×Закрыть

«Группа 20»

Общие сведения

«Группа 20» – ведущий неофициальный форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной экономической и финансовой повестки дня.

Официальной датой создания «Группы 20» («двадцатка», G20) можно считать сделанное в сентябре 1999 года министрами финансов и управляющих центральными банками «Группы семи» (G7) заявление о своем намерении «расширить диалог по ключевым экономическим и финансово-политическим вопросам внутри развитых и наиболее успешно развивающихся стран и содействовать сотрудничеству между ними в целях достижения стабильного экономического роста в мире».

Возникновение «Группы 20» связано с осознанием значительных изменений, произошедших в мировой экономике. Возрастающее значение стран с формирующимися рынками вместе с продолжающейся глобализацией мировой экономики и финансовых рынков подчеркнули необходимость расширения международного экономического и финансового сотрудничества.

Основные причины создания «Группы 20»:

  • Финансовый кризис 1997-1998 гг. в развивающихся странах.
  • Продолжающаяся глобализация мировой экономики, что обуславливалось возрастающей взаимозависимостью всех стран в мире.
  • Либерализация международной торговли под эгидой ВТО (ГАТТ).
  • Либерализация финансовых рынков и, как следствие, увеличение потоков капитала.

В состав «Группы 20» входят 19 стран из разных регионов мира и с разным уровнем экономического развития (Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Турция, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, ЮАР, Республика Корея, Япония) и Европейский союз. Во встречах «Группы 20» также на постоянной основе в качестве наблюдателей представлены Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк1, Совет по финансовой стабильности (СФС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация объединенных наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ).

«Группа 20» не имеет собственного штата сотрудников. Страна-председатель назначает временный Секретариат Группы на период своего председательства, который координирует работу Группы и организует ее встречи. Три последовательных председательства негласно объединены в управляющую Тройку, совместная работа которой обеспечивает последовательность и преемственность в работе «Группы двадцати», усиливая легитимность и прозрачность принятия решений на встречах.

Председатель «Группы 20» избирается сроком на один год на ротационной основе и обеспечивает проведение встреч министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц; встреч их заместителей, а также тематических семинаров. В 2010 году страной-председателем была Корея, в 2011 году - Франция, в 2012 году – Мексика, в 2013 году – Россия, в 2014 году - Австралия, в 2015 году – Турция, в 2016 году - КНР, в 2017 году – Германия. В 2018 году страной-председателем станет Аргентина. Обсуждаемые странами-участницами в рамках встреч основные вопросы включаются в итоговый документ «министерской» встречи – Коммюнике.

Также с 2008 года проводятся саммиты лидеров (глав государств и правительств), которые являются завершающим этапом председательства. С 2010 года принято решение о проведении саммита лидеров государств только один раз в год.

Цели и направления деятельности

Основными задачами «Группы 20» являются:

  • Координация политики между членами «Группы 20» с целью достижения глобальной экономической стабильности и устойчивого роста.
  • Продвижение финансового регулирования, которое бы снижало риски и предотвращало будущие финансовые кризисы.
  • Создание новой международной финансовой архитектуры.
  • Основные мероприятия разделены на два направления: встречи шерп2 и финансовая двадцатка.

Ключевые темы в рамках «Группы 20» определяются в соответствии с установившимися приоритетными направлениями:

  • коллективные/совместные действия по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста (реализация Рамочного соглашения «двадцатки» об устойчивом, сбалансированном экономическом росте);
  • реформирование международных финансовых институтов (в свете модернизации международной финансовой архитектуры);
  • совершенствование финансового регулирования;
  • повышение качества функционирования энергетических и сырьевых рынков;
  • оказание содействия международному развитию.

Каждая страна в рамках своего председательства имеет возможность определить свои приоритетные темы на год.

Сотрудничество Российской Федерации с «Группой 20»

Начиная с 1999 года, Россия активно участвует в мероприятиях «Группы 20». В рамках своего участия в деятельности «двадцатки» Россия вносит предложения в проекты итоговых документов, предпринимает конкретные действия в целях выполнения принятых решений и обязательств в рамках Группы.

Сотрудничество Банка России с «Группой 20»

Банк России на постоянной основе участвует во встречах министров финансов и управляющих центральными банками и их заместителей, а также в деятельности рабочих групп и организуемых «двадцаткой» семинарах.

В 2017 году в рамках председательства Германии в «Группе 20» определены 3 приоритетных направления работы: повышение устойчивости (resilience), содействие инвестициям (в особенности в Африке) и определение вектора развития цифровых технологий (shaping digitalisation). Преемственность также является ключевым аспектом председательства Германии, особенно с учетом возрастающей роли мониторинга внедрения согласованных стандартов и рекомендаций.

С целью повышения устойчивости финансовой системы последние годы ключевой задачей «двадцатки» было совершенствование финансового регулирования. Однако наличие устойчивых финансовых рынков является всего лишь одним из составных элементов устойчивости. Помимо данного направления работы для повышения устойчивости экономик стран необходимо следующее:

  • Более диверсифицированные экономики с гибкими рынками товаров и труда в целях адаптации и стимулирования роста.
  • Устойчивый уровень государственного и частного долга, снижение зависимости от модели роста, основанной на частном и государственном потреблении за счет кредитных ресурсов.
  • Сбалансированность набора инструментов экономической политики.

В 2017 году особое внимание уделяется вопросам привлечения инвестиций, в первую очередь, частных, в страны Африки, в частности текущим инициативам, которые могут способствовать привлечению частных инвестиций (в частности, инвестиций в инфраструктуру) в страны Африки.

В 2017 году осуществляется интенсивный мониторинг рисков дигитализации для финансовой стабильности, в частности, незаконного использования информационно-коммуникационных технологий, и тесное взаимодействие между странами по данному вопросу.

Помимо трех вышеуказанных приоритетных направлений деятельности внимание «Группы 20» по-прежнему уделяется вопросам предыдущих лет: глобальная финансовая архитектура, развитие и регулирование финансового рынка, международные вопросы налогообложения, «зеленые» финансы, противодействие финансированию терроризма и отмыванию денег, денежные переводы, отказ от субсидий на ископаемое топливо и пр.

Помимо основных заседаний «Группы 20» Банк России также участвует в деятельности Рабочей группы по реализации Рамочного соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте, Рабочей группе по реформированию международной валютно-финансовой архитектуры и в Глобальном партнерстве по расширению доступа к финансовым услугам.

В 2017 году Рабочая группа «двадцатки» по реализации Рамочного соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте обсуждает следующие вопросы:

  • ситуация в мировой экономике;
  • принципы устойчивости;
  • инклюзивность (всеобъемлемость) роста;
  • обновление страновых стратегий экономического роста (впервые стратегии были одобрены на саммите лидеров стран «двадцатки» в г. Брисбен в 2014 году, с тех пор они обновляются на ежегодной основе);
  • структурные реформы и пр.

В 2017 году Рабочая группа «двадцатки» по реформированию международной валютно-финансовой архитектуры обсуждает следующие вопросы:

  • потоки капитала (анализ и мониторинг потоков капитала и управление рисками, пересмотр Кодекса ОЭСР по либерализации движения потоков капитала);
  • глобальная сеть финансовой безопасности (инструменты МВФ в части предотвращения кризисов путем предоставления ликвидности);
  • долговая устойчивость;
  • роль многосторонних банков развития в международной финансовой архитектуре.

Глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам разработало Принципы высокого уровня «Группы 20» по расширению доступа к финансовым технологиям и План действий «двадцатки» по финансированию малых и средних предприятий (МСП).

Сайт G20

Календарь мероприятий G20 на 2017 год

Основные итоговые документы G20

1 От МВФ и Всемирного банка в форуме принимают участие Директор-распорядитель МВФ и Президент Всемирного Банка, а также председатели комитетов этих организаций: Международного валютно-финансового комитета (International Monetary and Financial Committee) и Комитета по развитию (Development Committee).

2 Шерпа - доверенное лицо руководителя страны-члена «Группы двадцати». Шерпы выполняют важные задачи планирования, ведения переговоров на протяжении всего процесса подготовки саммита, координируют повестку дня, занимаются поиском консенсуса на самом высоком политическом уровне, готовят проекты декларации и другие сопутствующие документы для лидеров.