АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России.

Служба Банка России по финансовым рынкам
Служба Банка России, осуществляющая принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

«Явка обязательна»

интервью заместителя руководителя ФСФР России Е.И. Курицыной "Российской газете" о введении службой института собраний облигационеров

14 апреля 2009 года, Российская газета

2013
2012
2011
2010
2009
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
2008
2007

Новый закон, разработанный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) "О собрании облигационеров", должен быть рассмотрен правительством в ближайшее время. Зачем понадобилось введение института собраний облигационеров именно сегодня? Этот вопрос "РБГ" задала заместителю руководителя ФСФР Елене Курицыной.

- Мы начали работу над этим вопросом больше года назад в рамках разработки большого пакета законов по секьюритизации финансовых активов. Другое дело, что после тех событий, которые произошли на мировом и российском финансовых рынках, необходимость законодательного закрепления этого института приобрела гораздо более серьезное значение, после того как стало понятно, что у нас возможны и дефолты, и проблемы с задержками выплат купонов. Появилась необходимость в выработке единой позиции держателей облигаций по всем вопросам, связанным с их отношениями с эмитентом. Поэтому для ускорения рассмотрения данных вопросов было принято решение выделить все запланированные новации, связанные с защитой прав облигационеров в отдельный законопроект. Более того, если раньше мы предполагали, что будет достаточно просто предусмотреть в рамках закона возможность функционирования такого института, как собрание облигационеров, то сейчас мы уже достаточно подробно описываем механизмы его работы - каким образом созывается собрание, как оно принимает решение, кто и как выбирается представителем держателей облигаций, как он исполняет свои функции и т.д.

- Как будет функционировать собрание облигационеров?

- Понятно, что сейчас всех волнуют дефолты и неисполнение обязательств. Основная идея законопроекта состоит в том, что в таких ситуациях будет созываться общее собрание облигационеров. Оно может быть созвано либо самим эмитентом, либо по требованию держателя облигаций, у которого не менее 10 % от стоимости облигационного займа, либо так называемым представителем облигационеров - это еще один институт, направленный на защиту прав держателей облигаций.

Решение общего собрания облигационеров будет являться единственным правовым основанием для дальнейших действий кредиторов - держателей облигаций в отношениях с эмитентами. Если будет, например, принято решение о том, что кредиторы не видят перспектив у эмитента и обращаются с иском в суд, и если при этом назначен представитель облигационеров, то именно он будет подписывать исковое заявление в суд от имени всех держателей облигаций. Если же собрание облигационеров решит, что возможно предоставить эмитенту некие пути для выхода из кризисной ситуации - реструктуризация, новация, конвертация долга и т.п., то это решение также будет обязательно для всех облигационеров.

- Какие именно права получит представитель облигационеров?

- Представитель облигационеров наделен широким кругом полномочий, которые корреспондируют с его обязанностями перед держателями бумаг. Назову лишь самые существенные. Это право на ежедневное получение любой информации о текущей финансовой деятельности эмитента. Это право присутствовать на заседаниях органов управления эмитента - естественно, без права голоса. Представитель облигационеров будет одновременно иметь право и быть обязанным согласовывать любые изменения и дополнения в решение о выпуске ценных бумаг. Он будет иметь право осуществлять все полномочия по этим облигациям по поручительству, то есть в отношениях не только с эмитентом, но и с поручителем по выпущенным облигациям. Осуществлять права кредитора, осуществлять права залогодержателя и бенефициаров по этим облигационным бумагам. И именно он будет обращаться в суд о взыскании неполученных средств с эмитента от имени всех держателей облигаций. Он будет иметь право получать, если будет принято соответствующее судебное решение, ту сумму, которая будет причитаться держателям облигаций с тем, чтобы потом ее распределять.

- Чем отличаются держатели облигаций от иных кредиторов?

- Вопрос закономерный: конечно, по всем договорам займа, а не только в случае с облигационными займами возникают сходные правоотношения кредиторов с заемщиками. Однако с чисто технологической точки зрения имеются и серьезные отличия. Если у заемщика, например, имеется один крупный кредитор, то с ним достаточно просто в рамках договора и повседневного взаимодействия выстроить взаимоотношения - с тем, чтобы кредитор располагал необходимой оперативной информацией о том, что происходит у его заемщика и каковы перспективы возврата долга. Если же мы говорим о публичном заимствовании среди широкого круга инвесторов, эмитент даже не всегда располагает информацией о том, кто именно в данный конкретный момент является его кредитором, поскольку облигации могут свободно обращаться на рынке. Именно поэтому создаются дополнительные механизмы защиты держателей данного финансового инструмента.

- Кто может стать представителем кредитора и какую роль он будет выполнять при урегулировании взаимоотношений с эмитентом?

- Прежде всего это юридическое лицо. В текущем варианте законопроекта у него есть два возможных способа появления. Либо он назначается самим эмитентом, причем еще на том этапе, когда готовится облигационный заем, и в таком случае информация об этом представителе включается в решение о выпуске ценных бумаг, чтобы инвесторы понимали, с кем они будут работать. Второй вариант - это избрание представителя общим собранием облигационеров.

Есть еще ряд требований. Представителем облигационеров должно являться лицо, имеющее квалификацию и познания с точки зрения финансового рынка и обращения ценных бумаг, поэтому мы сейчас предлагаем ограничить круг возможных представителей теми лицами, которые сами работают на рынке, - это брокеры, управляющие компании, доверительные управляющие, специализированные депозитарии. А также иные юридические лица, которые подпадают под те требования, которые установлены в законе и которые будут, может быть, дополнительно установлены ФСФР, если закон ей такое право предоставит, и которые получат соответствующую аккредитацию.

- А кто не может стать представителем облигационеров?

Не может быть представителем облигационеров сам эмитент и аффилированные с ним лица, не может быть представителем то лицо, которое предоставило обеспечение по займу. Вообще же говоря, мы хотели бы, чтобы это было то лицо, которое постоянно находится в контакте одновременно и с эмитентом, и со всеми держателями облигаций. Например, инвестиционный банк, который осуществлял размещение, вполне подошел бы на эту роль - уже и сейчас на практике организаторы выпуска какие-то функции, которые присущи именно представителю облигационеров, на себя берут и кто-то из них эффективно их выполняет. Другой вопрос, что сейчас это решения конкретных организаторов, их добрая воля. Мы же хотим описать его права и обязанности в законе. То есть если вас назначили представителем облигационеров и вы за это получаете деньги либо от эмитента, либо от облигационеров, будьте добры нести определенные законом обязанности.

- Будут ли государственные надзорные органы контролировать действия облигационеров?

- Будут, но в рамках обычных надзорных полномочий ФСФР, а не в постоянном режиме. То есть мы не будем непрерывно отслеживать, созвал представитель облигационеров собрание или не созвал, раскрыл информацию или не раскрыл. Но если мы будем получать сведения о том, что представитель ненадлежащим образом выполняет свои функции и кредиторы недовольны, мы будем предпринимать определенные шаги. Хотя, безусловно, стоит оговориться, что в случае просто недовольства держатели облигаций вправе и сами переизбрать своего представителя. Каковы же могут быть санкции при ненадлежащем исполнении представителем облигационеров своих обязанностей, еще предстоит продумать. В данном случае идет перепоручение реализации гражданских прав третьему лицу в силу закона. И закон наделяет это лицо значительно большими полномочиями, чем кредиторов. Поэтому, наверное, стоит говорить об отзыве у представителя аккредитации в ФСФР в случае, если у него будут нарушения. И, безусловно, если эти лица не будут исполнять свои обязанности надлежащим образом и причинят убытки, то с них можно будет потребовать возмещения таких убытков в гражданско-правовом порядке.

Людмила Морозова

Распечатать