АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России.

Федеральная служба по финансовым рынкам
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

"Первый канал" показал господдержку

Комментарий руководителя ФСФР России Д.В. Панкина газете «Коммерсант» о мерах, предпринятых службой для раскрытия финансовой отчетности ОАО «Первый канал».

26 марта 2012 года, Коммерсант

2013
2012
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
2011
2010
2009
2008
2007

Комментарий руководителя ФСФР России Д.В. Панкина газете «Коммерсант» о мерах, предпринятых службой для раскрытия финансовой отчетности ОАО «Первый канал».

По предписанию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) "Первый канал" наконец сделал общедоступной свою бухгалтерскую отчетность. Из нее следует, что в 2009-2010 годах зафиксировать по РСБУ чистую прибыль крупнейший отечественный вещатель смог только благодаря господдержке. Телеканал объясняет свои результаты в том числе социальной ориентированностью, необходимостью распространять сигнал в малые населенные пункты. Рекламодателей же интересуют только крупные города.

В 2010-2011 годах в ФСФР, по словам ее руководителя Дмитрия Панкина, поступали жалобы от физических лиц, также передавались аналогичные жалобы из аппарата правительства на ОАО "Первый канал" за систематическое нераскрытие информации. Являясь по форме ОАО, вещатель в соответствии с российским законодательством должен публиковать на своем сайте устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты. 

ФСФР неоднократно направляла предписания в адрес канала и штрафовала его. Только в 2011 году это происходило пять раз, общая сумма штрафов составила 3,45 млн руб. Господин Панкин уточняет, что его ведомство также обращалось по данному вопросу в Генпрокуратуру. В итоге на сайте "Первого канала" все-таки появился раздел "Раскрываемая информация". 

Реклама обеспечила "Первому каналу" в 2010 году почти 97% его основной выручки, следует из последней бухгалтерской отчетности компании. На рекламе в федеральном эфире вещатель заработал более 17,6 млрд руб. без НДС, в региональном — 3,2 млрд руб., спонсорские проекты принесли еще 2,8 млрд руб. Ассоциация коммуникационных агентств России оценивает общие затраты на телерекламу в 2010 году в 109,2 млрд руб. Таким образом, доля "Первого" равнялась тогда почти 22%. 

Однако выручка от основной деятельности не покрывала в 2010 году всех расходов "Первого канала" — 24,482 млрд против 25,818 млрд руб. Такая же ситуация была и в 2009 году — 21,962 млрд против 22,844 млрд руб. Зато доходы, именуемые в отчетности как "другие", составили в 2010 году 4,462 млрд руб., в 2009-м — 4,575 млрд руб. Это в первую очередь субсидии из федерального бюджета. Только на расчеты с ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), обеспечивающим распространение сигнала, государство выделило "Первому" в 2010 году 3,4 млрд руб., годом ранее — 2,416 млрд руб. В 2009 году канал получил, к примеру, также 365 млн руб. на производство программы "Время". 

Именно господдержка позволила "Первому каналу" в 2009 и 2010 годах зафиксировать по РСБУ чистую прибыль в размере 1,918 млрд и 1,054 млрд руб. соответственно. 

Опубликованная отчетность, по мнению аналитика компании "Открытие Капитал" Александра Венграновича, свидетельствует, что в 2009-2010 годах "Первый канал" без господдержки был бы операционно убыточным. Если бы вещатель отчитывался по МСФО, то у него, скорее всего, была бы отрицательная EBITDA, полагает аналитик. Для сравнения: у холдинга "СТС Медиа" (СТС, "Домашний" и "Перец"), чьи акции торгуются на NASDAQ, рентабельность по EBITDA в 2010 году равнялась 32,5% при выручке более 17 млрд руб. 

Но перед менеджментом "Первого" как социально ориентированногоканала и не стоит задача по поддержанию рентабельности бизнеса, считает аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина. Поэтому, отмечает она, "Первый", видимо, вкладывается в контент, который коммерческиеканалы просто не могут себе позволить. 

На "Первом канале" поясняют, что на самом деле его доходы превышают расходы. "Просто в соответствии с правилами бухгалтерского учета субсидии на расчет с РТРС классифицируются как "прочие доходы", а расходы на оплату субсидируемых услуг связи проходят как себестоимость",— говорит главный бухгалтер "Первого канала" Алексей Дроздов. Без этих субсидий прибыль от основной деятельности в любом случае была бы положительной. Распространение сигнала в малых населенных пунктах является социальной функцией для сохранения единого информационного пространства, напоминают на канале. При этом рекламодателям интересны только крупные города. 

Программы "Первого канала" доступны 99,3% населения. Аналогичный показатель "России 1" — 98,2%, НТВ — 97,8%, СТС — 94,7%. Государство контролирует ОАО "Первый канал" через Росимущество (38,9%), ФГУП ИТАР-ТАСС (9,1%) и ФГУП "Телевизионно-технический центр "Останкино"" (3%). 

С 2001 года 49% "Первого канала" владели структуры Романа Абрамовича. Но в конце 2010 года он продал за $150 млн 25% "Первого" "Национальной Медиа Группе", подконтрольной банку "Россия" Юрия Ковальчука. Таким образом, весь канал тогда был оценен в $600 млн. 

Сергей Соболев, Александр Мазунин

Последняя редакция: 26.03.2012 15:19

Распечатать