• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Сотрудничество с Евразийской экономической комиссией

Общие сведения

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная 29 мая 2014 года Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) в целях:

  • создания условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремления к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС;
  • всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Государствами-членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Государствами-наблюдателями при ЕАЭС являются Республика Молдова, Республика Куба и Республика Узбекистан.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, осуществляется проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС.

Банк России принимал участие в разработке и согласовании итоговой редакции следующих разделов Договора и соответствующих приложений к ним:

  • Раздел XIII «Макроэкономическая политика» и приложение № 14;
  • Раздел XIV «Валютная политика» и приложение № 15;
  • Раздел XVI «Регулирование финансовых рынков» и приложение № 17;
  • Раздел XXII «Государственные (муниципальные) закупки» и приложение № 25;

Сотрудничество Банка России в рамках ЕАЭС

С целью развития финансовой интеграции в рамках ЕАЭС и реализации положений Договора Банк России осуществляет взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия), международными организациями, регуляторами финансового рынка государств-членов ЕАЭС и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Департамент международного сотрудничества обеспечивает непосредственное участие Банка России в работе совещательных и консультативных органов, созданных Комиссией.

Направления работы

1. Макроэкономическая политика

В соответствии с разделом XIII Договора «Макроэкономическая политика» в ЕАЭС проводится согласованная макроэкономическая политика, предусматривающая разработку и реализацию совместных действий государств-членов в целях достижения сбалансированного развития экономики государств-членов.

Основные направления согласованной макроэкономической политики

  • обеспечение устойчивого развития экономики государств-членов с использованием интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ каждого государства-члена;
  • формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов и обеспечение их эффективного взаимодействия;
  • создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики государств-членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности, а также устойчивости к внешнему воздействию;
  • разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития государств-членов.

Реализация основных направлений согласованной макроэкономической политики и координация ее проведения осуществляются в соответствии с приложением № 14 к Договору.

Количественные значения макроэкономических показателей, определяющие устойчивость макроэкономического развития  

  • годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления – не выше 3 процентов валового внутреннего продукта;
  • долг сектора государственного управления – не выше 50 процентов валового внутреннего продукта;
  • уровень инфляции (индекс потребительских цен) в годовом выражении – не выше более чем на 5 процентных пунктов уровня инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

Банк России участвует в работе Консультативного комитета по макроэкономической политике — консультативного органа Комиссии, осуществляющего проведение консультаций с государствами-членами, подготовку заключений и предложений для Коллегии Комиссии и выработку согласованной позиции государств-членов ЕАЭС по проектам решений органов ЕАЭС по направлениями и вопросам в сфере макроэкономической политики в ЕАЭС в соответствии с Договором..

2. Валютная политика

Государства-члены разрабатывают и проводят согласованную валютную политику в ЕАЭС в соответствии с разделом XIV Договора «Валютная политика».

Цели

  • углубление экономической интеграции;
  • развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
  • обеспечение свободного движения товаров, услуг и капитала на территориях государств-членов;
  • повышение роли национальных валют во внешнеторговых и инвестиционных операциях;
  • обеспечение взаимной конвертируемости национальных валют.

Принципы

  • поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики в том объеме, в каком это соответствует сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества;
  • создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в валютной сфере, координации и согласования валютной политики;
  • неприменение действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, а в случае их вынужденного применения — минимизация последствий таких действий;
  • проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам государств-членов, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных валютных рынках.

В целях проведения согласованной валютной политики государства-члены реализуют меры согласно приложению № 15 к Договору.

Согласованные подходы государств-членов к регулированию валютных правоотношений и принятию мер либерализации определяются международным договором в рамках ЕАЭС.

3. Финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, сфера рынка ценных бумаг)

Государства-члены в рамках ЕАЭС осуществляют согласованное регулирование финансовых рынков в соответствии с разделом XVI Договора «Регулирование финансовых рынков».

Цели и принципы

  • углубление экономической интеграции государств-членов с целью создания в рамках ЕАЭС общего финансового рынка и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов;
  • обеспечение гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;
  • создание условий для взаимного признания лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов;
  • определение подходов к регулированию рисков на финансовых рынках государств-членов в соответствии с международными стандартами;
  • определение требований, предъявляемых к банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг (пруденциальных требований);
  • определение порядка осуществления надзора за деятельностью участников финансового рынка;
  • обеспечение транспарентности деятельности участников финансового рынка.

Основные формы сотрудничества

  • обмен информацией, в том числе конфиденциальной, между уполномоченными органами государств-членов по вопросам регулирования и развития банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг, контроля и надзора в соответствии с международным договором в рамках Союза;
  • проведение согласованных мероприятий по обсуждению текущих и возможных проблем, возникающих на финансовых рынках, и по разработке предложений по их решению;
  • проведение уполномоченными органами государств-членов взаимных консультаций по вопросам регулирования банковской деятельности, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг.

Договор предусматривает формирование в рамках ЕАЭС общего финансового рынка. Цели, принципы, этапы, критерии и основные направления формирования общего финансового рынка ЕАЭС определены в Концепции формирования общего финансового рынка (утверждена Решением Высшего Евразийского экономического совета от 01 октября 2019 года № 20).

Общий финансовый рынок охватывает банковский сектор, сектор рынка ценных бумаг и страховой сектор каждого государства, а также совокупность отношений, регулирующих взаимодействие между секторами финансового рынка и соответствует четырем основным критериям, определенным Договором:

  • гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов;
  • взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе рынка ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена на территориях других государств-членов;
  • осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на вей территории ЕАЭС без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;
  • административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией.

Для достижения целей регулирования финансовых рынков государства-члены в соответствии с Договором и Соглашением о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 06 ноября 2018 года к 1 января 2025 года завершат процесс гармонизации своего законодательства в финансовой сфере.

Работа по гармонизации законодательства в финансовой сфере проходит с участием центральных (национальных) банков государств-членов ЕАЭС на площадке Комиссии.

После завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков государства-члены примут решение о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка и создадут его с месторасположением в городе Алматы в 2025 году.

Банк России принимает участие в работе Консультативного комитета по финансовым рынкам — консультативного органа Комиссии, основным направлением деятельности которого являются вопросы регулирования финансовых рынков государств-членов ЕАЭС, валютного регулирования и контроля в соответствии с Договором.

4. Статистика внешней и взаимной торговли

Банк России участвует в работе Консультативного комитета по статистике  — консультативного органа Комиссии по вопросам формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС в соответствии с Договором.

Основная задача комитета — выработка предложений для принятия Комиссией решений в сфере статистики путем проведения консультаций с уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС.

Рабочими органами комитета являются подкомитеты по статистике внешней и взаимной торговли, по экономической статистике, по финансовой статистике, по отраслевой и социально-демографической статистике.

5. Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин

Банк России совместно с Центральным банком Республики Армения, Национальным банком Республики Беларусь, Национальным Банком Республики Казахстан и Национальным банком Кыргызской Республики проводит операции в соответствии с Приложением № 5 к Договору.

Информационный портал Евразийского экономического союза

Сайт Евразийской экономической комиссии

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 17.12.2021