×Закрыть

Сотрудничество с Евразийской экономической комиссией

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, начала функционировать с 2 февраля 2012 года (официальный сайт www.eurasiancommission.org/ru).

Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами евразийского сообщества в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС). Банк России принимал участие в разработке и согласовал окончательную редакцию следующих разделов Договора о ЕАЭС и соответствующих приложений к ним:

  • Раздел XIII «Макроэкономическая политика» и приложение 14;
  • Раздел XIV «Валютная политика» и приложение 15;
  • Раздел XVI «Регулирование финансовых рынков» и приложение 17;
  • Раздел XXII «Государственные (муниципальные) закупки».

Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин

Банк России совместно с Центральным банком Армении, Национальным банком Республики Беларусь, Национальным Банком Республики Казахстан и Национальным банком Кыргызской Республики проводит операции в соответствии с Приложением 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Подробнее www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/borisov_08_13.pdf.

Статистика внешней и взаимной торговли

Банк России участвует в работе Консультативного комитета по статистике ЕЭК.

Основная задача комитета – выработка предложений для принятия решений ЕЭК в сфере статистики путем проведения консультаций с уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза.

Рабочими органами комитета являются подкомитеты по статистике внешней и взаимной торговли, по экономической статистике, по финансовой статистике.

Подробнее www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/committee/Pages/default.aspx.

Макроэкономическая политика

В разделе XIII Договора о ЕАЭС «Макроэкономическая политика» определены основные направления согласованной макроэкономической политики:

  1. обеспечение устойчивого развития экономики государств-членов с использованием интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ каждого государства-члена;
  2. формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов и обеспечение их эффективного взаимодействия;
  3. создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики государств-членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности, а также устойчивости к внешнему воздействию;
  4. разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития государств-членов.

Реализация основных направлений согласованной макроэкономической политики осуществляется в соответствии с приложением № 14 к Договору о ЕАЭС.

 

Банк России участвует в работе Консультативного комитета по макроэкономической политике, созданного в рамках реализации Соглашения о макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года.

С 1 января 2013 года вступили в действие количественные параметры, определяющие устойчивость экономического развития Сторон:

годовой дефицит государственного бюджета – не выше 3 процентов валового внутреннего продукта;

государственный долг – не выше 50 процентов валового внутреннего продукта;

уровень инфляции, не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства – участника ЕЭП, имеющего наименьший рост цен.

 

Главные направления работы – создание единой Методики расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, Основных ориентиров макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза.

Подробнее www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ConsultKomitet/Pages/default.aspx.

Валютная политика

В разделе XIV Договора о ЕАЭС «Валютная политика» определены цели и принципы согласованной валютной политики.

Цели согласованной валютной политики:

  • углубление экономической интеграции;
  • развитие сотрудничества в валютно – финансовой сфере;
  • обеспечение свободного движения товаров, услуг и капитала на территориях государств - членов;
  • повышение роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях;
  • обеспечение взаимной конвертируемости национальных валют.

Принципы согласованной валютной политики:

  • поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики в том объеме, в каком это соответствует сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества;
  • создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в валютной сфере, координации и согласования валютной политики;
  • неприменение действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, а в случае их вынужденного применения - минимизация последствий таких действий;
  • проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам государств-членов, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных валютных рынках.

В целях проведения согласованной валютной политики государства-члены реализуют меры согласно приложению N 15 к Договору о ЕАЭС.

Согласованные подходы государств-членов к регулированию валютных правоотношений и принятию мер либерализации определяются международным договором в рамках Союза, который в настоящее время прорабатывается Сторонами.

Финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг)

В разделе XVI Договора о ЕАЭС «Регулирование финансовых рынков» определены цели и принципы регулирования финансовых рынков:

  1. углубление экономической интеграции государств-членов с целью создания в рамках Союза общего финансового рынка и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов;
  2. обеспечение гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;
  3. создание условий для взаимного признания лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов;
  4. определение подходов к регулированию рисков на финансовых рынках государств-членов в соответствии с международными стандартами;
  5. определение требований, предъявляемых к банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг (пруденциальных требований);
  6. определение порядка осуществления надзора за деятельностью участников финансового рынка;
  7. обеспечение транспарентности деятельности участников финансового рынка.

В целях создания на финансовом рынке условий для обеспечения свободного движения капитала государствами-членами применяются следующие основные формы сотрудничества, в том числе:

  1. обмен информацией, в том числе конфиденциальной, между уполномоченными органами государств-членов по вопросам регулирования и развития банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг, контроля и надзора в соответствии с международным договором в рамках Союза;
  2. проведение согласованных мероприятий по обсуждению текущих и возможных проблем, возникающих на финансовых рынках, и по разработке предложений по их решению;
  3. проведение уполномоченными органами государств-членов взаимных консультаций по вопросам регулирования банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг.

Для достижения целей регулирования финансовых рынков государства-члены к 2025 году осуществят гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка.

После завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков государства-члены примут решение о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка и создадут его с месторасположением в городе Алматы в 2025 году.

Банк России принимает активное участие в работе по гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков: рабочая группа в ЕЭК, консультации с бизнесом.