Финансовая доступность

Что такое финансовая доступность

В целях координации деятельности структурных подразделений Банка России по вопросам повышения финансовой доступности Банк России в июле 2015 года принял следующее определение финансовой доступности с учетом международного опыта по этому вопросу и специфики финансовых рынков Российской Федерации.

Финансовая доступность – это состояние финансового рынка, при котором всё дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют полноценную возможность получения базового набора финансовых услуг, которая характеризуется совокупностью следующих условий:

  • наличие инфраструктуры предоставления финансовых услуг (физическая возможность получения услуг в отделениях и филиалах финансовых организаций, посредством банкоматов, электронных и платежных терминалов, через платежных агентов, банковских платежных агентов, страховых агентов, страховых брокеров, организации федеральной почтовой связи и/или возможность дистанционного/удаленного доступа к получению финансовых услуг посредством сети Интернет, с использованием мобильного телефона и иных устройств во всех населенных пунктах Российской Федерации);
  • востребованность финансовых услуг (устойчивый спрос со стороны населения и/или субъектов малого и среднего предпринимательства на доступные финансовые услуги);
  • качество финансовых услуг (бесперебойное и безопасное предоставление финансовых услуг, ценовая доступность финансовых услуг для значительного числа потребителей, доверие граждан к финансовым институтам и предоставляемым ими услугам, эффективная система защиты прав потребителей финансовых услуг);
  • полезность финансовых услуг (финансовая грамотность населения, понимание потребителем сути оказываемых ему услуг, оценка потребителем степени положительного/отрицательного влияния оказываемых ему услуг на качество его жизни).

Базовый набор финансовых услуг* – услуги, оказываемые финансовыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающие услуги страхования, кредитования, по формированию вкладов/сбережений, а также платежные услуги.

* Базовый набор финансовых услуг определен Глобальным партнерством за финансовую доступность «Группы 20» и включает в себя услуги страхования, кредитования, формирования сбережений и платежные услуги. При этом в случае необходимости базовый набор финансовых услуг может быть дополнен иными видами финансовых услуг.

Стратегия повышения финансовой доступности в России

26 марта 2018 года Совет директоров Банка России утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов. Документ был утвержден с учетом предложений, поступивших в ходе общественных консультаций и ведомственного обсуждения.

Стратегия ставит перед собой две основные цели:

  1. Повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам для всех потребителей, имеющих стабильный доступ к сети интернет и дистанционным (цифровым) финансам;
  2. Обеспечение приемлемого уровня доступности и качества базовых финансовых услуг (денежные переводы и платежи, сбережения, кредитование и страхование) и их последовательный рост для тех групп потребителей, которые сегодня не имеют полноценного доступа к инструментам финансового рынка. В частности, ожидается повышение уровня физического доступа к финансовым услугам для потребителей, проживающих в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях. Меры, описанные в Стратегии, позволят повысить финансовую доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам, в том числе для лиц с низким уровнем дохода, людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения.

По итогам реализации Стратегии ожидается повышение уровня доступности и качества финансовых услуг как для населения России в целом, так и для групп потребителей, выделенных в Стратегии как приоритетные.

Меры по развитию информационно-телекоммуникационной и платежной инфраструктур, цифровых финансовых технологий будут способствовать повышению качества и скорости доступа населения к финансовым услугам, в то время как предусмотренные Стратегией меры по совершенствованию системы защиты прав потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности приведут к укреплению доверия потребителей к финансовой системе.

Реализация Стратегии будет способствовать повышению конкуренции на финансовом рынке, расширению ассортимента финансовых услуг и росту ментальной доступности цифровых каналов их предоставления. 2

Стратегия разработана в соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов и учитывает положения стратегических документов Банка России, в частности Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017– 2023 годы, Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов.

Стратегия повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов

Презентация о Стратегии повышения финансовой доступности на период 2018–2020 годов

Индикаторы финансовой доступности

Индикаторы финансовой доступности за 2014-2015 года (по результатам замера 2015 и 2016 годов)

Индикаторы финансовой доступности за 2014-2016 года (по результатам замера 2015-2017 годов) По состоянию на 18.07.2018

Индикаторы финансовой доступности за 2017 год (по результатам замера 2018 года) По состоянию на 29.08.2018

Аналитическая справка об индикаторах финансовой доступности за 2018 год (по результатам замера 2019 года)

Индикаторы финансовой доступности за 2018 год (по результатам замера 2019 года)

Международная деятельность по повышению финансовой доступности

В рамках многостороннего сотрудничества Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности участвует в работе Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion), Глобального партнерства за финансовую доступность G20 (G20 Global Partnership for Financial Inclusion) и Консультативной группы помощи малообеспеченным слоям населения (Consultative Group to Assist the Poor).

По поручению руководства Банка России Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности принимает участие в работе с миссиями международных организаций, Всемирного банка, в консультациях Международного валютного фонда (МВФ), в программе оценки финансового сектора (FSAP) МВФ, в комитетах (рабочих группах) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

В феврале 2014 года Банк России стал полноправным членом Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion) – международной организации, объединяющей регулирующие финансовые органы 95 развивающихся стран мира. Основной задачей Альянса, к которому Банк России присоединился в феврале 2014 года, является выработка мер по расширению доступа населения к финансовым услугам.

Среди приоритетов Банка России по обеспечению финансовой доступности можно отметить следующие:

  • развитие передовых подходов к защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе широкого внедрения принципов ответственного потребительского кредитования и института финансового омбудсмена;
  • внедрение передовых практик работы с жалобами потребителей финансовых услуг;
  • разработка индикаторов и системы оценки уровня доступности финансовых услуг для населения и предпринимателей с учетом рекомендаций «Группы 20» и Альянса за финансовую доступность;
  • повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей.

О присоединении Банка России к «Декларации Майя»

Банк России на ежегодном форуме Альянса за финансовую доступность (AFI) в сентябре 2014 года присоединился к «Декларации Майя», отражающей приоритеты и основные направления политики членов AFI по повышению доступности финансовых услуг.

Основными приоритетами Банка России в области повышения финансовой доступности в выступлении на форуме AFI заместитель Председателя Банка России В.В.Чистюхин назвал развитие передовых подходов к защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе широкое внедрение принципов ответственного потребительского кредитования и создание института финансового омбудсмена.

Банк России также намерен внедрять передовые практики работы с жалобами потребителей финансовых услуг и разработать индикаторы и систему оценки уровня доступности финансовых услуг для населения и предпринимателей с учетом рекомендаций G20 и AFI. Большое внимание будет уделяться повышению финансовой грамотности населения и предпринимателей.

× Закрыть