первый пункт перечня мер поддержки финансового рынка — жесткие правила приостановки торгов. Таким образом, полагаю, что эта мера оценивается как достаточно эффективная. Анализ графика, демонстрирующего соотношения объемов ликвидности фондового рынка в России и Лондоне, показал, что в октябре оно стало меняться в пользу российских площадок. Сегодня упомянутые выше правила приостановки торгов продолжают действовать. Однако кризис обусловил изменение этой процедуры: сейчас принят ФСФР и зарегистрирован Минюстом нормативный акт, согласно которому приостановка торгов на биржах осуществляется с использованием фондового индекса биржи, а не технического, как это было до сих пор. Участников торгов волновала не столько приостановка, сколько непонимание, когда она произойдет, так как технический индекс не успевал реагировать на изменения рынка и отставал от основного (основной индекс отражал изменения рынка через пять минут, а технический — через полчаса-час). Кроме того, биржи для повышения прозрачности процедуры приостановки торгов могут в течение некоторого времени после критичного изменения индекса продолжить торговлю. Теперь игроки видят: через 10 минут после того, как индекс попадает в красную зону, биржи дают гонг о приостановке торгов на пять минут. Всем понятно, когда торги будут остановлены. По-моему, это позитивное изменение для участников рынка. Государство не может не вмешиваться в этот процесс, поскольку психологический фактор в значительной степени влияет на поведение рынка. В частности, недавно обсуждался вопрос о переоценке, связанный с резервами негосударственных пенсионных фондов. Прозвучало предложение о возможности признания ФСФР цен, сложившихся в кризисный период, нерыночными. В данном случае ответ один: сегодня действуют четкие правила определения рыночных цен. Возможно, они несправедливы, но на рынке они такие. Психологический фактор (нервозность, недоверие) загибает кривую индекса вниз.

По мнению участников рынка, существующая система надзора не показывает реальной стоимости активов участников. Многие эксперты считают, что в первую очередь необходимо разработать методику оценки, которой сегодня нет.

— Для адекватной оценки участника рынка необходима прозрачность, понимание того, кто стоит за этим институтом. Розничный инвестор, получая услуги в инвесткомпании, должен оценить степень ее надежности, то есть иметь в том числе возможность получить сведения об акционерах и участниках. Зная структуру и бенефициаров компании, розничный инвестор будет иметь больше возможностей решить, насколько может доверять ей. Но для раскрытия информации о структуре собственников необходимы поправки в законодательстве. Кроме того, участника рынка можно оценивать с точки зрения его способности ответить по обязательствам. Мы определили новую методику расчета собственных средств участников для того, чтобы впоследствии ввести нормы пруденциального надзора, в частности нормативы достаточности капитала.

Концепция и текст законопроекта о пруденциальном надзоре за участниками финансового рынка (не беру в расчет кредитные организации — это отдельная тема) предполагает решение вопросов, связанных с раскрытием бенефициаров, с введением временных администраций, ответственностью участников для соблюдения пруденциальных норм. Кроме того, в конце прошлого года мы предложили Минфину создать рабочую группу по разработке специализированного плана счетов бухгалтерского учета для профучастников рынка ценных бумаг (УК, НПФ и т.д.), их финансовой отчетности, что также обеспечит условия для повышения доверия инвесторов к компании (сегодня, как известно, отчетность предоставляется в ФСФР).

Какой должна быть, на ваш взгляд, методология ЦБ по надзору за профучастниками рынка?

— ЦБ имеет все инструменты надзора за деятельностью кредитных организацийпрофучастников на рынке ценных бумаг. Думаю, что в рамках проработки поправок к закону «О рынке ценных бумаг», законопроекта «О пруденциальном надзоре...» мы сможем решить вопросы, связанные с обменом информацией о профучастникахкредитных организациях между ФСФР и ЦБ для того, чтобы Цетробанк мог вести таким образом «макропруденциальный» надзор за банками. Что касается надзора за профучастниками, которые намерены использовать механизмы рефинансирования, то, если вести речь о специальном лицензировании, ситуация выглядит парадоксальной. В этом случае, как мне кажется, следует оценить издержки профучастников. Городить огород с получением лицензии в ЦБ для рефинансирования, мне кажется, невыгодно. Я не думаю, что участники рынка ценных бумаг имеют постоянную необходимость в рефинансировании. Но если такая потребность возникнет, то, полагаю, надо предоставлять средства на основании нормативов достаточности капитала. Предложения на этот счет со своей стороны мы направили в Минфин.

Принятый после Великой депрессии закон о разделении коммерческих и инвестиционных банков США, перестал действовать практически накануне кризиса с ипотечными ценными бумагами. Такого разграничения на нашем рынке провести нельзя, считают эксперты. Но и не задумываться об этом тоже не совсем правильно.

— В России такое разграничение уже сложилось — как правило, инвесткомпании, банки и управляющие компании объединены в большие холдинги. Причем кредитная организация имеет все возможности для получения лицензии профучастника. Однако зачастую владельцы финансовых холдингов все же разделяют банковский и инвестиционно- банковский дивизионы. Я считаю, что такое разделение в дальнейшем должно сохраняться.

Распечатать