АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки»

Федеральная служба по финансовым рынкам
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

Методические материалы по повышению финансовой грамотности населения

Основные направления деятельности, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения

Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения

В целях решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка, определенной в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р, повышения уровня информированности граждан Российской Федерации о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке, в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317,

п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить прилагаемые Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения (далее – Основные направления).
  2. Территориальным органам Федеральной службы по финансовым рынкам руководствоваться Основными направлениями при подготовке и проведении мероприятий публичного характера.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель  В.Д. Миловидов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы по финансовым рынкам
от 24.09.2009 №09-237/пз

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения (скачать)

Настоящие Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения (далее – Основные направления), развивая общие подходы, сформулированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее – Концепция), Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р (далее – Стратегия), и Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 05 февраля 2009 г. (далее – Концепция создания МФЦ), определяют цели и задачи, а также предлагают базовые принципы деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР России) в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения.

На уровне стратегии развития страны задачи, связанные с повышением финансовой грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений деятельности. В Концепции повышение финансовой грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия и Концепция создания МФЦ рассматривают вопросы повышения финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики. В Предложениях, подготовленных Российской Федерацией к саммиту «Группы двадцати», состоявшемуся в апреле 2009 года в Лондоне, проблематика, связанная с повышением финансовой грамотности населения, особо выделена среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе и повысить уровень защиты прав потребителей. В этом документе Российская Федерация предложила международному сообществу начать разработку и реализацию специальных программ повышения финансовой грамотности населения не только на национальной, но и на международной основе.

Масштабность задачи повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации предполагает участие в этом процессе большого числа заинтересованных лиц - федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и коммерческих организаций, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в сфере своей компетенции. Исключительно важным условием эффективности такого процесса является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.

Исходя из необходимости комплексного подхода к организации процесса повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, настоящие Основные направления определяют общие цели, задачи и принципы, которые должны лежать в основе деятельности ФСФР России по координации мероприятий в области финансового просвещения, осуществляемых совместно с другими организациями, а также специализированные задачи, связанные с повышением уровня осведомленности граждан в сфере финансового рынка.

II. Цель деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения

Основной целью деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения, является развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан России, повышение долгосрочного инвестиционного спроса и укрепление стабильности финансовой системы через резкое повышение эффективности домохозяйств в принятии финансово-экономических решений за счет кардинального повышения уровня финансовой грамотности населения, внедрения массовых эффективных стереотипов принятия экономических решений гражданами России.

Под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:

  • эффективно управлять личными финансами;
  • осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
  • оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
  • разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
  • принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;
  • компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.

III. Основные задачи, связанные с реализацией деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения и базовые подходы к их решению

Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на решение следующих основных задач:

  1. Привлечение внимания граждан к проблематике финансовой грамотности, повышение уровня осознания гражданами необходимости повышения своих финансовых знаний;
  2. Обеспечение экономической безопасности домохозяйств, разрушение патерналистского стереотипа, взращивание культуры принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных решений в области экономики и финансов, формирование у российских граждан нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
  3. Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых домохозяйствами;
  4. Организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России;
  5. Изменение отношения государственных служащих и работников правоохранительных органов к массовой экономической активности граждан, обеспечение единства государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств (в том числе информационной политики);
  6. Формирование социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создание прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления финансовых продуктов и услуг.
  7. Повышение общей экономической активности населения, поддержка предпринимательства, идей создания собственного бизнеса домохозяйств и компетентности граждан необходимой для открытия своего бизнеса.

Практический опыт, наработанный в ходе реализации инициатив в области финансового просвещения, осуществляемых в Российской Федерации, а также программ повышения финансовой грамотности, реализуемых в различных зарубежных странах и на уровне наднациональных организаций, свидетельствует о том, что для обеспечения эффективности осуществляемых мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения, следует руководствоваться следующими базовыми подходами и принципами:

а) необходимо обеспечить комплексный подход в области финансового просвещения, который предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, – начиная с навыков планирования бюджета домохозяйств, до умения оценивать и принимать обоснованные решения по выбору финансовых продуктов и услуг в различных секторах финансового рынка (банковском, страховом, фондовом, пенсионном и т.д.);
б)  при организации образовательных инициатив и мероприятий следует делать акцент на решении конкретных практических проблем домохозяйств;
в) мероприятия в рамках программ повышения финансовой грамотности должны проводиться с обязательным учетом различных целевых аудиторий граждан: учащихся, тех, кто впервые приступает к работе, безработных, молодежи, граждан, осуществляющих привлечение кредитов, пенсионеров, военнослужащих, участников «народных» IPO, граждан, столкнувшихся с серьезными финансовыми проблемами, т.е. быть четко позиционированы и иметь выраженный адресный характер;
г) следует делать акцент на повышении осознания гражданами необходимости повышения своей финансовой грамотности;
д) соединение финансовой и юридической грамотности является важным фактором эффективности образовательных программ;
е) важнейшим фактором успеха является подготовка преподавательского состава – «обучение учителей» - повышение квалификации тех, кто ведет  программы обучения
ж) необходимо активно использовать обратную связь с обучаемыми, мероприятия программ финансового просвещения должны оцениваться на предмет их эффективности;
з) следует постоянно осуществлять аудит и мониторинг качества инструментов и материалов, используемых в программах и мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности;
и) необходимо обеспечивать контроль за соблюдением непредвзятого и объективного характера образовательных инициатив, осуществляемых со стороны частного сектора.

IV. Прикладные цели, задачи и направления деятельности ФСФР России в рамках работы по повышению уровня финансовой грамотности населения

Действуя в рамках своей компетенции, в соответствии с общей целью и задачами, решение которых необходимо для повышения уровня финансовой грамотности населения, ФСФР России ставит своей целью добиваться повышения долгосрочного инвестиционного спроса, укрепления стабильности финансового рынка и повышения уровня благосостояния граждан через резкое повышение активности и эффективности инвестиционного поведения домохозяйств на финансовом рынке на основе свободного, осознанного и обоснованного выбора, через внедрение массовых стандартов получения необходимой информации о возможностях инвестирования на финансовом рынке, информации и навыков принятия решений для выбора брокера, управляющего и/или института коллективных инвестиций, а также предлагаемых ими финансовых продуктов и услуг; через приобретение населением знаний, необходимых для эффективной защиты своих прав как инвестора на финансовом рынке.

Для достижения указанной цели и решения общих задач, связанных с проблематикой повышения финансовой грамотности, ФСФР России намерена проводить инициативы и осуществлять деятельность по следующим основным направлениям:

1. В рамках задачи по привлечению внимания граждан к проблематике финансовой грамотности, повышению уровня осознания гражданами необходимости повышения своих финансовых знаний:

  • участвовать в организации и способствовать проведению специализированных опросов населения и анализе их результатов;
  • участвовать в разработке и подготовке специализированных медийных средств информирования граждан о возможностях инвестирования на финансовом рынке, важности планирования бюджета домохозяйств, пенсионных накоплений и об основах такой деятельности;
  • в публичных выступлениях руководства и сотрудников ФСФР России делать акцент и подчеркивать важность повышения финансовых знаний граждан.

2. В рамках задач по повышению обоснованности финансовых решений, принимаемых домохозяйствами, и обеспечению экономической безопасности домохозяйств, разрушению патерналистского стереотипа, взращиванию культуры принятия домохозяйствами самостоятельных ответственных решений в области экономики и финансов:

  • участвовать в развитии у населения навыков финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств - «финансовой подушки безопасности», ответственного отношения к вопросам инвестирования на финансовом рынке;
  • предпринимать усилия по созданию, развитию и регулированию института инвестиционного консультирования розничных инвесторов;
  • осуществлять в рамках своей компетенции деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования финансовых рынков, в том числе, в области совершенствования требований к раскрытию информации о финансовых продуктах и разработки стандартизованных контрактов по финансовым продуктам и услугам;
  • способствовать созданию центров финансового консультирования граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации;
  • способствовать расширению возможностей защиты населением своих прав в качестве потребителя финансовых продуктов и услуг и в качестве инвестора;
  • всемерно способствовать повышению уровня правовых знаний граждан в области финансового рынка и навыков использования предусмотренных законодательством средств для защиты своих прав;
  • участвовать в создании системы практических знаний, защищающих от массовых ошибок на финансовом рынке и предотвращающих финансовую панику;
  • предпринимать усилия, направленные на разработку нормативно-правовой базы, а также осуществлять надзорные мероприятия, нацеленные на сужение поля для коррупции, злоупотреблений и финансовых махинаций;
  • участвовать в разработке, организации и проведении программ, инициатив и мероприятий, направленных на повышение базовых знаний о финансовом рынке и экономике, с акцентом на повышении осведомленности и информированности граждан о финансовом рынке и возможностях повышения благосостояния за счет инвестирования на этом рынке, а также о рисках, связанных с инвестированием средств в инструменты финансовых рынков, и о методах оценки и снижения таких рисков;
  • способствовать организации мероприятий, направленных на  передачу практического финансового опыта передовых групп (финансовая элита, малый и средний бизнес, мелкие частные инвесторы) всему населению;
  • способствовать расширению доступа мелких частных инвесторов к мнениям и рекомендациям ведущих аналитиков;
  • осуществлять совершенствование правовых основ регулирования финансового рынка в части предоставления дополнительных полномочий в области защиты прав инвесторов.

3. В рамках задачи по организации системы финансового образования и просвещения:

  • принимать участие в разработке учебных, методических и образовательных материалов по тематике финансового рынка, для включения в факультативные курсы и в учебные планы высших и средних учебных заведений;
  • принимать участие в проведении аудита существующих и разрабатываемых учебных пособий, информационных, методических и образовательных материалов на предмет их соответствия целям получения учащимися знаний о финансовом рынке, а также возможности их применения для финансового просвещения вне учебных заведений;
  • принимать участие в подготовке компетентных специалистов и преподавательского состава по вопросам финансовой грамотности;
  • способствовать созданию центров финансового просвещения для различных групп населения;
  • участвовать в создании общедоступной системы доведения до населения образовательных материалов по тематике финансового рынка, актуальной информации по вопросам, связанным с использованием финансовых продуктов и услуг, предлагаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестирования на финансовых рынках, планированием пенсионных накоплений.

4. В рамках задачи по изменению отношения государственных служащих и работников правоохранительных органов к массовой экономической активности граждан, обеспечение единства государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств (в том числе информационной политики):

  • участвовать в разработке и проведении единой государственной политики в отношении экономического поведения домохозяйств;
  • создавать доступные и эффективные ресурсы для взаимодействия с населением.

5. В рамках задачи по формированию социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создания прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления финансовых продуктов и  услуг:

  • способствовать разработке и принятию стандартов социально ответственной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективных инвестиций;
  • способствовать включению в кодексы этики профессиональной деятельности коммерческих организаций положений о работе и правилах коммуницирования с клиентами / инвесторами;
  • осуществлять в сфере своей компетенции совершенствование правовой базы, разработку и принятие регламентов и правил информационной политики, в частности, рекламы и иных форм публичного раскрытия информации, направленной на потребителя финансовых услуг;
  • разрабатывать требования по совершенствования требований к раскрытию информации о финансовых продуктах.

6.      В рамках задачи по повышению общей экономической активности населения, поддержки предпринимательства, идей создания собственного бизнеса домохозяйств:

  • участвовать в создании информационных ресурсов и образовательных материалов для населения, направленных на разъяснение особенностей функционирования финансового рынка и работы на нем как физических, так и юридических лиц.

В рамках всех указанных направлений деятельности ФСФР России в целях повышения эффективности образовательных программ и мероприятий будет вести активное взаимодействие и координацию усилий в области повышения финансовой грамотности населения с федеральными органами исполнительной власти, иными заинтересованными лицами, осуществляющими инициативы в данной области, а также осуществлять обмен опытом проведения образовательных мероприятий и методическими образовательными материалами  по тематике финансового просвещения.

V. Инструменты практической реализации деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения

Деятельность ФСФР России в рамках Основных направлений подразумевает разработку и реализацию практического плана действий и комплекса мероприятий, осуществление которых будет способствовать достижению целей и решению задач по повышению уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения. Осуществляемые мероприятия должны быть разнообразными, проводиться на системной основе и задействовать все возможные образовательные материалы, инструменты и ресурсы.

В соответствии с базовыми подходами и принципами осуществления программ в области повышения финансовой грамотности, ФСФР России при разработке и проведении программ повышения финансовой грамотности населения предполагает ориентироваться на следующие целевые аудитории:

молодежь – учащиеся школ и студенты высших учебных заведений;

работающие граждане;

граждане, участвовавшие в «народных» IPO;

участники накопительно-ипотечной системы;

продвинутые группы – актуальная и потенциальная клиентская база профессиональных участников рынка  ценных бумаг и институтов коллективных инвестиций, представители среднего класса;

представители СМИ;

представители правоохранительных органов, органов судебной власти;

пенсионеры и граждане предпенсионного возраста;

иные адресные группы, классификация которых будет уточняться в ходе реализации мероприятий в рамках Основных направлений.

Кроме того, мероприятия и программы, осуществляемые в рамках Основных направлений, в зависимости от их конкретных целей будут позиционироваться по срокам осуществления: меры немедленного действия и оперативные меры будут направлены на группы риска, их задача - решение конкретных локальных проблем, а также предотвращение массовых экономических ошибок в условиях периодов внутренней и мировой экономической нестабильности и кризисов; с другой стороны, долгосрочные меры призваны закладывать основы экономической и инвестиционной культуры, создавать массовые стереотипы эффективного финансового поведения.

В рамках Основных направлений ФСФР России предполагает использовать примерно следующий перечень практических инструментов, направленных на повышение финансовой грамотности населения:

1. Медийную программу, которая включает, в том числе:

  • участие в создании и работе единого информационного штаба,  определяющего направленность государственной информационной политики на финансовом рынке;
  • работу по повышению квалификации журналистов и сотрудников СМИ, освещающих вопросы, связанные с финансовым рынком;
  • разъяснительную работу по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка, направленную на повышение осведомленности и подготовки государственных служащих в данной области;
  • осуществление мониторинга и контроля рекламы в сфере компетенции ФСФР России;
  • участие в подготовке текстов, графиков, мультимедиа для теле- и радио- передач, посвященных, вопросам повышения финансовой грамотности и образованию в сфере инвестирования средств на финансовых рынках;
  • подготовку текстов, графиков, мультимедиа для размещения на различных Интернет ресурсах;
  • подготовку информационных и образовательных материалов, предназначенных для публикации в печатных СМИ и т. д.

2. Административную программу, которая включает, в том числе:

  • организацию и поддержание информационного ресурса в сети Интернет, посвященного вопросам повышения инвестиционной и финансовой грамотности населения, аккумулирующего данные по участникам этой деятельности;
  • аудит существующих, организация и наполнение содержанием новых образовательных Интернет ресурсов, специализирующихся на проблеме повышения финансовой грамотности населения;
  • участие в создании сети региональных Центров финансового просвещения с объединением сил региональных властей, бизнеса и средств массовой информации;
  • мониторинг рынка на предмет выявления организаций, осуществляющих незаконное привлечение средств граждан, организаций, нарушающих права инвесторов иными способами, организация мероприятий направленных на предотвращение подобной деятельности;
  • участие в организации и поддержании постоянно действующей системы мониторинга уровня финансовой грамотности населения, оценки эффективности мер государственной политики по повышению этого уровня и анализа реальной степени вовлеченности населения в инвестиционные процессы;
  • участие в организации постоянно действующей системы социологического мониторинга групп риска;
  • организация регулярных программ повышения квалификации в области финансового рынка для государственных служащих и участие в таких программах;
  • координация усилий саморегулируемых организаций и отдельных общественных и частных организаций, осуществляющих мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, оказание им методической помощи, аудит проводимых ими программ.

3. Участие в межведомственной программе изменения стандартов образования, в том числе:

  • подготовка рекомендаций по включению тех или иных вопросов, связанных с функционированием финансового рынка и его институтов в учебные планы школ и высших учебных заведений, рекомендаций по подготовке методических и учебных материалов и пособий;
  • участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в пересмотре федерального государственного стандарта высшего образования в области экономических и юридических дисциплин в соответствии с учетом необходимости углубленного изучения финансовых вопросов по современным мировым методикам в сфере компетенции ФСФР России;
  • участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций и предложений в создании федерального государственного образовательного стандарта финансового просвещения населения в сфере компетенции ФСФР России;
  • участие в форме экспертизы и подготовки рекомендаций в мероприятиях, направленных на повышение квалификации преподавательского состава средней и высшей школы по вопросам сферы компетенции ФСФР России, а также в разработке в методических и образовательных материалов и т.п.

4. Прямую разъяснительную работу, которая включает, в том числе:

  • организацию и проведение «круглых столов», выездных обучающих семинаров различного формата и для различных аудиторий, подготовку методических материалов для таких семинаров, а также раздаточных информационно-обучающих материалов для слушателей;
  • организацию «горячей линии» для населения по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, оперативная юридическая и финансовая консультация населения по вопросам их взаимодействия с финансовыми организациями;
  • подготовку оперативной информации для размещении на различных Интернет-ресурсах, необходимой для принятия населением инвестиционных решений на финансовом рынке, а также информации, способствующей предотвращению финансовых потерь граждан, связанных с различными видами злоупотреблений на финансовом рынке;
  • организацию специальных выпусков информационных и обучающих брошюр, бюллетеней;
  • подготовку различных интерактивных материалов, игр, викторин, инвестиционных калькуляторов и т.п. для размещения на Интернет-ресурсах;
  • проведение различных тематических мероприятий, посвященных тем или иным вопросам, связанным с финансовым рынком – конкурсов, тематических недель и т.п.

Перечень практических инструментов, используемых для осуществления программ и мероприятий может изменяться и дополняться по мере накопления практического опыта их проведения.

Образовательные программы и мероприятия, проводимые в  рамках Основных направлений, утверждаются соответствующими приказами ФСФР России.

Распечатать